
2.2.О клане Дубенских
По обобщенному собранному материалу, концепция истории рода Дубенских и жизни основателя Красноярска Андрея Дубенского выглядит следующим образом. Андрей Ануфриевич Дубенский( произносить следует «Дубенской», а писать, согласно современной орфографии, - «Дубенский»), годы жизни не установлены( ориентировочно конец XVI-40-е годы XVII века), происходил из старинного российского дворянского, но обедневшего рода. Его предки были скорее всего выходцами из западнорусских, по косвенным данным, смоленских или дорогобужских земель, которые с 1618 и до 1667 года входили в состав Речи Посполитой. Со второй четверти XV века отдельные представители рода стали служить в Москве. К XVI веку Дубенские, помимо Прозоровских, оказались в родстве с двумя младшими ветвями старобоярского рода: Ряполовскими-Хрипуновыми и Аничковыми.8 В XVI же столетии прямые предки основателя Красноярска разделились на три ветви.
Их представители, кроме Москвы и Московского уезда, проживали и служили с поместий в Коломенском, Рузском, Звенигородском, Суздальском, Владимирском, Рязанском, Муромском, Переяславском, Дорогобужском, Дмитровском и Вяземском уездах. 9
Судя по Большой Родословной, прадедом основателя Красноярска был Никифор – «Микифор» Дубенской. Однако по разрядным книгам XVI в. В Москве служили сразу два Никифора Ивановича Дубенских. Одного из них, имевшего село Дубенки в Коломенском уезде, звали так же Никитой (Микитой).10
Четыре его сына, дети боярские Иван большой, Иван Меньшой, Семен и Федор, пошли было в гору, при молодом Иване Грозном.
Они попали в 1550 году в тысячу поместных дворян, или, как их называли, «избранных слуг», которых царь хотел испоместить в Московском уезде и противопоставить боярам-княжатам. Один из Иванов, чей сын не ясно, по прозвищу Одинец, сделал незаурядную карьеру. В приказной, то есть гражданской, службе он дошел до высшего чина в одном из ведомств и стал дьяком.11
Через 30 лет в 1578 году сын дьяка «Афонасий Одинцов сын Никифоров» отдал эту «старинную отца своего вотчину» монастырю, оставив себе, жене и детям в пожизненное пользование три деревни.2.
Службы представителей этой ветви Дубенских, находящихся и в XVIIвеке в столичных чинах, нашли отражение в разрядных книгах, но почти не отложились в памяти представителей провинциальных Дубенских. Так, в «Родословной» чисто московские Дубенские за XVI век почти не упоминаются, а за XVII век приводятся довольно путанные сведения.
Другая, менее значимая по службе, ветвь Дубенских связана с московским дворянином Никифором Дубенским, испомещенным в XVI веке в Суздальском и Владимирском уездах. Судя по Большой Родословной, это и был прадед основателя Красноярска.
Из его служб известно, что сыном боярским в 1525 году он присутствовал на свадьбе великого князя Василия II, а через 22 года в том же звании нес караул у Фроловских ворот Московского Кремля во время свадьбы его сына ИванаIV Грозного. 12
У него, судя по Большой родословной было три сына: Пимен, Афанасий (Ануфрий) и Иван. Старший сын Пимен и средний Афанасий, скорее всего, могли быть записаны в службу по г. Владимиру, в уезде которого в Конском стану у их отца Никифора были выслуженные вотчины (с. Заболотье и Заболово на Суходоле).2.
По собранным на конец XX века данным Г.Ф. Быконя создал первую Реконструкцию родословной Андрея Дубенского.(см. Схема №1).
О службе этих провинциальных уездных дворян, а также отца Андрея, Ануфрия, сохранившиеся разрядные книги, естественно молчат. Они подробно фиксировали только назначение столичных чинов, а должностные поручения этих «служилых людей по отечеству» мало чем были примечательны. Если судить по должностям и размерам поместья( заселенной земле, которой пока служили- тогда владели), старшие владимирские Дубенские относились к « выборным», то есть лучшим «по породе» дворянам уезда. Их периодически призывали в столицу, где они с «московскими дворянами» несли разнообразную службу.