Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кацва Л.А. История России. Советский период. (1...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
02.01.2020
Размер:
6.22 Mб
Скачать

Вопросы и задания

  1. Какие цели преследовала массовая отправка невиновных людей в лагеря?

  2. Почему политических и уголовных заключенных содержали в лагерях совместно?

  3. Почему власть предпочитала при утверждении лагерного режима опираться на уголовников?

  4. Чем объяснить низкую эффективность лагерной экономики?

  5. Охарактеризуйте повседневный быт в лагерях.

  6. Как возник и какое значение имел институт придурков?

  7. Согласны ли вы с той оценкой нравственной роли лагерей в жизни советского общества, которую выдвинули Л.Э. Разгон и В.Т. Шаламов?

§34. Культура 30-х годов

1. Система образования

В 30-х гг. система образования в СССР претерпела существенные изменения. Была в основном преодолена неграмотность (в 1939 г. читать и писать умели 90,8% мужчин и 72,6% женщин), осуществлено всеобщее начальное образование, в городах накануне войны в основном завершился переход к всеобщему семилетнему образованию. Особенно значительны были успехи в преодолении неграмотности в национальных районах. В 30-е гг. многие народы Севера и Сибири впервые получили собственную письменность, созданную на основе русского алфавита. Вместе с тем, мусульманские народы Средней Азии, Кавказа, Поволжья были принуждены к отказу от традиционной арабской письменности и переходу на латиницу, а еще через несколько лет — на кириллицу. Тем самым было ослаблено влияние ислама и мусульманского духовенства, ведь древние религиозные тексты стали недоступны пониманию нового поколения. Эти реформы оказали разрушительное влияние на традиционную местную культуру.

В советскую школу постепенно возвращались многие педагогические традиции, отброшенные революционной эпохой. В 1932 г. ЦК ВКП(б) специальным постановлением «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» предписал, что «основной формой учебных занятий должен являться урок с данной группой учащихся, со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся». Широко применявшийся до этого в школах «лабораторно-бригадный метод» был осужден как ведущий к обезличке в учебной работе, снижению роли педагога и игнорированию индивидуальной учебы каждого ученика. Групповые формы работы школьников разрешались отныне лишь в рамках урока, без организации постоянных бригад.

В 20-х гг. и в первой половине 30-х гг. в школе наряду с учителями активно работали психологи — специалисты в области педологии, то есть науки о ребенке. Педологи уделяли максимальное внимание индивидуальному развитию личности ребенка. А.В. Луначарский говорил: «Надо, чтобы в каждом учителе, в мозгу каждого учителя жил, может быть, маленький, но достаточно крепкий педолог». Однако идеи педологии не соответствовали идеологическим установкам власти, стремившейся к усреднению и нивелировке граждан и максимальному внедрению коллективистских ценностей. С начала 30-х гг. педология стала подвергаться резкой критике, сводившейся, в основном, к тому, что центром педагогического внимания «в нашей трудовой школе является не отдельный ребенок, а растущий детский коллектив». Педологи предлагали распределять детей по классам в соответствии с их фактическим (а не паспортным) психическим возрастом203, создавать отдельные школы для детей с разной степенью задержки умственного развития, выявленной на основе тестирования и специальных коэффициентов. Педология была еще молодой наукой, накопленный опыт был невелик, поэтому умственно отсталыми признавалось очень много детей, что вызывало недовольство родителей. Противники педологов, пользуясь этим, утверждали, что дети в советском обществе должны обладать высоким физическим и психическим развитием ввиду благотворного воздействия революционной среды. Влияние наследственных факторов и негативная роль среды, в которой мог находиться конкретный ребенок, отрицались. Получалось, что советские дети не могут быть умственно отсталыми. Ввиду этого педологические обследования и создание школ разных типов с учетом умственного развития детей объявлялись провокацией, в прессе звучали призывы защитить советских детей от изуверов-педологов. 4 июля 1936 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», запретившее психологические исследования в школах и нанесшее тяжелейший удар отечественной психологии.

В 30-х гг. произошли серьезные изменения в учебных программах. В мае 1934 г. было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) и СНК «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Это означало, что в школу возвращалось изучение исторических фактов, до этого заменявшееся социологическими схемами и «основами марксизма». Такое решение свидетельствовало о серьезных изменениях в господствующей идеологии.

Продолжало развиваться высшее образование. К 1938 г. в СССР было 23 университета, в которых обучались 47,7 тыс. студентов. Лидером университетского образования оставался, конечно, МГУ. Наряду с восстановлением старых университетов (например, Харьковского) были открыты новые, в том числе в национальных республиках, где прежде было крайне слабо развито высшее образование — в Баку, Самарканде, Алма-Ате. В республиках Средней Азии в 1928 г. было всего три ВУЗа (все — в Узбекистане), а к 1938 г. — 36 ( в т.ч. в Узбекистане — 22).

В 1936 г. были установлены правила приема в ВУЗы, требовавшие от абитуриентов необходимой подготовки и отменявшие ограничения, связанные с социальным происхождением поступающих.

Выдающуюся роль в подготовке специалистов-гуманитариев сыграли Московский и Ленинградский институты истории, философии и литературы (МИФЛИ и ЛИФЛИ), Историко-архивный институт (МГИАИ). В связи с ростом внимания к изучению истории в 1934 г. в МГУ и ЛГУ были восстановлены исторические факультеты, а к 1938 г. они имелись уже в 13 университетах. Уникальным учебным заведением являлся Институт народов Севера в Ленинграде, сыгравший неоценимую роль в подготовке национальной интеллигенции, в первую очередь учителей для народов, еще несколько лет назад не имевших своей письменности.