Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алмонд, главы 5-7.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.16 Mб
Скачать

Политические блага и ценности

Перед тем как сравнивать и оценивать государственную политику, проводимую в различных политических системах, необходимо при­нять во внимание политические ценности, которые и определяют раз­личия в политических программах. Это возвращает нас к рассматри­вавшемуся в главе 1 вопросу о том, выполнению каких целей служит власть. Деятельность государства должна соответствовать по крайней мере трем важным критериям. Прежде всего, это справедливость. Нам бы хотелось, чтобы политика, проводимая государством, была спра­ведливой. Сложность в том, что разные люди по-разному определяют это понятие. По мнению одних, складываются ситуации, когда спра­ведливость требует, чтобы власть относилась ко всем гражданам оди­наково (это вызывает аналогию с тем, как члены семьи пытаются поровну разделить аппетитный пирог). В других ситуациях справедли­вость требует, чтобы к каждому гражданину относились в соответ­ствии с его заслугами или его вкладом (это напоминает систему оце-

260

нок в школе), В третьих — справедливость вроде бы означает, что от­ношение к гражданам зависит от их потребностей и нужд (например, при оказании медицинской помощи). Таким образом, понятие спра­ведливости охватывает и одинаковое отношение к гражданам, и на­граду по заслугам (пропорционально вкладу в общее дело), и отклик на их потребности и нужды. Многие аспекты дистрибутивной полити­ки (например, системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования в США) представляют собой некую ком­бинацию этих критериев. Тем не менее, спору о различных концепци­ях справедливости не видно конца. Впрочем, как бы ни трактовалось это понятие, в большинстве случаев справедливость исключает такие категории, как произвол или пристрастие. Вряд ли кто-нибудь из нас сочтет справедливым, если должностные лица будут бросать жребий, определяя, кому сидеть в тюрьме или получать пенсию, или если по­добные решения они будут принимать, основываясь исключительно на личных связях или собственных умозаключениях.

Политика власти должна также быть результативной и эффектив­ной. Мы отдаем предпочтение результативной политике, т.е. такой, которая в самом деле ведет к намеченной и желанной цели, а не политике, которая этой цели не достигает. Эффективность означает, что власть должна реализовывать свои планы с наименьшими затрата­ми и издержками. Большинство из нас скорее выберет {при прочих равных условиях) правительственные ведомства с четкой структурой и небольшим бюджетом, нежели громоздкие и дорогостоящие орга­низации. Окончательным критерием здесь будет служить отстаивание и сохранение свободы. Как наверняка напомнят нам анархисты, ли-бертаристы и все, кто скептически относится к идее государственной власти, первостепенной задачей государственной политики является утверждение и защита свободы, прав человека и политических прав. Из двух одинаково справедливых и продуктивных политических про­грамм мы выберем ту, которая в большей степени уважает права и свободы граждан.

Нелегко решить, какая из противоречащих друг другу ценностей должна превалировать. Однако разграничительной чертой между раз­личными культурами, партиями и политическими философиями (иде­ологиями) служит именно приоритет, отдаваемый либо свободе, либо справедливости, либо эффективности. Одно общество или группа граж­дан может ценить справедливость больше свободы; другое или дру­гая — сделать противоположный выбор, действуя в соответствии с известным лозунгом «Свобода или смерть!».

Эта книга построена на концепциях системы, процесса, полити­ческого курса. Мы вправе представить себе ценности как своеобраз­ные «политические блага», соотносящиеся с каждым из этих трех.уров-ней анализа, первый из которых по издавна сложившейся .традиции особое внимание уделяет трем параметрам — порядку, предсказуемо-

270

Сти, стабильности. Граждане являются более свободными и способны поступать более рационально, если живут в условиях стабильного и предсказуемого общества. Эти условия мы назовем «системными цен­ностями», поскольку в них отражается функционирование и эффек­тивность целого ряда политических институтов. Одни люди жаждут перемен и новых возможностей, другие — перемены отвергают и тя­готеют к стабильности. Политическая нестабильность — конституци-бнные кризисы, частая смена правительств, беспорядки, демонстра­ций и т.п. — нарушает душевное равновесие граждан и может привес­ти к гибели людей и к разорению страны.

Аналитики, принадлежащие к другой школе, ставят во главу угла ценности, имеющие отношение к политическому процессу — к учас­тию граждан в политической деятельности и к свободной политичес­кой конкуренции. В русле рассуждений этой школы, демократия хоро­ша, а авторитаризм плох именно потому, что эти системы предостав­ляют гражданам разные возможности для участия в процессе, а не потому, например, что демократия способствует достижению лучших результатов в экономике. И наконец, сторонники третьего подхода сосредоточивают все внимание на таких результатах (продуктах) по­литической деятельности, как экономическое благосостояние, каче­ство жизни, личная безопасность. Политическая система, обеспечи­вающая процветание и безопасность, устраняющая неравноправие, заботящаяся о сохранении окружающей среды, становится идеалом независимо от того, какой политический процесс привел к подоб­ным результатам. Не пытаясь определить, кто победил в этой дискус­сии, мы признаем важность каждого из этих «политических благ».

Табл. 7.7 наглядно представляет наш трехуровневый анализ полити­ческих систем, приводя перечень политических или иных ценностей.

Системные ценности имеют отношение к исправному функцио­нированию и предсказуемости политических систем с их способнос­тью приспосабливаться к внешним изменениям. «Регулярность» и спо­собность к адаптации — категории в чем-то конфликтующие. Бывают эпохи, когда порядок и стабильность должны доминировать над всем прочим: например, после Первой мировой войны в США, где прези­дентом в ту пору был Уоррен Хардинг, наступил подобный период, который получил название «возврат к нормальной жизни». Аналогич­ные «демобилизационные» процессы протекали в американском обще­стве и по окончании Второй мировой войны и войны в Корее. Напро­тив, 30-е и 60-е годы, когда расширялась сфера действия государствен­ной власти, можно назвать периодами перемен и адаптации. Впрочем, упор на перемены и адаптацию может быть расценен и как призыв сократить сферу вмешательства государства, как было в Великобрита­нии в пору правления кабинета Тэтчер или Договора с Америкой, провозглашенного республиканской партией США в 1994—1995 гг.

Процессуальные ценности включают в себя участие граждан в по-

271

Виды ценностей

Уровни

политических

ценностей

Сохранность системы

Адаптационные

свойства

системы

Системный уровень

Участие

в политических

действиях

Благосостояние

Уровень

реализации

политики

Безопасность

Свобода

Таблица 7.7