Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вульфов.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.11 Mб
Скачать

"Каждый решает по-своему"

1. Специалисты шутят: для обычных людей два плюс два — четы­ре, а для системников — четыре и... еще кое-что! Это выходящее за очевидные пределы здравого смысла "еще кое-что" — результат дав­но подмеченного человечеством и отслеженного учеными эффекта:

сочетание, органическое единство, интеграция различных факторов способны рождать новое качество, недоступное ни одному из них, взятому отдельно! И, наоборот, разрушение единства, дефицит или жесткая противоречивость факторов делают практически нереаль­ным достижение желаемого качества.

В самом деле, можно ли рассчитывать на разностороннее развитие ребенка, если семья не сотрудничает со школой, если физическое воспитание не сочетается с умственным и нравственным, если телеви­дение исключает книгу, а правила общежития не закрепляются в практике родительского дома, приятельской компании, школьного быта? Одно обогащается и усиливается другим. Если развитие ребен­ка происходит только в семье (сегодня чаще всего малодетной), то может вырасти эгоист, если воспитывает только школа, то — обра­зованный хам, если доминирует физическая сила — результатом бу­дет тупой "качок", если только интеллект — "бледная немочь". Плохо человеку без сочетания необходимого!

Как вы полагаете, что объединяет различные социальные факторы в систему? Она возникает "сама по себе" или создается обществом, государством? Человек в системе — объект ее влияний или субъект ее существования и развития? Системе — с ее целью, содержанием, структурой — не угрожает сковывать себя упорядоченностью, тормо­зить собственную динамику?

В каких образовательно-воспитательных системах вам довелось жить, учиться, работать? А проявлять в них собственную активность? Вы видели ее результат — в себе, в других? В принципе для каждого человека такая система — абстракция, которую создают "сверху", "они", коим все "видней", — или конкретное пространство своей, ин­дивидуальной жизнедеятельности? Человек для системы или система для человека?

50

В какой воспитательной системе растут ваши сын (дочь)? Удается ли вам сочетание влияний семьи с иными факторами и системами, чтобы ребенок получал не только "идущее" от них, но и... "еще кое-что"?

2. Всемирная конвенция "О правах ребенка" (1989 г.) определяет

детство возрастом от рождения человека до 18 лет. Согласны ли вы с такой периодизацией? Каковы черты детства в 16—17-летнем "ребен­ке"? Какие годы вы бы отвели детству? Почему?

3. Ваш сегодняшний маленький или будущий ребенок пойдет в школу уже в следующем, XXI веке. При наличии благоприятных об­стоятельств вы:

будете его учить и воспитывать сами или отдадите в школу?

если сами, то прибегнете ли к экстернату?

если в школу, то предпочтете — государственную (обычную, спе­циальную, лицей, гимназию) или частную?

будете учить до 9 класса (а далее профессионализация в ПТУ, кол­ледже, техникуме) или дадите кончить 11 классов?

Что это будет за школа? На чем основаны ваши намерения и отве­ты?

4. Говорят: трудные дети, трудные семьи. Им самим неблагополуч­но; трудно и с ними. А почему мы совсем не беспокоимся о другом явлении, распространенном, быть может, не меньше: трудная... шко­ла. Для ребенка. И речь идет не о трудностях в учении, в привыкании к режиму (вторая, а то и третья смены): одни — естественны, дру­гие — объективны и пока непреодолимы. Мы говорим о психологи­ческом дискомфорте, когда ребенку неуютно от открытости проис­ходящего, от того, что его не понимают товарищи и учителя, не при­нимают его индивидуальности, когда учительница несправедлива ("она меня не любит", "она ко мне придирается") или сложна по ха­рактеру, когда ребята дразнят, когда "достает" расслоение на "бога­тых" и "бедных", когда в классе презирают тех, кто хочет хорошо учиться, когда честный ребенок не хочет участвовать в коллективном прогуле... Чем отличается круговая порука от общественного мне­ния? Приходилось ли вам переживать такие или подобные трудности в школьные, а то и в студенческие годы? Как вы их преодолевали са­мозащищаясь? Кто вам помогал, что помогало? Что труднее — оста­ваться собою вопреки агрессии окружающих или, поступившись принципами, подчиниться обстоятельствам? На что вы ориентируете своего ребенка, если ему трудны школа, класс, учитель? Удачно ли?

