Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
31 Хрестоматия Том3 Книга1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
03.01.2020
Размер:
9.02 Mб
Скачать

Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

Что отделяет меня в данный момент от моей цели? Расстояние. Что может изменить расстояние? Мой автомо­биль. Мой автомобиль не работает. Что ему требуется для работы? Но­вый аккумулятор, новый трос газа...» В данном случае первоначальная за­дача (добраться до универмага) сме­нилась серией подзадач (направлен­ных на ремонт автомобиля). Решая их, мы одновременно решаем и основ­ную задачу1.

Рис, 4. Иерархическая структура плана решения главной задачи План состоит из нескольких ком­понентов, в которые входят ком­поненты более низкого уровня

Во многих случаях подзадачи, с которыми сталкивается человек, от­носительно просты и понятны. На­пример, водитель такси вспоминает, что свободная дорога действительно ведет кратчайшим путем в аэропорт, и таким образом главная задача (до­браться до аэропорта) решается с по­мощью простой и знакомой програм­мы (ехать по свободной дороге). Эта программа, в свою очередь, состоит из простых подпрограмм, таких, например, как «ехать по правой стороне», «набирать скорость, когда впереди нет машин» или «обгонять другие ма­шины слева». Таким образом, решения простых подзадач группируются в решение главной задачи (рис. 4).

Использование подпрограмм приводит к высокой эффективности действий. Элементарные действия обычно хорошо отработаны, и это по­зволяет при решении задачи сосредоточиться на более крупном плане, вместо того чтобы заниматься деталями реализации этого плана. Факти­чески, это одна из причин, почему проблемы, которые новичкам кажут­ся неразрешимыми, не представляют трудности для мастера: даже стал­киваясь с новой для себя задачей, мастер будет полагаться на множество знакомых подпрограмм, которые хранятся в его памяти. Например, опыт­ный водитель такси почти не думает о правилах маневрирования на до­роге и поэтому может сфокусировать свое внимание на главной задаче. Водитель-новичок должен будет сосредоточиться на управлении автомо­билем и правилах дорожного движения, что, безусловно, затрудняет ре­шение главной задачи.

1 См.: Newell A., Simon НА. Human problem solving. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1972.

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д, Процесс мышления...

671

Мастерство

Умение управлять блоками подпрограмм — это то, что прежде все­го отличает мастера от новичка. Безусловно, у мастера есть и другие пре­имущества. У него больше знаний в определенной области, и эти знания столь тесно переплетены между собой, что каждый байт информации свя­зан со множеством других; это делает информацию легкодоступной в случае необходимости1 <...>. Более важно, однако, то, что знание мастера сильно отличается от знания новичка, оно базируется на алгоритмах бо­лее высокого порядка и позволяет, в конечном итоге, мыслить более ши­рокими понятиями и решать задачи несколькими крупными действиями вместо множества мелких.

Рассмотрим мышление шахматных игроков2. В одном из экспе­риментов игроков с различным уровнем мастерства (в том числе двух экс-чемпионов мира) попросили решить несколько шахматных задач. Все гроссмейстеры выбрали единственный путь, который приводил к решению задач, тогда как из множества остальных игроков это сделали лишь не­которые. Почему? Ученые считают, что причина кроется в том, как игро­ки структурируют задачу. Гроссмейстеры раскладывают задачу на круп­ные стратегические комбинации (например, наступление пешек на коро­ля), из которых естественным образом вытекают соответствующие ходы. Таким образом, у них есть «шахматный архив», где такие комплексные операции хранятся в виде отдельных мнемонических блоков, каждому из которых соответствует набор подпрограмм, определяющих нужные дей­ствия в данной ситуации. По некоторым данным, гроссмейстеры могут удерживать в памяти до 50 тысяч таких блоков, каждый из которых со­держит стратегическую комбинацию3.

Эти блоки можно выявить различными способами, включая движе­ние глаз игрока, когда он обдумывает позицию за шахматной доской. Например, игрокам различного ранга предъявляли на 5 с шахматную по­зицию из какой-либо партии и несколько минут спустя просили ее вос­произвести. Мастера и гроссмейстеры сделали это практически без оши­бок; начинающие игроки выполнили это задание гораздо хуже (рис. 5). И причина вовсе не в том, что мастера и гроссмейстеры имеют лучшую зрительную память. Когда им предъявляли позиции, мало вероятные в

1 См.: Bedard J., Chi M. Expertise. Current Directions in Psychological Science. 1992. Vol. 1. P. 135-139.

2 См.: De GrootA.D. Thought and choice in chess. The Hague: Mouton, 1965; Chase W.G., Simon HA. Perception in chess // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 4. P. 55-81; Chase W.G., Simon HA. The mind's eye in chess // Chase W.G. Visual information processing. N.Y.: Academic Press, 1973.

3 См.: Chase W.G., Simon HA. Perception in chess // Cognitive Psychology. 1973. Vol. 4. P. 55-81.

672

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]