
- •Методы определения количества и функциональной активности т- и в-лимфоцитов
- •Список сокращений и терминов
- •Введение
- •Методы выделения лимфоцитов
- •Методы определения количества т-лимфоцитов
- •I. Методы розеткообразования:
- •Методы определения функции т-лимфоцитов
- •Колориметрические методы: км метили различными красителями, которые освобождались при лизисе и окрашивали супернатант.
- •Методы определения функции тимуса
- •Определение клональности (разнообразия) т-лимфоцитов
- •Методы оценки функции т-лимфоцитов in vivo
- •Литература
- •Оглавление
- •Методы определения количества и функциональной активности т- и в-лимфоцитов
Определение клональности (разнообразия) т-лимфоцитов
Как известно, удивительное разнообразие ТКР, необходимое для возможности ответа на любой потенциальный антиген, презентированный в рамках совокупности молекул гистосовместимости I и II типов, генерируется как продукт случайной рекомбинации вариабельных (v), соединительных (j) и генов разнообразия (d), а также вследствие случайных вставок/делеций нуклеотидов в процессе такой рекомбинации. В вариабельной области ТКР выявлены гипервариабельные области (CDR1, 2 и 3). По данным рентгеноструктурного анализа, именно CDR3 наиболее тесно физически взаимодействует с антигеном, что определяет результат «распознавания» и его последствия (активация, ответ). Таким образом, анализ формирования ТКР и CDR3, в частности, позволяет оценить как общую способность Т клеток реагировать на антигены, так и особенности ответа на конкретные антигены (при злокачественном росте, инфекциях, аллергии, аутоиммунных заболеваниях и т. д.). Подобные закономерности имеют важное фундаментальное и практическое (диагностика, разработка вакцин, методов адаптивной иммунотерапии) значение. Методически оценить строение ТКР можно:
фенотипически: существует ограниченное количество моноклональных антител к продуктам генов, составляющих вариабельные области ТКР. Зарегистрировать взаимодействие меченых антител с Т-клетками способна проточная цитометрия;
генотипически: из Т-клеток выделяют РНК, с помощью обратной транскрипции с праймером для константной области ТКР получают кДНК вариабельной области всех ТКР. Далее, с помощью ПЦР с праймерами для всех вариабельных генов (с флуорохромной меткой) и одним праймером для константной части ТКР, получают множество продуктов с различной длиной (из-за вставок и делеций). Затем проводят разгонку в полиакриламидном геле и автоматический учет с анализом по метке и длине продукта (спектротипирование). Полученные совокупности продуктов для каждого вариабельного гена обычно распределяются случайным образом (Гауссово распределение). Накопление лимфоцитов какого-либо клона приводит к заметному смещению распределения для конкретных вариабельных генов. Гораздо лучшие результаты для анализа конкретного ответа на антиген приносит сочетание метода тетрамеров для выделения Т-лимфоцитов, специфичных к конкретному антигену, со спектротипированием. Этот подход позволяет идентифицировать отдельные вариабельные гены и их модификации (путем секвенирования), критически важные для формирования протективного (патологического) иммунного ответа.
Методы оценки функции т-лимфоцитов in vivo
К методам оценки функции Т-лимфоцитов in vivo относятся внутрикожные тесты с анамнестическими антигенами (туберкулином, кандидином, антигенами трихофитонов, E. coli, P. vulgaris и др.). Они выполняются следующим образом: кожу обследуемого в области верхней трети предплечья обрабатывают антисептиком и строго внутрикожно вводят необходимую дозу очищенного антигена (взрослым — 5 ед. туберкулина, детям — 2 ед.) в объеме 0,1 мл. Учет теста проводят через 48–72 ч: измеряют диаметр зоны инфильтрации (папулу) в месте инъекции.
Нормальные результаты свидетельствуют об эффективной работе Т-клеточного звена иммунитета. Одновременная постановка тестов с несколькими анамнестическими антигенами более надежна при выявлении недостаточности клеточного иммунитета (гипо- или ареактивность к одному антигену часто объясняются естественными причинами).
Модифицированные внутрикожные тесты: вместе с антигеном вводится иммуномодулирующий препарат или активатор/ингибитор известных сигнальных путей активации иммунных клеток. По результатам судят об уровне нарушения и возможной эффективности иммуномодуляторов для его коррекции.
