
- •Два государя, два мира – Людовик XI и Карл Смелый по «Мемуарам» Филиппа де Коммина
- •Содержание:
- •§ 1 К постановке вопроса
- •§ 2 Краткая характеристика источника
- •§ 3 Историографический обзор
- •Глава 1 Людовик XI: «всемирный паук» или «наш добродетельнейший государь»?
- •§ 1 Двор Людовика XI
- •§ 2 Некоторые атрибуты королевской власти
- •§ 3 Особенности внутренней политики Людовика XI
- •§ 4 Особенности внешней политики Людовика XI
- •§ 5 Людовик XI и сословное представительство
- •Глава 2 Карл Смелый: от храбрости до безрассудства один шаг…
- •§ 1 Бургундский герцогский двор при Карле Смелом
- •§ 2 Особенности внутренней политики Карла Смелого
- •§ 3 Особенности внешней политики Карла Смелого
- •§ 4 Сословное представительство в Бургундии при Карле Смелом
Глава 1 Людовик XI: «всемирный паук» или «наш добродетельнейший государь»?
Людовик XI – одна из самых интересных фигур во Франции XV века. Заслуживший прозвище «всемирного паука», этот король добился огромных успехов своими часто подлыми мерами и поднял авторитет королевской власти до небывалых пределов. В этой главе мы попытаемся выяснить, насколько справедливы негативные оценки его личности, как он повлиял на дальнейшее развитие французского государства, и что собой представляло это государство в конце его правления.
§ 1 Двор Людовика XI
Для начала, хотелось бы затронуть вопрос о французском королевском дворе того времени. Как ни странно, специальной литературы по этой тематике нами найдено не было. А что касается источникового материала, то сведения, содержащиеся в «Мемуарах» Филиппа де Коммина также чрезвычайно скудны. Впрочем, последний факт довольно легко объяснить –несмотря на то, что Коммин сам был крупным функционером двора, он не имел причины отдельно описывать его структуру и особенности существования, в отличие от того же Оливье де ла Марша, который писал свой трактат о Бургундском дворе по просьбе английского короля. Тем не менее, отдельные факты нами все-таки могут быть использованы. Переходим к их рассмотрению.
Для всех, кому знакомо имя Людовика XI, он представляется человеком совершенно некоролевского вида – немолодой (взошел на престол в 38 лет), некрасивый (если судить по имеющимся портретам), король не имел привычки дорого одеваться, и заслужил от Коммина характеристику «смиреннейшего в своих речах и одежде»77, он даже на одной из дипломатических встреч был «одет столь плохо, что хуже и быть не может – на нем был короткий костюм невиданного фасона и шляпа со свинцовым образком на макушке <…>, и поговаривали, что это все от скупости».78 Перелом наступает только тогда, когда король уже затворился в своем замке Плесси-ле-Тур – «одевался он богато, чего раньше не имел привычки делать, и носил только платья из малинового атласа, подбитые красивым куньим мехом».79 При такой скромности на протяжении большей части жизни, король «из всех удовольствий предпочитал ловлю зверей и соколиную охоту, в зависимости от сезона, и самую большую радость ему доставляли собаки»80, ведь «по общему мнению, король был самым искусным охотником своего времени».81 Простых понятий придерживался король и в трапезе – он не делал из своего обеда культа и не придерживался особого церемониала – показательно, что «он любил, чтобы за стол с ним всегда садились по меньшей мере семь или восемь человек, а то и больше»82, а его сотрапезники «отнюдь не стеснялись есть в присутствии короля, ибо среди них не было никого, кто не сиживал бы с ним частенько за столом».83
Подобная скромность наблюдалась не только в том, что касалось лично короля. Видимо, вовсе не пышно содержался и весь королевский двор, потому что «сам король церемоний не любил и трубачи и герольды его не сопровождали, как других государей».84 Такое положение тоже довольно легко объяснить – имея постоянный ежегодный доход в 4 миллиона 700 тысяч франков85, король не имел возможности тратить их на пышное обустройство своего двора. Деньги шли на разнообразные политические операции, проводимые королем – подкупы, выплаты пенсий и вознаграждений верным людям, а также уплаты контрибуций в случае тяжелой ситуации. Сюда, естественно, стоит прибавить и расходы на содержание постоянной армии.
Сама структура учреждений королевского двора тоже слабо отражена у Коммина. Он всего несколько раз упоминает некоторые придворные должности, например, обер-шталмейстера86 или майордома87, а из самих этих учреждений, он иногда упоминает только королевский совет.88 Совершенно иная ситуация наблюдается в тексте Коммина касательно королевских чиновников разного ранга – они появляются на его страницах чрезвычайно часто. Таковы, например, должности губернатора, сенешала, мэра, бальи, капитана крепости, и наконец, смотрителя вод и лесов Франции.89
Подобные факты позволяют нам говорить о том, что ко времени правления Людовика XI старые средневековые формы организации королевского двора во Франции практически окончательно отходят на второй план в восприятии современников. Их место все больше занимают новые организации, подчиненные королю и функционирующие благодаря королевским чиновникам (как известно, процесс реорганизации государственного управления был начат еще во времена правления Филиппа Красивого).