5. Демократизация школы... Одни не скрывают скептицизма, па­мятуя о недалеком прошлом, другие высказывают самые радужные надежды. Как вы понимаете эту демократизацию, как представляете суть процесса? Видите ли его, если да, то верите ли в успех? От чего или от кого он зависит? Что означает демократизация образователь­ной системы для народа, для самой школы, для семьи, наконец, глав­ное — для детей? А что бы вы предложили для демократизации учебных заведений, если считаете таковую необходимой?

6. Школа... Она окружает нас всегда: школа семьи, где выросли, школа средняя или высшая, школа новой, созданной нами семьи,

51

школа жизни... Говорят еще: научная школа, школа такого-то мастерства... Школа — всё, что учит, и всякая — разному и по-разному. Всегда ли не противореча одна другой? И нужно ли — без противоречий? Какие школы прошли (проходите) вы и как оцениваете их роль? Лучше учиться "понемногу, чему-нибудь и как-нибудь" или чему-то одному, но глубоко?

Кто больше ответственен перед обществом, перед конкретной судьбой человека: школа — за учащегося или учащийся — за то, как и чему в ней научился?

Чему учатся старики, уже прошедшие, кажется, все возможные школы? Что "слаще" — учиться или учить? В какой "школе" учите вы? Получается?

7. Известно, что демократия — в буквальном переводе "народовла­стие". Однако это — весьма глобальное определение, которое, сохра­няя общее значение, конкретизируется применительно к тому или иному феномену — государственному или общественному, формали­зованному или традиционному, к учреждению или организации и т.д. Есть и такой социально-возрастной феномен — дети. Они — свидете­ли или жертвы демократии, ее творцы или носители? В чем своеоб­разие демократии в детской среде — в приятельской компании, в классе, на "тусовке"? Где и как учить ребят демократии? И надо ли? — Постепенно научатся сами — опытом самоорганизации, само­управления? А в вашей семье — демократия? В чем это выражается? Идеальна ли она или ей чего-то все-таки недостает? Чего? Страдает ли ребенок от таких "пороков" демократии, как власть большинства, необходимость подчиняться этому большинству? Не замкнется ли он, боясь суда товарищей, не станет лицемером, лгуном? Освобождает ли демократия на работе, в учреждении, да и в семье от личных обязан­ностей, личной ответственности?

8. В Законе РФ "Об образовании" (ст. 1) говорится: "Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной". Как вы это понимаете: что значит "провозглашает", что такое "сфера образо­вания", что означает "приоритетной"? Как соотносятся декларации Закона и социальная практика? Повлияли ли положения Закона на какие-либо стороны вашей жизни?

9. В средние и высшие педагогические учебные заведения прини­мают одинаково — по конкурсу, по количеству баллов, полученных на экзаменах, — как в рыбный или политехнический, так в строи­тельный или сверхмодный теперь экономический. Верно ли это? Мо­жет быть, в систему педагогического образования, готовящую учите­лей и воспитателей, нужно было бы принимать по-другому, отдавая приоритет вовсе не только или, во всяком случае, не прежде всего знанию грамматики или умению решать уравнения? Если да, то каков мог бы быть отбор и прием в педагогические училища и особенно ву­зы? Предложите и защитите свой вариант конкурса.

10. Сегодня многие обсуждают, что собой представляет региональ­ный компонент содержания образования, озабочены тем, как этот компонент реализовать. Занятно: если с такой махиной, как единые основания образовательных стандартов, в принципе все ясно (они це-

52

лесообразны для преемственности, но нуждаются в обосновании со­держания), то с "мелочью" региональное™ ясности нет вовсе. А школьная практика — за нее! В Северном гуманитарном лицее (г. Магадан) ребята изучают геополитические особенности своего ог­ромного региона, в столичных школах есть спецкурс "Москвоведение" и т.д. Изучение родного языка, родного края, его прошлого, на­стоящего и будущего, края, где большинству нынешних школьников предстоит жить, учиться, работать, заводить семью, все больше при­ходит на уроки во все классы.

Каково, по-вашему, пространство региональное™ — город (село), район, область, край, более крупная единица? Не потеснит ли зна­комство с ним главного — изучения основ наук?

Вы ощущаете недостаток знаний о своем регионе? А потребность их пополнить? Приобщаете ли к ним своих детей? Если нет, почему? Если да, для чего и каким образом?

