Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кацва Л.А. История России. Советский период. (1...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
02.01.2020
Размер:
6.22 Mб
Скачать

2. Нэп и крестьянство

Заменив продразверстку налогом, большевики пошли навстречу важнейшему желанию крестьянства. Однако невозможно было серьезно увеличить производство товарного хлеба, сохраняя запрет на аренду и использование наемного труда73.

Говоря о свободе оборота, Ленин на X съезде РКП(б) отмечал: «Кулачество из данного строя будет вырастать еще больше, чем до сих пор». Вопрос о том, какова допустимая «мера» возрождения капиталистических отношений в деревне, оказался для большевиков крайне труден. Фактически в деревне никогда не исчезали ни аренда, ни работа по найму. Однако ВЦИК принял новый закон о землепользовании, носивший ярко выраженный компромиссный характер, лишь в мае 1922 г. после длительного обсуждения. Крестьяне могли избрать любую форму землепользования: артельную, общинную, отрубную, хуторскую. Разрешалось нанимать работников, однако при условии, чтобы члены семьи нанимателя трудились наряду с батраками. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более 6 лет (два севооборота), да и то лишь семьям, пострадавшим от стихийных бедствий или потери рабочих рук. Долгосрочная аренда не допускалась. Конечно, эти ограничения были декларативными и их можно было обойти. Но все же они свидетельствовали о том, что большевистская власть все еще придерживалась уравнительных взглядов.

Важнейшим итогом первых лет НЭПа в деревне стало изменение отношения крестьянства к Советской власти. Ленин с полным правом утверждал в ноябре 1922 г.: «Крестьянские волнения, которые раньше, до 1921 года, так сказать, представляли общее явление в России, почти совершенно исчезли… Крестьянство может быть недовольно той или другой стороной работы нашей власти… но какое бы то ни было серьезное недовольство нами со стороны всего крестьянства, во всяком случае, совершенно исключено. Это достигнуто в течение одного года».

Однако, как показали события последующих лет, примирение крестьянства с Советской властью еще не было прочным и требовало от большевиков дальнейших шагов.

3. Частное предпринимательство

Введением частичной свободы оборота решение проблемы «как удовлетворить крестьянина» лишь начиналось.

ИЗ ДОКЛАДА ЛЕНИНА НА Х СЪЕЗДЕ РКП(Б):

«…во-вторых, нужно достать товары и продукты. Что за свобода оборота, ежели нечего оборачивать, и свобода торговли, ежели нечем торговать!.. Нам предложат вопрос и пожелают узнать: где достать товары?.. Можем ли мы теперь достать товары? Теперь сможем, потому что наше экономическое положение в международном масштабе улучшилось в громадной степени… Капитал, который вынужден считаться с реальной политической и экономической жизнью, говорит: «Надо торговать»… Так что у нас есть экономическая возможность достать товары».

Однако достичь широкого экономического соглашения с Западом не удалось, и надежды приобрести товары широкого потребления за счет импорта не оправдались. Скудных запасов хватило ненадолго. Ни аппарат Наркомпрода, ни кооперация не могли справиться с обменом в таких масштабах, какие требовались для снабжения городов, армии и промышленности хлебом и сырьем, тем более в условиях голода. Все это вынудило Советскую власть отказаться от товарообмена и разрешить настоящую торговлю74.

Стремясь насытить рынок товарами, государство разрешило создавать на основе собственности или аренды мелкое частное производство а в мае 1921 г. прекратило национализацию предприятий, на которых работало не более 20 рабочих. Хотя предприятия, национализированные ранее, бывшим хозяевам не возвращались, частная промышленность все же росла.

Частное промышленное производство в 1922 г. (1920 г. = 100)

Города

Поселки

городского типа

Количество предприятий

207,6

169,2

Численность рабочих

145,6

124,5

Большинство частных предприятий арендовались у государства. Правда, сдавались лишь мелкие предприятия, а сроки арендных договоров ограничивались 1–6 годами. Среди арендаторов лишь 57% составляли частники, 38% — кооперативы, около 5% — государственные организации. В 1923 г. в частном секторе было занято 12,5% рабочих.

Предприниматели опасались вкладывать средства в производство, не доверяя режиму. Характерный пример приводил Ю. Ларин, рассказывая о беседе с «товарищем из Ростова-на-Дону»: «Оказывается они по “нэпу” перешли на снабжение города хлебом частными булочными. Владельцы пекарен, “вложив частный капитал”, пожелали с течением времени покруче использовать конъюнктуру (положение на рынке) и взвинтили цены. Им предложили понизить, но ссылаясь на условия рынка и свои интересы, они отказались. “Что же у вас сделали” — “А у нас реквизировали все булочные”. — “Что же владельцы сделали?” — “А владельцев посадили в тюрьму за сговор с целью повышения цен на хлеб”».

Так что не зря бубличник Кислярский из «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова постоянно таскал с собой корзинку, в которой было все, что могло пригодиться в тюрьме!

Быстрее развивался частный сектор в торговле, где можно было не только быстро получить прибыль, но и столь же быстро свернуть дело. Улицы больших городов украсились витринами, запестрели вывесками частных лавок, магазинов, кафе, ресторанов. В несколько месяцев прилавки наполнились самыми разнообразными товарами: от рыбных и мясных деликатесов до модных платьев и украшений. На смену подчеркнутому аскетизму времен Гражданской войны пришло стремление к роскоши. Колоритным социальным типом эпохи стал «нэпман» — быстро разбогатевший делец-спекулянт. Внезапное быстрое обогащение, зачастую низкая культура, неуверенность в будущем заставляли многих нэпманов «прожигать жизнь». «Шикарная» одежда, выставленные напоказ меха и драгоценности, пьяные кутежи с дамами в ресторанах и кабаре — все эти приметы «угара нэпа» — были во многом вызваны не только грубыми вкусами нуворишей75, но и стремлением побольше урвать от жизни, пока не стало поздно.