
- •Глава 2. Специфика политического образа в Новой газете 17
- •Введение
- •Глава 1 Основные этапы развития жанра политического портрета в современной журналистике.
- •1.1 Происхождение и эволюция жанра политического портрета
- •1.2. Жанровые особенности и литературные приемы создания политического портрета в печатных сми общественно-политической тематики.
- •1.3. Проблема жанровой диффузии политического портрета с другими жанрами публицистики в современной общественно-политической газете.
- •Глава 2. Специфика политического образа в Новой газете
- •2.1. Приоритетные направления радела «Политика» печатного издания «Новая газета»
- •2.2. Жанровые характеристики политического портрета
- •«Губернатор придворного края»
- •Митт Ромни. Вера, деньги и власть
- •«Я уничтожу ер»!
- •Гиви Таргамадзе: провокатор или политтехнолог
- •Новый вождь Китая – кто такой?
- •Заключение
- •Библиографический список
Глава 1 Основные этапы развития жанра политического портрета в современной журналистике.
Интерес прессы к наглядному изображению человека постоянен. Самым интересным для читателя могут быть поступок, характер, судьба отдельного человека. Суть публикаций этого жанра заключается в том, что бы дать аудитории определенное представление о личности. Для выполнения этой задачи, журналист обращает внимание на те моменты жизни своего героя, которые важны для его личностной характеристики.
1.1 Происхождение и эволюция жанра политического портрета
Материалы, в центре которых человек, в газетно-журнальной практике представлены двумя жанровыми формами: портретным интервью и очерком. Расцвет жанра очерка пришелся на 50-60-е гг. XXв. Незабываемые образы современников созданы очеркистами -- Л. Рейснер, М. Кольцовым, А. Серафимовичем, Б. Агаповым. И. Рябовым. Эта традиция была продолжена А. Аграновским, Г. Радовым, М. Струа, А. Сохниным и другими.
В современной журналистике изменение отношения к очерку очевидно. Так В. Богданов и Я. Засурский отмечают: «Культура очерка ушла из наших газет. «Умирание» очеркового жанра – серьезная проблема не только для газет. Очерк предполагает известную философию жизни. Сегодня всем нам не достает философии движения. Это отсутствие философской перспективы губительно сказывается на серьезных жанрах…»3.
Если обратиться к истории, то началом портретного очерка были описания нравов, быта. Авторы стремились запечатлеть многообразие всех типов людей. Обилие портретных очерков характерно и для советских журналов и газет. В передовых изданиях очерковые тексты сопровождались различными рубриками: «очерк», «портрет современника», «социальный портрет», «коллективный портрет», «судьбы людские», «живущие по совести». Работа над созданием образа, типичного для советской действительности, в портретном очерке шла параллельно с раскрытием темы самореализации, самоутверждения в жизни человека труда.
90-е годы стали временем, когда по всем изданиям стали проходить портретные линии удачливых предпринимателей, преуспевающих людей. В большинстве портретных материалов, вышедших в 90-е годы разработке характера уделяется много внимания.
Формирование жанра политический портрет началось с возникновения в истории отношений власти. В Российской истории личность всегда играла важную роль. Политические деятели, внесшие значительный вклад в историю, всегда вызывали интерес у своих современников и потомков. Этот интерес никогда не ограничивался их профессиональной деятельностью. Широкую известность жанр политического портрета получил в начале XX века на страницах очерков А. В. Луначарского, Л. Д. Троцкого и др. Причем в материалах того времени без труда можно проследить приверженность автора к той или иной политической партии. Это зарисовки, сделанные людьми пристрастными, непосредственными участниками событий.
Д. С. Лихачев истоки возникновения информации о правителях в виде биографии выделял уже в древнерусской литературе. А в XVI в русские биографы, во имя укрепления централизованного государства, начали идеализировать своих героев. «Идеализация была одним из способов художественного обобщения – пишет Д.С. Лихачев – писатель вкладывал в создаваемый им образ человека (государственного или церковного деятеля, святого) свои представления о том, каким должен быть этот человек, и эти представления о должном отождествлялись с сущим»4.
Идеализация, интенсивность применения художественного метода, в ущерб документальному, в XX веке достигла невиданных размеров. Уровень художественности этих текстов позволяет называть воплощение образа политика в очерковых формах публицистическим героем. Это герой-автор, он активно «строит материал: «…публицистический герой, становясь элементом художественной системы, удваивает силы за счет ресурсов художественного целого. Обобщение, составляющее суть этого явления, вырастает в художественное обобщение, возводится в степень художественного символа. Тогда публицистический герой начинает жить как условная фигура, обретая утрированные черты, формируя вокруг себя условный мир»5.
Позже очерковые портреты политиков случае могли соединять в себе документально-фактологическое и художественно-образное начала в самых разных «пропорциях».