Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фундаментальная экономика А.Вугальтер.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.2 Mб
Скачать

Раздел 4. Экономические процессы

История подтверждает, на наш взгляд, что развертывание мирового кри­зиса из локальных — дело случая. Так, сила первых в истории локальных кризисов 1825, 1836 и даже 1847 гг. оказалась весьма слабой для развития полномасштабного мирового кризиса, а сила кризисов последующих лет — уже достаточной:

1882 г. — 2 страны (США, Франция);

1890 г. — 4 станы (Германия, США, Франция, Россия);

1957 г. — 12 стран (США, Япония, Франция, Канада, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Норвегия, Финляндия, ФРГ, Италия);

1970 г. — 6 стран (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, Италия).

Рассуждая аналогичным образом, можно объяснить не только возник­новение мирового кризиса, но и локального, в частности развитие полного национального кризиса, индуцированного частичными кризисами в отраслях (аграрной, энергетической, сырьевой) или в отдельных экономических инс­титуциях (финансовой, биржевой, кредитной, валютной). Банкротства отде­льного предприятия (отрасли, экономической институции) еще не достаточ­но, чтобы повлечь за собой развитие общенационального кризиса. Когда национальная экономика находится в устойчивом состоянии, множество ло­кальных банкротств не приводит, как известно, к кризису, но лишь высвобо­ждает пространство для создания на их месте новых предприятий. Известны многочисленные случаи, когда частичные кризисы не перерастают в обще­национальный, что подтверждает случайный характер такой зависимости. Если же к неустойчивому состоянию "скатывается" достаточное число предприя­тий (институций), одновременное возникновение кризиса в некоторых из них уже способно индуцировать лавинообразное распространение общена­ционального кризиса.

Вероятностный подход демонстрирует, что прогнозируемость есть им­манентное свойство исследуемого объекта, пребывающего в конкретных усло­виях [17]. Так, момент наступления среднестатистического кризиса опреде­ляется с вероятностью, зависящей от динамических параметров, характеризующих развитие мировой экономики. В данном аспекте заведомо обречены на неудачу попытки улучшения экономического прогноза путем применения чисто математических операций, в которых случайная последо­вательность механистически "фильтруется" в циклически закономерную фу­нкцию, как-то: разложение графика ВВП в гармонический ряд Фурье; испо­льзование так называемых "волн Эллиотта" ' [10] для прогноза цен на активы и пр. Вообще, математика нейтрально относится к объектам своего описа­ния: она позволяет помочь выявить латентную причину там, где она действи­тельно присутствует, и равным образом способна создать видимость законо­мерности там, где ее нет в помине. Все вместе взятое создает трудности для изучения и тем самым возбуждает повышенный интерес.

Но, чтобы некий процесс приобрел колебательный характер (составля­ющий основу цикла), требуется, чтобы объект обладал инерцией движения и инерцией накопления. Допустим, начали производить новый вид товара, вы­пуск которого постепенно наращивают. По мере роста производства, на его пути по необходимости возникает цепь препятствий:

на этапе внедрения новшества необходимый объем выпуска товара ог­раничен техническими возможностями производства;

140


15. ЦИКЛИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ИЛИ СЛУЧАЙНЫЕ ВАРИАЦИИ?

на следующем этапе ограниченный платежеспособный и биологичес­кий спрос приводят к насыщению рынка этим товаром;

когда все категории потенциальных покупателей приобретут этот вид товара, прежняя тенденция роста производства какое-то время сохранится по инерции, но затем объем выпуска резко сократится и в дальнейшем уста­новится на неизменном уровне, который будет диктоваться скоростью изно­са предметов, находящихся в потреблении.

Затем начнется производство еще более совершенного товара, и цикл повторится. Сокращение числа желающих и притом способных купить но­вый товар происходит постепенно, по мере удовлетворения покупателя, без сокращения спроса в стоимостном измерении. Вплоть до момента удовлет­ворения последней группы покупателей спрос будет превышать предложе­ние, продолжая стимулировать расширение производства, ... пока число но­вых (!) покупателей не будет сведено к нулю, после чего спрос резко снизится. Поэтому график выпуска нового товара имеет пилообразный характер. Если новый товар — только дань моде, то вершины зубьев пилы остаются на од­ном и том же уровне. Если же обновленный товар способен удовлетворить большим потребностям, чем прежний, то будет расти его стоимость, а зна­чит, должна появиться растущая апериодическая составляющая функции. Экономические колебания можно сравнить с колебаниями маятника, длина нити которого изменяется случайным образом, причем большие изменения происходят с меньшей вероятностью. Статистика национальных и мировых кризисов показывает, что их продолжительность имеет тенденцию к медлен­ному сокращению. Малая изменчивость периода колебаний свидетельствует в пользу существования вполне определенной величины экономической инер­ции. Так, отношение продолжительности роста экономики к продолжитель­ности ее спада составляет для США от 2 до 10 крат ("среднее наиболее веро­ятное" значение кратности приблизительно равно 4), т.е. в кривой роста ВНП должна присутствовать пилообразная составляющая.

Заметим, что в предложенной модели экономические связи начинают разрушаться случайно, а развиваются разрушения уже по причинно­следственной цепочке. В этом смысле наша модель является зеркальным от­ражением известной нейроноподобной модели общественного процесса, в которой связи образуют структуру акцидентно, но затем закрепляются кау­зально. Из случайности побуждающих причин вытекает, что попытки опре­делить момент наступления очередного кризиса (национального или мирово­го), опираясь на известные закономерности развития, обречены на неудачу. Кратковременные спады в экономике хоть и могут служить предвестниками дальнейшего развертывания кризисной ситуации, однако экономистам хоро­шо известно: заранее предсказать характер процесса (будет ли кризис крат­ко-, средне- или долгосрочным, или вообще не получит распространения) невозможно. Естественно обусловленная низкая вероятность (не более 29%) наступления критериального события снижает эффективность управления экономикой, что не может быть улучшено с помощью манипулирования ма­тематическими методами. В то же время, случайная составляющая может на­кладываться, как было показано, на закономерную — собственно циклическую.

141