Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
31 Хрестоматия Том3 Книга1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
03.01.2020
Размер:
9.02 Mб
Скачать

Тема 15, Познавательные процессы; виды и развитие

му передаются электрические импульсы. В любом случае существует, по-видимому, какая-то связь фосфенов с движением глаза, поскольку фосфены, вызванные стимуляцией зрительной коры, движутся в том направ­лении, куда смотрит испытуемый.

Головной мозг человека замечателен тем, что его большая часть связана со зрением. Площадь зрительной коры, обеспечивающей отчет­ливые зрительные образы, в 10000 раз больше площади фовеа — центральной области сетчатки, в которой расположенные плотно друг к дру­гу колбочки различают тонкие детали. Зрительная кора — самая изви­листая часть мозга, и большая ее часть недоступна для поверхностных электродов, применявшихся Пенфилдом; поэтому требуются другие методы, позволяющие производить локальную стимуляцию.

Одной из целей, ради которой следует продолжать разработку та­ких методов, является возможность создания зрительных протезов у людей, которые потеряли зрение после ранения глаза или зрительного нерва. Головной мозг такого больного может быть подвергнут электри­ческой стимуляции, хотя он и не получал зрительной информации в те­чение нескольких лет. В Кембридже Бриндли и Левин подсчитали на основе топологии зрительной коры, что если бы удалось возбудить 50 близко расположенных центров, то у пациента появилась бы достаточная разрешающая способность, чтобы «прочитать» отдельные буквы; тогда как для чтения с нормальной скоростью потребовалось бы возбудить 600 центров. Сначала Бриндли и Левин провели такой эксперимент на обезьянах, Они инкапсулировали крошечные резонаторы — по существу, радиоприемники, — в силиконовый пластик и ввели их под черепную коробку. Каждый резонатор был связан (проводком, который проходил через отверстие в черепной коробке) с соответствующим платиновым электродом, контактировавшим со зрительной корой. Кембриджские исследователи могли возбуждать различные электроды, перемещая над че­репной коробкой радиопередатчик, настроенный на собственные частоты разных резонаторов. (Такой радиопередатчик при желании мог бы активироваться фотоэлементами, расположенными так, чтобы реагировать на световое изображение).

Затем, после предварительных исследований с обезьянами, Бриндли и Левин провели подобный эксперимент с испытуемой-добровольцем — женщиной, которая была слепа на оба глаза после перенесенной глауко­мы. К зрительной коре было подведено 80 электродов. Испытуемая от­мечала, что видела отчетливые фосфены в виде точек; в этом случае воз­буждались резонаторы, разделенные только одной десятой частью дюйма [около 2,5 мм. Ред.-сост.]. Фосфены исчезали, как только раздражители удалялись, хотя послеобраз оставался виден, если раздражитель был очень сильным. Как и следовало ожидать, между местом нахождения возбужденного резонатора и фосфенами в виде точек нет простого соответствия: если бы испытуемой надо было распознавать буквы, то это зависе-

Остер Г. Фосфены

53

ло бы от умения ассоциировать соответствующие рисунки фосфенов с оп-ределенными буквами. Возможно, что электрические импульсы, поступа-ющие в мозг, необходимо предварительно кодировать, чтобы обеспечить большее их подобие изображению букв.

Метод вживления электродов, по-видимому, никогда не будет эффек-тивным для слепых от рождения людей. Такие люди не могут описать фосфены, в то время как больные, ослепшие в результате несчастного случая или болезни, воспринимают фосфены, которые к тому же являются для них средством развлечения. Сейчас я работаю с офтальмологами для того, чтобы проверить ощущение и характер фосфенов, вызванных надавливанием на глаза или электрической стимуляцией, у людей, страдающих различными видами слепоты, начиная от отслаивания сетчатки и кончая разрушением нерва (и травмами зрительной коры). Идея заключается в том, чтобы показать, на каком уровне можно вызывать фосфены, и, следовательно, на каком уровне однажды станет возможным использовать некоторые виды зрительных протезов.

Л.С. Выготский ЭЙДЕТИКА1

<...> Эйдетикой называют психологи нового направления учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенной фазе их развития, а также сохраняющихся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых. Сам факт наличия подобных субъективных наглядных образов описал в 1907 г. Урбанчич. Однако он не сумел разглядеть широкого теоретического значения этого факта, не смог даже сколько-нибудь полно и основательно изучить его.

Это было сделано школой Эриха Йенша в Марбурге главным образом в последние двенадцать лет. Здесь сложилось и оформилось само это психологическое учение, которое сейчас широко распространилось по всему миру, порождая повсюду исследования эйдетических феноменов, про­верку фактических данных Йенша и его школы, обсуждение его теоре­тических построений и объяснений. Эйдетиками (от греческого слова эйдон — вижу или эйдос — образ, картина, идея) называют психологи нового направления людей, обладающих способностью вызывать эти на­глядные образы. Сущность этого основного эйдетического феномена, или эйдетизма, заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению всякого, так как они представляют всеобщее явление, которое у всякого может быть вызвано. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру, например, крест, квадрат и т.п., и затем переве­сти взгляд на белую или серую поверхность, мы увидим ту же самую

1 Выготский JI.C. Эйдетика // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.В.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 275-281.

Выготский Л.С. Эйдетика

55

фигуру, только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленым и т.д.

С другой стороны, психологи хорошо знали образы представления, которые и являются основой нашей памяти в обычном и самом попу­лярном смысле этого слова. Когда мы говорим, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очер­тания и т.д. Это — следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно от­личаются от последовательных образов.

Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются благода­ря новым открытиям эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и состав­ляет фактическую основу нового учения.

Для того чтобы читатель мог себе ясно представить, в чем заключа­ется само явление, мы приводим стенограмму одного из типических эй-детических опытов, которую мы заимствовали у Рикеля.

Десятилетнему ребенку показывают в течение девяти секунд совер-шенно неизвестную ему до того картину. Затем картина убирается, перед ребенком остается гладкий серый экран, но ребенок продолжает видеть отсутствующую картину и видеть ее так, как каждый из нас видит последовательное изображение, после того как цветная фигура убрана из поля нашего зрения. Как видно из приводимого протокола, ребенок ви­дит отсутствующую картину во всех деталях, описывает ее, читает текст на картине и т.д.

Стенограмма

Вопрос: Сколько людей нарисовано на картине?

Ответ: Шесть, четверо мужчин и две женщины. Один поливает улицу, трое остальных идут на работу.

Вопрос: В каком направлении идут эти трое мужчин?

Ответ: Туда вглубь (показывает рукой направление).

Вопрос: Что видишь ты у второго человека?

Ответ: Он курит длинную трубку.

Вопрос: Видишь ты еще что-нибудь из подобных признаков?

Ответ: Да, шапку, которая по виду похожа на шар.

Вопрос: Что несет этот человек на плече?

Ответ: Большую кирку.

Вопрос: Что несет на плече человек, идущий впереди?

Ответ: Лопату.

Вопрос: А тот, что идет сзади?

Ответ: Продолговатую лопату.

56

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]