Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лейст.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
03.01.2020
Размер:
2.22 Mб
Скачать

Глава 4. Право и общество

121

существенным изменением культуры и науки; все более нагляд­ными становились результаты научной революции, начавшейся еще во второй половине XVII в.; множилось число философских школ и течений общественно-политической мысли; возникали новые виды искусства. С упразднением наследственных сословных привилегий коренным образом менялась классово-социальная структура обще­ства. Бурно развивалось законодательство.

Однако обществу и его праву присуща способность не только решать назревшие проблемы, но и создавать новые. Признание юридического равенства всех людей означало ликвидацию сослов-но-феодального неравенства, но сохраняло (и даже временами уси­ливало) социальное (фактическое, особенно имущественное) нера­венство. Разрушение феодальных структур привело к пролетари­зации части общества.

В конкретных исторических условиях XIX века идея право­вого государства и либеральные лозунги о защите общества и лич­ности от государственной власти по существу означали требование "нейтральности" государства в неравной борьбе наемных рабочих и владельцев капитала. Для первых право в период формирова­ния гражданского общества практически выступало как формаль­ная декларация недостижимых благ, для вторых — как оформле­ние и страж богатства и связанных с ним социальных возможно­стей.

Уже Гегель видел обремененность гражданского общества про­тиворечиями богатства и бедности: "При чрезмерном богатстве гражданское общество недостаточно богато, т. е. не обладает дос­таточным собственным достоянием, чтобы препятствовать возник­новению преизбытка бедности..."1 На том же основании Маркс вы­нес буржуазному обществу суровый приговор, основанный на вы­воде, что капитализм к середине XIX века стал тормозом разви­тия производства и должен быть насильственно уничтожен стре­мительно нищающим пролетариатом. Однако история рассудила иначе. Движение рабочего класса породило механизмы противодей­ствия эгоизму предпринимателей; промышленное общество суме­ло создать многочисленный средний класс; с развитием предста­вительных институтов власти возникали предпосылки для все бо­лее широкого учета в законодательстве не только классово-эгоис­тических интересов буржуазии, но и интересов других классов, а также всего общества в целом. Расширялся и усиливался контроль представительных и судебных учреждений за деятельностью цен­тральной и местной исполнительной власти; рос круг лиц, пользу­ющихся избирательными и другими политическими правами; воз­никла и постоянно усиливалась зависимость представительных уч-

1 Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 272.

реждений и законодательства от системы сложившихся в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных членов общества.

Еще в XIX веке были выдвинуты и обоснованы требования дополнения "формальных прав" (равенство, свобода, собственность, безопасность и их конкретизация) "социальными правами" (право на труд, на образование, на материальное содержание нетрудоспо­собных, на медицинскую помощь и другие права). Некоторые из этих прав (право на труд, право на образование) упоминались уже в конституционных актах XIX века (Конституция Французской Рес­публики 1848 г., Конституция Германской Империи 1849 г.), но ши­рокое воплощение нашли после Первой мировой войны в конститу­циях Германии (1919 г.), Финляндии (1919 г.), Эстонии (1920 г.), Польши (1921 г.), Румынии (1923 г.), Литвы (1928 г.) и других стран. После Второй мировой войны "права второго поколения" (социальные права) получили международное признание в пактах о правах.

Большое место в правовых системах развитых стран XX в. занимает социальное законодательство. В результате расширения социальной деятельности государства увеличилась сфера действия публичного права. Современное гражданское общество ряда раз­витых стран трудно назвать буржуазным1. Гибкое соединение в со­временной экономике различных форм собственности, существова­ние мощных профессиональных союзов, развитие систем социальной помощи, успех широких демократических движений в поддержку прав, свобод личности и их гарантий — все это поставило пределы первобытному эгоизму буржуазного общества, вынудило имущие классы считаться с общенациональными интересами, идти на ком­промиссы с другими классами.

Как законодательное закрепление прав "первого поколения" (равенство, свобода, собственность, безопасность) нашло обоснова­ние в трудах Гоббса, Локка, Монтескье и других теоретиков "шко­лы естественного права" XVII—XVIII вв., так и необходимость воп­лощения в законодательстве социальных прав ("права второго по­коления") доказывалась рядом теоретиков-юристов XIX—XX вв. Большой вклад в теоретическое обоснование этих идей внесли фран­цузский ученый Леон Дюги, разработавший теорию социализации собственности, социальной солидарности и позитивных функций го­сударства как системы общественных служб, а также немецкий юрист Рудольф Штаммлер, обосновавший идею "естественного пра­ва с меняющимся содержанием".

1 Н. Н. Деев удачно называет его "социализированным капитализмом", подчеркивая наличие высокоразвитой социальной функции государства и общественных институтов (см.: Государство и право. 1996. № 6. С. 154).

5— 6513

122

Сущность права. Проблемы теории и философии права

Стержнем политико-правовой доктрины Дюги, в ее практичес­ком воплощении, стала политика социального партнерства, взаим­ных уступок и соглашений общественных классов, оформления и защиты этих соглашений при помощи государственных учрежде­ний, а главным в теории Штаммлера была идея необходимости уче­та законодателем настоятельных требований и пожеланий обще­ственного правосознания ("предписаний естественного права"). В русле этих идей и направлений общественно-правовой мысли сло­жились понятия новых прав личности, особенно "права на достой­ное человеческое существование" (Новгородцев).

Признание и обеспечение прав и свобод человека в гражданс­ком обществе, основанном на частной инициативе и свободном пред­принимательстве, — столь же важное условие создания "замирен­ной среды", сколь для сословно-кастовых обществ были важны юридическое оформление социальных групп в связи с их местом в системе разделения общественного труда, их сословная замкнутость и принудительный коллективизм.

Наряду с международным признанием прав и свобод челове­ка, в том числе социальных прав, актуальной проблемой граждан­ского общества стало обеспечение коллективной безопасности. Же­стокой политической практикой XX века показана опасность тота­литаризма для прав, свобод и бытия не только отдельных людей, но и целых классов, наций и народов, а затем (после создания ядер­ного оружия) и всего человечества. Существенным новшеством пра­вового развития стало признание приоритета общепризнанных норм международного права, запрещающих войны и нарушения пактов о правах человека, по отношению к внутригосударственному пра­ву членов мирового сообщества.

ГЛАВА ПЯТАЯ ПРАВО И ГОСУДАРСТВО