Прик-тесты с анамнестическими антигенами. В настоящее время вместо внутрикожных тестов, постановка которых сравнительно трудоемка, требует определенной квалификации и болезненна для пациентов, все чаще применяют прик-тесты с анамнестическими антигенами. Прик-тесты особенно эффективны при постановке тестов с несколькими анамнестическими антигенами (до 5 разных антигенов + контроль). К преимуществам этого метода следует отнести большую стандартность и воспроизводимость. К недостаткам — меньшее количество антигена/введение.
Иммунизация аллергенами, вызывающими ГЗТ. В качестве подобного вещества использовали ДНХБ. После иммунизации проводят разрешение (накожная аппликация) и измерение интенсивности ГЗТ (степень инфильтрации). В настоящее время не применяется.
Проведение бустерных иммунизаций против анамнестических антигенов (АДСМ, АДМ, АСМ) и определение возрастания титров антител. Значительный прирост специфических антител доказывает нормальную функцию клеток АПК, Т- и В-лимфоцитов.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВА И ФУНКЦИИ В-ЛИМФОЦИТОВ
Содержание В-лимфоцитов оценивают путем определения процента клеток, несущих на поверхности В-клеточные маркеры (CD19, 20, 24, 72 и др.) методом проточной цитофлуориметрии (см. рис. 6–9). Далее можно рассчитать количественные показатели, основываясь на количестве лейкоцитов крови и общем содержании лимфоцитов.
Историческое значение имеют методы, основанные на феномене розеткообразования с эритроцитами мыши (М-розетки), ЕАС-розетко-образования (использование связывания В-клеток с комплексами «эритроцит–антитело–комплемент» за счет Fc-рецепторов и рецепторов к факторам системы комплемента (CD21)).
Функцию В-клеток обычно оценивают по феномену антителообразования:
обнаружение «естественных» антител: изогемагглютинины групп крови, гетерофильные антитела (направленные против эритроцитов барана, кролика и др. животных), антистрептолизин и бактерицидные антитела против E. coli;
оценка гуморального ответа на обычную иммунизацию:
а) для неиммунизированных детей можно использовать коммерческую дифтерийно-столбнячную вакцину в рекомендуемых дозах. Через 2 недели после иммунизации в крови определяют противодифтерийные и/или противостолбнячные антитела;
б) пациентам, иммунизированным вакцинами дифтерии/столбняка или дифтерии/коклюша/столбняка, проводят одну ревакцинацию, затем определяют концентрацию антител;
в) для оценки гуморального ответа на углеводные антигены следует применять пневмококковые или менингококковые полисахариды или свободный от белков полисахарид Hemophilus b. Интерпретация результатов иммунизации полисахаридными антигенами у детей младше 5 лет затруднена.
Определение количества иммуноглобулинов в сыворотке крови является наиболее применяемым методом оценки функции В-лимфоцитов. Для этого обычно применяют метод радиальной простой иммунодиффузии в геле по Манчини, иммунонефелометрию и ИФА.
Простая радиальная иммунодиффузия в геле по Манчини (рис. 16) выполняется следующим образом: антитела к антителам человека (отдельным классам, субклассам) вносятся в гель. В геле вырезают лунки и заполняют их разведенными образцами сывороток пациентов. Отдельно раскапывают разведения стандартной сыворотки для построения калибровочной кривой. Антитела из сыворотки диффундируют в гель и взаимодействуют с антителами против Ig человека. В зоне эквивалентности выпадает линия преципитации. Далее пластина геля отмывается от несвязавшихся реагентов и мелких иммунных комплексов и окрашивается на белок. Очевидно, что размер зоны эквивалентности будет прямо пропорционален концентрации антител в пробе и обратно пропорционален концентрации антител против Ig человека в геле. Эта закономерность «привязывается» к конкретным условиям постановки с помощью построения калибровочной кривой. Далее проводят измерение диаметров колец образцов пациентов и рассчитывают концентрацию антител в сыворотке графическим методом или по формуле (определяется с применением регрессионного анализа диаметров колец стандартных разведений). Предел определения составляет ~5–10 мг/л.
