Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ежегодник российско-германского колледжа.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.04 Mб
Скачать

2.2 Связь между верой и детельностью

Ориентированная на связь с Другим набожность имеет этические следствия. Тот, кто ориентирован в вере на связь с другим, для того и в повседневной жизни важно установление социальных отношений. «Кто любит Бога, тот любит и своих братьев» (Первое послание Иоанна). Так осуществляется связь между основанной на отношении к другому верой и социальной ответственностью. На исходные религиозные вопросы человека: «Откуда я пришел, куда иду?» христианская вера отвечает указанием на святость посылающего благодать Бога. Поэтому церковь есть прежде всего место для молитв, для встреч с Богом; но также и место, где человек снова и снова связует воедино свою повседневную жизнь и социальную ответственность, поскольку триединый Бог является не только Спасителем, но и Творцом и Хранителем мира, Он - Господь призывающиъ своих последователей. Так церковь оживляет пространство повседневной, социальной и политической ответственности. Она соединяет слово утешения верующих с социальным словом, действительным для всех облеченных ответственностью в социальной области. Эта тесная связь веры и деятельности, духовности и этики представляет собой специфическую особенность и сильную сторону евангелической церковной жизни. Повседневная жизнь мира не являются для церкви чем-то побочным, она тоже принадлежат к сфере веры. В повседневной жизни мира богослужение продолжается. Это ключевое высказывание священства всех верующих, заново открытого Лютером, в котором мы вправе с гордостью видесть специфику евангелического бытия, требующую более детальной разработки в рамках нашего общества.

2.3. Различие между последними и предпоследними вещами

Пространство, в котором осуществлется построение жизни, есть общественное пространство, и здесь мы, евангелисты, не должны оставаться в изоляции. Мы живем, как уже было сказано, вместе с людьми других культур, религий и мировоззрений. В этом отношении привнесение евангелической позиции в общественный дискурс имеет особое значение. Эта позиция была сформулирована Дитрихом Бонхеффером, который говорил о различии между «последними» и «предпоследними» вещами. Вера христиан имеет дело со всею жизнью постольку, поскольку непосредственно подводит к различению того, что представляет собой вопрос веры, и что – вопрос, допустим, науки, экономического и политического сознания. Христианская вера различает, что такое Бог и не-Бог, что такое Творец и творение. Тем самым она отвергает глобальные претензии каждой из светских областей и побуждает к их разумной проверке. Поэтому христианска вера является корнем разумного, а не магического обращения с миром. Основываясь на «последнем», на том, что не является объектом этого мира, она противостоит любому тоталитарному спасительному учению, ограничивающему свободу.

Таким образом, различие между последними и предпоследними вещами содержит в себе противопоставление с любым фундаментализмом и освобождает для общественного дискурса. Оно открывает широкое пространство для этических, политических и культурных возможностей, в которых речь идет не о признании веры, а о поисках все лучших форм коммуникации, не о спасении, а о благополучии людей. Также отделение церкви от государства и осознание государством себя как нейтрального в религиозном отношении становится понятным на фоне христианской традиции, поэтому секуляризованное государство, не желающее быть тоталитарным, остается в рамках этой традиции. Именно потому, что государство само не хочет быть религией, оно должно предоставить религиозным сообществам место в общественной жизни. И именно потому, что мы знаем, что не все вопросы являются прерогативой религии, мы должны, как евангелисты, в мировоззренчески нейтральном государстве соблюдать свои высшие интересы.