11. Экономика — понятие, казалось бы, вовсе не педагогическое. Однако сама педагогика весьма от него зависит!.. Общеизвестны и жалкий бюджет современной системы государственного образования, и мизерная зарплата учителей, и то, что им всегда должно государст­во... Общеизвестно также, что "образованцы" вынуждены втягиваться не только в традиционное производство (малые предприятия в горо­де, пришкольные хозяйства на селе), но и в никак не присущую шко­ле "хозяйственную деятельность": сдавать в аренду свои помещения, создавать частные школы, оказывать дополнительные образователь­ные услуги и др. Иначе — не выжить: спонсоров, может, и много, но школ еще больше. Поэтому не стоит очень уж строго осуждать ди­ректоров-предпринимателей.

Вопрос иной: как вы считаете, можно ли вовлекать в решение эко­номических проблем школы учащихся (под юридической охраной, разумеется, и без угрозы их физическому и психическому здоровью)? Нравственно ли это? А не безнравственно ли оставлять наших вели­ковозрастных детей, вовсю торгующих на перекрестках газетами и журналами, а то и перепродающих чужой товар, под наблюдением "собственных" рэкетиров, на растление таким "рынком"? Может, луч­ше привлечь их с оплатой труда к работе для поддержания экономики родной школы? Разве от этого она не станет роднее?

Как бы вы отнеслись к тому, чтобы в числе таких ребят были ваш сын или дочь?

12. Судья или суд присяжных выносит вердикт — виновен, а до это­го действует принцип презумпции невиновности: только суд вправе определить вину и меру наказания. Юридически просто и ясно: пре­ступил общественные нормы — общество тебя и осуждает; отбыл на­казание — и (теоретически) снова чист перед людьми.

А вина перед ними и перед собой, не юридическая, а сугубо нравст­венная, когда единственная статья в жизненном кодексе — совесть? Вина за несдержанное слово или невыполненное обещание, вина за свои ошибки, принесшие беду и другим, вина перед собственными де­тьми, которым недодано ласки и заботы, и родителями, не получив­шими от нас любви или просто внимания?

53

Конечно, есть немалая вина, скажем, нашего государства, общества перед природой, перед тружениками, перед детством, стариками, как нерадивых родителей и плохих школ, учителей — перед детьми. Но ведь каждый проживает свою жизнь, значит, и свою вину переживает по-своему. Некоторые стремятся возложить ее на других, иные стара­ются, не ограничиваясь признанием, покаянием, что-то сами испра­вить.

Знакомо ли вам чувство вины за себя, свои слова и поступки? Вы склонны оправдывать себя или осуждать? А чего чаще всего ждете от других? Признание своей вины позволяет ее забыть?

Можно ли воспитать в детях чувство вины, способность винить се­бя? Пытаетесь ли вы это делать? Как поступаете, когда видите вину сослуживцев, товарищей, своих домашних: помалкиваете, обвиня­ете, помогаете не повторить? А когда вас упрекают в очевидной для вас вине? Как объяснить детям, что значит быть честным перед собой?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что отличает систему от обычного множества? Зачем она необ­ходима в педагогической теории и практике?

2. Взаимодействие, совместная деятельность, сотрудничество: в чем их сходство и различие?

3. Зачем каждому учебно-воспитательному учреждению своя воспитательная система?

4. Каковы уроки прошлого и каково настоящее детского и моло­дежного движения? Какова роль этих движений в воспитательных си­стемах общества, учебного заведения, производства?

5. В чем проявляется субъектность позиции ученика, студента в воспитательной системе школы, техникума, вуза?

6. Какова воспитательная система там, где функция воспитания не является приоритетной, но реально осуществляется или организаци­ей, или отдельными специалистами, работающими с людьми (армия, производство, учреждение)?

Литература

Асмолов А.Г. Наперекор оппозиции души. М., 1994.**

Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение (в помощь организаторам летнего отдыха детей). Крас­нодар, 1993.**

Вульфов Б.З., Ивана» В.Д. Время взрослых поступков. Диалоги о школьной юнос­ти и ее проблемах. М., 1993.

Гершунский Б. Философия образования для XXI века // Мир образования. 1996. №4.

Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

Майор Ф. Завтра всегда поздно. М., 1989.

Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. / Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского. М., 1996.

Муравьем О.С. Как воспитывали русского дворянина. М., 1995.**

Пригожий И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.

Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. М., 1996.

54

Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994. (Ст.: Ахун­дова М. Д. и Баженова Л.Б. Хаос, пространство, самоорганизация; Казакова Н.Д. Си­нергетика и безопасность: поиск нетрадиционного диалога.)

Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М., 1986.

Суворов А.В. Школа взаимной человечности. М., 1995.

Философия образования для XXI века. М., 1993.

Цели образования и право на образование. М., 1993.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.