Иммунонефелометрия
— это метод, позволяющий измерить
концентрацию антигена посредством его
взаимодействия с антителами, образования
иммунных комплексов и изменения
оптических характеристик среды (рис.
17). Изменение мутности среды пропорционально
боковому рассеянию света при прохождении
луча лазера сквозь суспензию, содержащую
иммунные комплексы. Измерение проводят
с помощью спектрофотометра при длине
волны 340–360 нм. Концентрацию антигена
определяют с помощью калибровочной
кривой. Метод широко применяется
иммунологическими лабораториями при
измерении концентрации компонентов
комплемента и иммуноглобулинов в
сыворотке крови или биолог
ических
материалах больных.
Рис. 16. Определение количества иммуноглобулинов крови по Манчини
Р
ис.
17. Определение
иммуноглобулинов крови методом
иммунонефелометрии
ИФА ставится по обычной схеме. Позволяет определять общее количество иммуноглобулинов крови, количество Ig основных классов, субклассов и, в случае необходимости, количество специфических Ig
При дефиците антител в сыворотке крови для уточнения характера и механизма недостаточности применяют следующие методы:
Оценка количества антителообразующих клеток (АОК). Сперва выделяют мононуклеары периферической крови пациента. Клетки культивируют с В-клеточными митогенами или активаторами (митоген лаконоса, ЛПС и др.) в течение 7 дней. Далее визуализируют АОК с помощью обратного гемолитического бляшкообразования. Культивированные клетки смешивают с эритроцитами барана, нагруженными белком А стафилококка. На данном этапе секретируемые антитела связываются с эритроцитами своими Fc-фрагментами через белок А вне зависимости от специфичности. Далее вносят антитела против антител человека и комплемент. В результате образуются иммунные комплексы, связанные с поверхностью эритроцита. Происходит активация комплемента и лизис эритроцитов вокруг плазмацита, секретирующего антитела. Зоны гемолиза подсчитывают под микроскопом и выражают как процент АОК от всех мононуклеаров. Для этой цели применим метод элиспот (см. выше).
Оценка количества синтезированных антител — определение количества образованных антител в супернатанте (как общих, так и специфических, в т. ч. и отдельных классов, например, IgE) можно проводить методом твердофазного ИФА по стандартной схеме.
КЛИНИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВА И ФУНКЦИИ Т- И В-ЛИМФОЦИТОВ
Проблемы, связанные с оценкой функции Т-клеток человека. Методы, разработанные для оценки функции лимфоцитов человека, имеют важные ограничения:
Большинство исследований проводят in vitro. Таким образом, все методы основываются на или воспроизводят известные in vivo феномены, или, по крайней мере, определяются клетки, активирующиеся in vivo.
Следует иметь в виду ограниченность современных познаний и методов в иммунологии. Например, отождествление клеток, позитивных по маркеру CD8, с Т-супрессорами или, напротив, оценка активации лимфоцитов периферической крови по CD25 маркеру (экспрессия альфа-цепи рецептора ИЛ2 действительно связана с определенными этапами активации лимфоцитов) привели к ошибочным заключениям об общей иммунореактивности из-за недооценки содержания в крови соответственно Т-киллеров (особенно при вирусных инфекциях) и CD4+CD25+ клеток, поддерживающих периферическую толерантность.
Манипуляции с лимфоцитами приводят к многочисленным трудно учитываемым погрешностям (механические повреждения, адгезия к посуде, состав среды (особенно содержание биоактивных веществ, например, ЛПС), изменение состава клеток при культивировании и др.).
Часто единственным источником клеток является кровь, содержащая циркулирующие лимфоциты; их состав и, особенно, состав АПК существенно отличается от того, что наблюдается в лимфоидной ткани или в месте реализации иммунных реакций. Тем не менее, существуют методы забора и анализа реакций локального иммунитета (биопсийный материал, смывы со слизистых, слюна, моча и др. материалы).
Изменения в количественных и функциональных параметрах лимфоцитов и закономерности, их описывающие, как правило, носят статистический характер (т. е. воспроизводимо выявляются только на больших группах пациентов при сравнении со средними величинами практически здоровых контролей). Таким образом, выявленные изменения у конкретных пациентов зачастую находятся в пределах физиологической нормы и не поддаются интерпретации.
