Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
неусыхин.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.01.2020
Размер:
1.27 Mб
Скачать

6. Германия в конце X в.

Сын и преемник Оттона I Оттон II (973—983) вынужден был в течение всего своего кратковременного царствования вести непрерывную борьбу с локальными силами как в самой Германии, так и в Италии, в обста­новке войн с датчанами (975), Францией, Чехией и Польшей. Только вел он ее с гораздо меньшим успехом, чем отец. Назначение Оттона, сына Рудольфа, горцогом Швабии после смерти Буркгардта вызвало силь­ное недовольство Генриха Баварского, сына и преемника Генриха, брата Оттона I. Рост мощи баварского герцогства при Оттоне I в результате итальянских походов и временного компромисса королевской власти с

266

герцогствами вообще и с Баварией в частности, привел к тому, что при Оттоне II Бавария поднимала неоднократные восстания против короля, вступая в союз то с епископами Фрейзинга (974) и Аугсбурга (977), то с Болеславом Чешским и Мечиславом Польским. Одновременно (975) вспыхнуло восстание племянников прежнего лотарингского герцога Гизель-берта в Геннегау. Оттон II опирался главным образом на силы (Элтона Швабского и двух Бабенбергов — Берхтольда и Лиутпольда. После подав­ления этого мятежа и второго восстания — Генриха Баварского (976) — Оттон II лишил Генриха герцогства и передал его Оттону Швабскому, выделив из Баварии несколько марок: Нордгау (область к северу от Регенсбурга до границы Богемского леса), переданную Берхтольду, Вос­точную Баварскую марку (к востоку от Пассау и Линца по Дунаю), пожалованную Лиутпольду, и Каринтию с Вероной, объединенные в гер­цогство Каринтию, во главе которого был поставлен Генрих Младший, родич Баварского дома, сын Берхтольда.

Однако этот раздел баварских владений не был окончательным. После подавления нового мятежа Генриха Баварского, поднятого им совместно с Генрихом Младшим, и после победы над Болеславом Чешским Оттон II в 978 г. отправил в изгнание обоих Генрихов, конфисковал их баварские владения и произвел обильные земельные пожалования монастырям из этого земельного фонда, оставаясь, таким образом, верным церковной; поли-тике своего отца. Но, несмотря на это, победа Оттона II над враждебной ему герцогской коалицией оказалась эфемерной: последующие события вскоре свели ее на нет. В 978—980 гг. Оттону Л пришлось выдержать трудную борьбу за Лотарингию с западнофранкским королем Каролинг­ской династии Лотарем (954—985), который доходил до Ахена: он хотел взять в плен Оттона II, ответившего на эту попытку безуспешной осадой Парижа, окончившейся бегством Оттона II, преследуемого французскими воинами Гуго Великого. Правда, после этого безуспешного похода Отто­на II на Париж Лотарь, несмотря на неудачу Оттона II, заключил с ним мир (980) и обещал отказаться от всяких притязаний на Лотарин­гию. Почти одновременно Оттон II одержал победу над Мечиславом Поль­ским. Однако крайне неудачная итальянская политика Оттона II (980— 983) в конце концов привела его к капитуляции перед локальными силами.

Оттон II хотел продолжить и завершить не удавшееся его отцу продви­жение в Южную Италию. Но общая политическая ситуация в Италии отнюдь не благоприятствовала осуществлению этих планов. Так, в Риме в результате борьбы разных групп знати был свергнут и убит: (974) папа Бенедикт VI, последний ставленник Оттона I. После ряда перипе­тий был вновь избран папой один из представителей рода Альбериха — Бенедикт VII (974-983), родственник Иоанна XII. Но и ему при­шлось бежать в Равенну и просить помощи у Оттона II. Тем не менее ситуация в Риме, где шла непрерывная борьба за власть, не предвещала германскому королю ничего хорошегй, тем более, что временный союз: Византии с Германией, наметившийся при Иоанне Цимисхии и Оттоне I; теперь расстроился, так как Византия стремилась удержать в -своих руках Апулию и Калабрию, верховенство над Салерно, Амальфи и Неаполем. К тому же в 976 г. происходили набеги сарацин из Сицилии на Апулию

267

и Калабрию. В такой обстановке поход Оттона II в Южную Италию мог быть успешным лишь в случае огромного превосходства сил, а такового у него, конечно, не было. Византийцы готовы были допустить скорее про­никновение сарацин в Южную Италию, чем немцев: их не устраивала итальянская политика Оттона II, который в 981 г. после смерти Лан-дульфа Беневентского пытался объединить Салерно, Сполето и Камериио с Капуей и Беиевенто в руках членов рода Ландульфа, чтобы отвоевать Салерно у Византии.

