
- •История логопедии
- •Рецензент:
- •Содержание
- •Часть 1. Предпосылки и истоки развития логопедии §1. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления
- •§2. Накопление лингвопедагогических представлений о развитии правильной речи у детей
- •Задания для самостоятельной работы
- •Часть 2. Становление и развитие современной логопедии как отрасли специальной педагогики в XIX – XX вв. §1. Развитие логопедии за рубежом и в России в XIX в.
- •§2. Логопедия в период развития неклассической науки (конец XIX – начало XX вв.)
- •§3. Развитие отечественной логопедии в первой половине XX века
- •§ 4. Лечебно-педагогическая деятельность ученых-дефектологов военного времени и первых послевоенных лет
- •§5. Зарубежная специальная педагогика и логопедия во второй половине XX в. (переход от неклассики к науке постмодернизма)
- •§ 6. Отечественная логопедия в 50-80 гг. XX в.
- •§7 Становление и развитие системы логопедической помощи в России
- •Задания для самостоятельной работы
- •Часть 3. Учения о речевых дефектах: от истоков до современности (формирование современного понятийно-терминологического аппарата логопедии)
- •§1. Исторический аспект изучения дислалии, ринолалии, дизартрии
- •§2. Исторический аспект изучения темпо-ритмических нарушений речи
- •§3. История изучения нарушений голоса
- •§4. История изучения алалии
- •§5 История развития афазиологии
- •Задания для самостоятельной работы
- •Темы курсовых работ, рефератов, контрольных работ
- •Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления.
- •Лечебно-педагогическая деятельность ученых-дефектологов военного времени и первых послевоенных лет.
- •Примерные вопросы к экзамену
- •Лечебно-педагогическая деятельность ученых-дефектологов военного времени и первых послевоенных лет.
- •Журнал Академии педагогических наук ссср, выходивший с таким названием с 1969 года:
- •Литература
- •История логопедии
- •150000, Ярославль, Республиканская ул., 108
- •150000, Г. Ярославль, Которосльная наб., 44
§ 4. Лечебно-педагогическая деятельность ученых-дефектологов военного времени и первых послевоенных лет
Во время войны увеличилось число взрослых людей с нарушениями слуха и речи. Им оказывали постоянную логопедическую помощь в Москве в Центральном институте невропсихиатрии, психогигиены и психопрофилактики, в логопедическом стационаре для заикающихся и афазиков (заведующая Ю.А. Флоренская) и в поликлинике слуха и речи (Н.П. Тяпугин), в Ленинграде - в отоларингологическом (бывшем отофонетическом) институте. Р.Е. Левина во время войны полтора года работала в госпитале Уфы, занимаясь речевой реабилитацией раненых — людей, страдавших от последствий черепно-мозговых травм.
Богатый опыт оказания многоаспектной логопедической и сурдологопедической помощи в военное время значительно обогатил логопедию в научном плане, особенно в области изучения афазий и коррекционного воздействия при этих формах нарушения.
Несмотря на трудности военных лет, научная общественность страны продолжала обмениваться опытом работы. Так, Всесоюзное и Московское общества невропатологов и психиатров совместно с логопедами медицинских учреждений и Научно-исследовательского института дефектологии в 1944 г. провели обсуждение практики восстановительной терапии при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны (доклады В. А. Гиляровского, М. С. Лебединского, Ю. А. Флоренской, С. С. Ляпидевского, Э. С. Бейн).
Получили широкую известность исследования выдающегося психолога и патопсихолога А.Р. Лурия по проблемам афазических расстройств (диагностика, локализация патологического процесса и пути коррекции).
Лечебно-педагогическая деятельность ученых-дефектологов военного времени и первых послевоенных лет, как правило, была тесно связана с учебной работой в педагогических вузах.
В связи с восстановлением школ для детей с нарушениями в развитии возросла потребность в профессиональных специалистах для этих учреждений. Актуальными становились проблемы дифференциации обучения, пересмотра структур школ и самого содержания обучения, создания новых учебников и учебных пособий для учащихся и учителей. Эти задачи в меру сил и возможностей решались учеными дефектологических факультетов педагогических вузов.
