Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЭВ материалы для госэкзамен истори диз 2012.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
276.48 Кб
Скачать

Вопрос 19. Американский функционализм начала XX века. Идеи, представители.

Развитие промышленности в Америке началось значительно позже европейской. В отличие от Евро­пы, Америка была богата сырьем, но бедна квали­фицированной рабочей силой. Начавшаяся в 50-е гг. индустриализация коснулась прежде всего тех ви­дов сложных ремесел, где требовался квалифици­рованный ручной труд. С 1860 по 1895 гг. промыш­ленное производство выросло в 7 раз и США, обо­гнав Германию и Францию, вышли на второе место в мире после Англии. По причине отсутствия вековых традиций в обла­сти художественных стилей, американские художни­ки и архитекторы искали новые формы, созвучные времени и характеру индустриального производства. Начала рождаться новая профессия дизайнера.

На рубеже XIX – XX вв. заметным явлением стала промышленная архитектура США, экзотичные для Ев­ропы высотные и конторские дома, и отдельные, односемейные коттеджи, оснащенные новейшими средствами жизнеобеспечения. Дизайнерский бум начался в США только в конце 20-х годов и достиг своего первого пика во время прове­дения Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939-1940). Но историки дизайна видят в раннем американском функционализме универсальную модель развития «дизайна для всех». Впервые европейская общественность столкнулась с американскими изделиями и бытовым оборудованием на 1-й Всемирной промышленной выставке в Лондоне в 1851 году, где, наряду с другими изделиями, была показана школьная парта на чугунных опорах. В ней все было тщательно приспособлено к возрасту ученика, его анато­мическому строению, характеру занятий. Простота, тех­ническая точность и правильность формы представлен­ных в экспозиции выставки изделий поражала наблюда­телей.

Чикагская архитектурная школа. Изобретение парового лифта (первый образец был установлен в Нью-Йорке в 1857 г.), а вслед за ним и открытие электричества (1880) практически решало про­блемы подъема на большую высоту. Однако традицион­ная строительная технология, связанная с камнем или кирпичей стала препятствием роста зданий в высоту. Архитекторы чикагской школы попытались заменить несущие стены стальной конструкцией. Новшество имело успех и очень скоро по­лучило распространение Необремененные веко­выми традициями американские архитекторы оказались в архитектурном авангарде при разработке оригиналь­ных решений, связанных с технологией строительства жилых помещений и вызванных к жизни технической революцией. Небоскреб стал наглядным символом пре­восходства американской экономики. Наиболее свободным от традиций европейской архи­тектуры было архитектурное направление, возникшее в к. 70-х гг. в Чикаго и известное под названием Чикагской школы. В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Такая архи­тектура создавалась в тесном сотрудничестве с инжене­рами и была в первую очередь индустриальным строи­тельством. Значение Чикагской школы для истории архитекту­ры состоит в том, что впервые в XIX в. был преодолен разрыв между конструкцией и формой, между инжене­ром и архитектором. Это разделение характеризовало все предшествующее развитие архитектуры века. Архитекторы Чикагской школы старались освоить чистые формы, в которых конструк­ция и архитектура объединены в целое.

Основатель Чикагской школы Уильям ле Барон Дженни (1832-1907) до того, как стать архитектором, был инженером. Возможно, поэтому архитектурные детали и декоративные украшения играли в его работах незначительную роль. В мастерской Дженни прошли под­готовку многие будущие архитекторы Чикаго, в том числе и Луис Салливен. Луис Салливен (1846-1924), архитектор, публицист, является одним из самых известных представителей Чи­кагской школы. Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпо­хи. Из традиционных архитектурно-оформительских при­емов у него можно встретить только орнаменты на ниж­них и самых верхних этажах. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями ос­новных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей. Всемирно известная формула Салливена "Форма следует за функцией" становится поз­же лозунгом функционалистов. В Европе Америка воспринималась родиной нового стиля «машинного века». Посетивший Америку в 1893 году австриец Адольф Лоос, пораженный мощью и нео­быкновенной красотой портовых кранов, автострад, зер­нохранилищ, вернулся в Европу убежденным рациона­листом. Молодые архитекторы Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, ставший впоследствии директором Баухауза, изучали американскую промышленную архитектуру, формы паровозов и пароходов.