Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фундаментальная экономика А.Вугальтер.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.2 Mб
Скачать

Раздел 8. Сфера распределения

  1. процессе. Распространенного товара можно добыть (произвести) столько, сколько понадобится. Редкостный товар и так добывают (произво­дят) в максимально возможных размерах, ограниченных непропорционально большим ростом затрат на увеличение добычи. Другие категории товарных редкостей (раритеты) вообще не воспроизводимы (однако это не означает, что их цена бесконечно велика).

Впрочем, есть редкости и редкости. Выше было дано определение ред­кости с производственной точки зрения. Если редкости служат целям тезав­рации богатства, то их цена зависит от глубины дифференциации частно­собственнического капитала (заводов, фабрик и пр.). Редкости, которые служат предметами роскоши, оценивают в зависимости от глубины дифференциа­ции потребительных расходов.

Что же есть редкость с точки зрения пользователя, и как ее измерить? Любая вещь уникальна, по определению (оазис или участок пустыни, старин­ная картина или китч, прекрасный сапфир или простой булыжник). Иными словами, степень редкости отдельной вещи не подлежит измерению (они равноредки по определению). Значит, понятие товарной редкости может касаться лишь категории вещей (расхода вещного потока), но не отдельной вещи. Так, булыжник, в отличие от сапфира, всегда найдешь под ногами; редкими считаются картины, принадлежащие перу лишь некоторых худож­ников, и т.д. Но допустимо ли при ранжировании редкостей поменять места­ми булыжник и сапфир? — В определенном смысле, да. Ведь естественные рубины и естественный жемчуг остаются много дороже искусственных, хотя уступают последним по красоте; метеориты — те же булыжники — в насто­ящее время относятся к категории особенно ценных редкостей.

Нетрудно предположить, что понятие роскоши и редкости с точки зре­ния потребителя синонимичны (утверждать не можем). Роскошь — синкре­тическое понятие, объединяющее различные частности. Общее всех этих частностей состоит в том, что роскошь — это потребительный товар, доступ­ный богатым и богатейшим, потребление которого стимулирует человека в его стремлении к богатству. В одних случаях это товар "вечного" пользова­ния, в который деньги вкладывают как в капитал; в других — это потреби­тельный товар, затраты на который равносильны вложению в укрепление здоровья; в третьих — это товар, доставляющий особое физиологическое или психологическое удовлетворение потребителю; в четвертых — это то­вар, обладающий таким соотношением цена-полезность, которое делает его более дешевым по сравнению с ширпотребом... Предметы роскоши — это социально значимые товары и как таковые относительны в своем определе­нии. Так, если Вы ездите на "ролс-ройсе", втайне от всех, то эта шикарная машина не роскошь, но более качественная вещь. Если же Вы надели пожух­лую жемчужную нить, а не сверкающие бусы из искусственно выращенного жемчуга, то тем самым придали не очень качественному товару статус рос­коши, и т.д. Но рассмотрим контроверзный пример: бижутерные украшения

252

25. ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

(на что падки небогатые покупатели) и ювелирные украшения из драгоцен­ного материала (предметы роскоши) практически неразличимы по потреби­тельным достоинствам. Однако бедный вынужден безвозвратно тратиться на бижутерию, тогда как богатый вкладывает средства в ювелирные изде­лия, т.е. сберегает деньги. Иными словами, покупатель выбирает товар не столько по степени полезности, сколько по его финансовой доступности. Репродукция картины великого мастера, доступная бедняку, и копия, доступ­ная небогатому любителю, возможно, отличаются от оригинала по эстети­ческому воздействию, но оригинал (раритет) приобретает только богач как способ вложения капитала, что одновременно доставляет бесплатное удо­вольствие его владельцу.

Как видим, трудность темы в том, что не известен единый способ вне­рыночной (прелиминарной) оценки уровня редкости той или иной катего­рии вещейтакже категории услуг), и даже теория полезностей здесь бес­сильна. В то же время, легко сопоставить степень редкости одной и той же категории вещей при сравнении экономических доменов:

а) когда речь идет о невозобновимых (территория) или медленно возоб­новляемых вещах (золото), степень редкости можно исчислить как отноше­ние всего наличного количества этой вещи к числу жителей домена;

б) когда дело касается непрерывно возобновляемой вещи (выращиваемой или производимой), степень редкости следует исчислять как отношение всего объема ее производства в натуральном измерении к числу жителей домена.

Д. Рикардо писал [59]: "Однако, как мне представляется, суть состоит в том, что покупатели меньше всего участвуют в регулировании цены, все оп­ределяется конкуренцией продавцов, и хотя покупатели в самом деле могут быть склонными дать за железо больше, чем за золото, они не в состоянии это сделать, так как предложение регулируется издержками производства...”. Ошибка Д. Рикардо, как мы понимаем, носит предметный характер: парци­альная стоимость (но не цена) железа заведомо выше парциальной стоимос­ти золота, т.е. совокупный покупатель расходует на покупку железа боль­шую долю своего дохода, чем на покупку золота, в полном соответствии со своей "склонностью".

Тем же экономистам, которые, подобно Рикардо не замечая трудностей, усматривают редкостно-зависимую сущность в сопоставлении несоизмери­мых величин, например цены одного грамма золота (70 грн.) с ценой одного грамма платины (140 грн.), можно предложить сопоставить эти же редкости с ценой "особо редкого товара" — одного грамма электроэнергии, равной (как нетрудно подсчитать по известной формуле А. Эйнштейна, из расчета 0.156 грн./кВтчас) 3 900 000 грн., притом что естественные запасы энергоре­сурсов можно считать неограниченными.

253