В военное время в особенно тяжелых условиях продолжалась работа ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1941 г. состоялся ускоренный выпуск студентов-дефектологов старших курсов, остальные были распределены по другим факультетам или эвакуированы в глубь страны. Многие сотрудники факультета участвовали в защите Ленинграда, находились в блокаде, сражались на фронтах, в партизанских отрядах, работали в детских домах и госпиталях, центрах реабилитации.
Еще до окончания войны, сразу же после разгрома врага на Ленинградском фронте, началась работа по восстановлению дефектологического факультета, которой руководил исполняющий обязанности декана М. Е. Хватцев. В 1945 г. была сформирована объединенная кафедра дефектологии в составе двух «секций» — сурдопедагогики и тифлопедагогики — и осуществлен первый послевоенный прием студентов (28 человек). Были вновь составлены программы по всем учебным дисциплинам, систематизированы и дополнены необходимые методические, наглядные пособия, учебная и научная литература.
Ленинградские ученые-дефектологи не прекращали научной работы даже в самое трудное военное время, создавая научные и методические труды. Так, в 1941 г. были опубликованы пособие Е.Ф. Заморенко «Начальное обучение глухонемых словесной речи», в 1944 г. - пособие для учителей М.А. Томиловой «Развитие письменной речи глухонемых учащихся». Сразу после Великой Отечественной войны вышло в свет 3-е издание книги М.Е. Хватцева «Недостатки речи у детей» (1948).
В послевоенные годы налаживаются научные связи ленинградских дефектологов с зарубежными учеными и специалистами, с научными и учебными центрами западноевропейских стран, особенно стран социалистического лагеря (инициатива в этом деле принадлежала М.Е. Хватцеву).
В Москве дефектологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина во время Великой Отечественной войны возглавлял Алексей Иванович Дьячков, в 1942 г. демобилизованный из народного ополчения после тяжелого ранения. Преподаватели и студенты Московского педагогического института, как и ленинградцы, мужественно переживали тяготы военного времени, помимо учебы выполняя и другие необходимые обязанности - заготовку топлива, работы на «трудовом фронте», охрану учебных корпусов по ночам и др.
На факультете в это время преподавали П. К. Анисимов, А. Г. Басова, Л. В. Занков, И. Н. Красных, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, А. И. Метт, О. В. Правдина, Ф. Ф. Pay. Сразу после войны на факультете появились молодые аспиранты В. А. Синяк, Г. А. Волкова, ставшие впоследствии видными учеными-дефектологами.
Бедствия и тяготы войны не могли не сказаться на населении страны, в первую очередь на здоровье детей. Среди них значительно возросло число детей, имевших нарушения и отклонения в развитии, физические и психологические травмы различного происхождения.
Советское государство постоянно проявляло внимание к проблемам этих детей и приняло ряд серьезных мер по расширению медицинской и педагогической помощи этой категории населения. В 1946 г. вышло постановление Совнаркома РСФСР № 120 «Об улучшении обучения и медицинского обслуживания детей, получивших различные увечья». В соответствии с этим постановлением расширялась сеть специальных школ-интернатов, создавались производственные мастерские, значительными тиражами издавались учебники для специальных школ.
Отечественная специальная педагогика рассматриваемого периода сыграла огромную роль в медико-социальной и личностной реабилитации раненых воинов, в возвращении их к активной жизни. Она стала важным действенным фактором возрождения специальной школы, восстановления и развития отечественной дефектологии, совершенствования теории и практики обучения студентов - будущих специалистов-дефектологов.
В послевоенное десятилетие отечественная специальная педагогика (дефектология) в значительной мере находилась в изоляции от мирового научно-педагогического пространства, поэтому продолжала развитие научных программ, заложенных в довоенные годы, ориентируясь в первую очередь на политико-идеологические установки и те экономические возможности, которые были предоставлены специальному образованию в СССР. Со второй половины XX в. новые тенденции в общественной жизни («политико-идеологическая оттепель») и в развитии науки стали платформой для подъема отечественной специальной педагогики.