Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кацва Л.А. История России. Советский период. (1...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
6.22 Mб
Скачать

3. Знамя над Берлином

Руководство рейха, готовясь оборонять Берлин, поспешно формировало дополнительные батальоны фольксштурма, отряды истребителей танков, вооружало 14-летних юнцов из «Гитлерюгенда». Между Одером и Берлином была создана сплошная оборонительная зона, насыщенная траншеями и огневыми точками. Зееловские высоты, расположенные к востоку от немецкой столицы, были объявлены «непреодолимой крепостью», «замком Берлина». Общая глубина немецкой обороны, включая сам Берлин, составляла около 100 км. Вокруг Берлина были возведены три кольца мощных оборонительных сооружений. Улицы германской столицы перегораживали баррикады, завалы, бетонированные противотанковые сооружения. Каждый дом был превращен в крепость.

Советское командование сосредоточило для овладения Берлином три фронта. Главный удар наносил 1-й Белорусский фронт под командованием Г.К. Жукова, наступавший непосредственно на столицу рейха, 1-й Украинский под командованием И.С. Конева действовал южнее, а 2-й Белорусский под командованием К.К. Рокоссовского — севернее Берлина340.

Соотношение сил в Берлинской операции.

Германия

СССР

Соотношение

Личный состав (тыс. чел.)

1000

2500

1 : 2,5

Танки

1500

6250

1 : 4,1

Самолеты

3300

7500

1 : 2,3

Орудия и минометы

10400

41600

1 : 4,0

16 апреля, в 5.00 утра 1-й Белорусский и 1-й Украинский фронты перешли в наступление на Берлин.

Из мемуаров Г.К. Жукова

«От выстрелов тысяч орудий, минометов и наших легендарных «катюш» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов снарядов, мин и авиационных бомб. В воздухе нарастал несмолкаемый гул бомбардировщиков.

Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько пулеметных очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. После 30-минутного мощного артиллерийского обстрела, когда противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты…

Артиллерия еще больше усилила огонь, пехота и танки дружно бросились вперед, их атака сопровождалась двухслойным мощным огневым валом. К рассвету наши войска преодолели первую позицию и начали атаку второй позиции…

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить…

Оборона противника уничтожалась и подавлялась на глубину до 8 километров, а отдельные узлы сопротивления — на глубину до 10–12 километров».

Однако ряд современных авторов сомневается в высокой эффективности «прожекторной» артподготовки. Возможно, именно те немецкие войска, которые она должна была уничтожить, оказали упорное сопротивление Красной Армии на второй линии обороны — на Зееловских высотах. Жуков пишет: «Я отчетливо понял, что оборона противника в основном уцелела». Для захвата высот были использованы 1-я и 2-я гвардейские танковые армии, которые по первоначальному плану должны были вступить в бой после прорыва вражеской обороны и обойти Берлин с севера. К утру 18 апреля Зееловские высоты были взяты, но танкисты, атакуя в лоб укрепленные артиллерийские позиции, понесли очень большие потери. Одновременно с юга на Берлин были повернуты танковые армии 1-го Украинского фронта. К 20 апреля советские войска достигли внешнего оборонительного обвода Берлина. Начался штурм германской столицы. Жуков принял решение бросить в бой за город вместе с пехотой и танковые армии. «Мощным огнем артиллерии, ударами авиации и танковой лавиной они должны были быстро подавить вражескую оборону в Берлине»,— вспоминал маршал. Однако на узких улицах огромного города, среди многоэтажных каменных зданий и многочисленных препятствий танки не могли действовать эффективно и становились легкой добычей обороняющихся, вооруженных фаустпатронами341.

Решающую роль в боях за Берлин сыграло колоссальное превосходство Красной Армии в огневой мощи. С 21 апреля по 2 мая по Берлину было выпущено 1 млн. 800 тыс. артиллерийских снарядов. Центр города обстреливали крепостные орудия, снаряды которых весили по 500 кг. Оборона Берлина, по словам Жукова, «разлетелась в пух и прах».

Провалилась попытка гитлеровских армий, действовавших против американцев юго-западнее Берлина, повернуть на восток и прорваться на помощь столице. 25 апреля войска 1-го Украинского фронта встретились на Эльбе с американскими частями.

Утром 30 апреля началось кровопролитное сражение за рейхстаг. Борьба в этом огромном здании шла за каждую комнату. Поздно вечером над рейхстагом взвилось красное знамя. Полностью гарнизон рейхстага сложил оружие утром 2 мая.

Видя окончательный крах своих надежд на перелом в войне, 30 апреля покончил самоубийством Гитлер. В своем завещании он передал власть командующему флотом адмиралу К. Дёницу. Утром 1 мая начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Г. Кребс попытался вступить в переговоры о перемирии с советским командованием. Однако требование о безоговорочной капитуляции было отклонено. Тогда советские войска открыли ураганный огонь по центру города, где вокруг здания имперской канцелярии сопротивлялись уцелевшие гитлеровцы. Рано утром 2 мая сдался в плен командующий берлинским гарнизоном генерал Г. Вейдлинг. Он обратился к немецким войскам с приказом немедленно прекратить сопротивление. К середине дня 2 мая остатки берлинского гарнизона полностью капитулировали.

Победа в Берлине досталась дорогой ценой. Берлинская операция стала одной из самых кровопролитных за всю Вторую Мировую войну. Только убитыми Красная Армия потеряла при взятии германской столицы более 100 тыс. чел. Не случайно ряд историков и мемуаристов сомневается в целесообразности штурма, полагая, что, окружив Берлин и отрезав его от остальной Германии, Красная Армия вынудила бы противника капитулировать ценой гораздо меньших потерь. «С военной точки зрения Берлин не надо было штурмовать. Конечно, были и политические соображения, соперничество с союзниками, да и торопились салютовать», — писал в мемуарах генерал А.В. Горбатов, командовавший одной из бравших Берлин армий. Такую же точку зрения высказывал известный военный историк генерал Н.Г. Павленко, назвавший Берлинскую операцию «одной из самых неудачных наступательных операций Великой Отечественной войны».