Т-клеточный ответ как суррогатный маркер в клинике. Разработка новых методов иммунотерапии для лечения инфекционных, аутоиммунных, аллергических, онкологических и др. заболеваний требует введения в протоколы испытания и лечения тестов для оценки количества/функции лимфоцитов.
Очевидно, что при некоторых заболеваниях, количество и/или функция лимфоцитов может служить суррогатным критерием прогноза, диагностики, эффективности лечения, подобно количеству специфических антител и их возможного протективного эффекта (при испытаниях вакцин или оценке эффекта вакцинации).
В частности, клеточный иммунный ответ имеет важное патогенетическое значение при вирусных инфекциях (корь, ЦМВ, ВИЧ, ЭБВ, ветряная оспа и др.), трансплантации, развитии злокачественных новообразований. Обнаружение или количественный анализ специфических киллеров, а также цитокинового профиля специфических хелперов в крови и тканях, активности и состава АПК в тканях или регионарных лимфоузлах могут коррелировать с исходом заболевания, и служить критерием для прогноза и мониторинга.
Распространение и популяризация знаний об иммунологии и иммунной системе, а также включение иммунологических концепций в теории патогенеза большинства заболеваний стали причиной разработки методов диагностики «иммунопатологии» и соответствующих методов «иммунокоррекции». Было предложено значительное количество методов интерпретации иммунологических показателей, множество иммунотропных препаратов и схем их применения при самой различной патологии. Иммунотропные препараты применялись в ряде случаев как пищевые добавки или витамины: без показаний, мониторинга изменений в организме и критериев эффективности и отмены. Ситуация отчасти смягчается слабостью или отсутствием эффекта от многих препаратов.
В настоящее время большинство иммунологов осознают бесперспективность попыток применения количественных и неспецифических функциональных тестов для построения теории патогенеза, диагностики «иммунодефицита» и/или назначения иммунотропной терапии при состояниях, связанных с разнообразными неспецифическими воспалительными процессами (чаще хроническими), повышенной болезненностью, «оптимизации» лечения гнойно-воспалительных заболеваний различной локализации (дыхательного, желудочно-кишечного и мочеполового трактов, кожи и т. д.) и некоторых болезней внутренних органов, а также новообразований. Разумной альтернативой является применение арсенала иммунологических методов к исследованию локального и, особенно, специфического иммунитета.
Следует отметить, что в последние годы появились основания для разработки более специфических тестов, что связано с возникновением новых технологий получения специфических антигенов (тетрамеры, дендритные клетки + антиген, синтетические, рекомбинантные или высокоочищенные препараты антигенов), а также с приходом в рутинную практику высокотехнологических методов регистрации и анализа (проточная цитометрия и др.). Тем не менее, практическое применение методов оценки количества и функции Т- и В-клеток чаще всего оправдано при сравнительно узком спектре медицинских задач:
первичных иммунодефицитах;
опухолях иммунной системы;
ВИЧ-инфекции;
трансплантологии;
мониторинге иммунного статуса при длительном применении иммунодепрессантов.
В качестве примера рассмотрим возможности применения анализа клеточного иммунного ответа при трансплантации. Для определения состояния активации иммунной системы и прогноза развития реакции отторжения, как правило, применяют антигенспецифические тесты с лимфоцитами донора (активированными В-лимфоцитами, которые заготавливаются заранее и хранятся до использования). К данным тестам относятся:
СКЛ;
цитотоксические тесты;
элиспот для определения продукции ИФН-гамма, ИЛ10 и др.;
внутриклеточное определение цитокинов;
тетрамеры;
постановку транс-vivo ГЗТ тестов.
В некоторых случаях «специфичность» тестам придает характер материала: определение в моче перфоринов, гранзимов или их мРНК.
Для этих же целей применяют и некоторые антигеннеспецифические тесты: РБТЛ на фитогемагглютинин, иммунофенотипирование (определение Т-регуляторов), определение мРНК перфоринов, гранзимов или мРНК транскрипционных факторов FOXP3 или T-bet, иммуноспектротипирование.