Прежде чем Оттон II достиг Южной Италии, ему пришлось столкнуть­ся с восстаниями Венеции и Неаполя, а также с фактом соперничества Беневенто и Капуи. Несмотря на подавление этих восстаний, Оттон II вынужден был признать власть герцога Амальфи над Салерно и санкцио­нировать отделение Капуи от Беневенто. Таким образом, Салерно при­мкнуло окончательно к ленным владениям Византии. Тем самым рас­строилось сосредоточение ряда южноитальянских герцогств (Капуи, Бене­венто, Салерно, Сполето и Камерино) в руках вассалов Оттона II, и рух­нул план создания комплекса подвластных ему герцогств на границах византийских владений в качестве форпоста для дальнейшего продвиже­ния в Южную Италию. Поход Оттона II в Южную Италию в 982 г. за­кончился весьма плачевно: несмотря на взятие Таренто, он потерпел 13 июля 982 г. жестокое поражение от сарацин в Калабрии, недалеко от Котроне. В битве пало много знатных вассалов Оттона И. Среди них, по словам Титмара Мерзебургского,— Аугсбургский епископ Генрих, марк­графы Берхтольд и Гунтер, предводитель франконского отряда Удо, три графа и прочие представители знати. Сам король с трудом спасся, добрав­шись частью вплавь, частью на греческом корабле до Россано, откуда прибыл в Салерно, а затем в Капую.

Однако, несмотря на столь катастрофическую неудачу. Оттон II про­должал носиться с планами нового южноитальянского похода, который, впрочем, так и не состоялся. В июне 983 г. в Вероне был созван импер­ский сейм, на котором присутствовали духовные и светские магнаты Саксонии, Франконии, Швабии, Баварии и Лотарингии, послы чешского князя, епископы, маркграфы и графы Ломбардии и римских областей. На этом многолюдном феодальном съезде было решено предпринять новый поход в Южную Италию против Византии и сарацин; избран был также преемник Оттона II — трехлетний сын его Оттон III, вместо которого во время южноитальянского похода должна была править в качестве регентши его бабка, мать Оттона II,— Адельгейд.

Оттон II купил согласие членов Веронского сейма на участие в похо­де и коронацию своего сына дорогой ценой: он принужден был вернуть опального Генриха Младшего и передать ему не только Баварию, но и Каринтию с Вероной; только Северная Баварская марка (Nordgau), буду­щая Австрия, была пожалована представителю преданного Оттону II рода Бабенбергов — Леопольду II. Швабию Оттон передал брату павшего в Калабрии Удо. Таким образом, Оттон II в конце концов капитулиро­вал перед германскими герцогами, как и перед южноитальянскими.

И все-таки намеченный поход так и не состоялся. Уже самые приго­товления к нему, несмотря на поддержку знати, протекали в крайне

268

напряженной атмосфере: в лангобардских герцогствах было весьма и весь­ма неспокойно, в Милане шла жестокая борьба между горожанами и епископом Ландульфом, который был изгнан и вернулся в город лишь в результате крайне не выгодного для него компромисса с миланцами, да и то после форменного боя. Между тем Оттон II (как и его отец) как раз опирался на епископов и аббатов Ломбардии, щедро одаряя их привилегиями и землями. К тому же он нуждался в помощи венециан­ского флота, а венецианцы были раздражены отменой Оттоном II даро­ванных им торговых привилегий (после победы византийской партии в самой Венеции над немецкой), а также запретом немецким купцам тор­говать с Венецией. Поэтому они отказались предоставить свои корабли в распоряжение Оттона П. Союз с Византией представлялся этому тор­говому городу более выгодным, чем поддержка Оттона II против Византии.

После безуспешной осады непокорной Венеции (983) Оттон II двинул­ся было на юг, но вынужден был поспешить в Рим ввиду предстояв­шего избрания нового папы. Под давлением Оттона II им стал его став­ленник Петр из Павии под именем Иоанна XIV. Одновременно на севе­ро-востоке Германии поднялось восстание датчан и славян, успеху кото­рого способствовал не только уход значительной части саксонского войска на помощь Оттону II в Италию, но и соперничество основанных Отто­ном I еосточных епископств, а также непомерная эксплуатация местного славянского населения этими епископствами. После смерти первого Маг-дебургского архиепископа (981) между Магдебургом и Мерзебургом вспых­нула такая жестокая вражда, что Оттону II пришлось принять решение об уничтожении Мерзебургского епископства и его разделе между Галь-берштадтом, Цейцем, Мейссеном и Магдебургом. Таким образом, Оттон II капитулировал не только перед герцогствами, но и перед епископатом, этой твердыней оттоновской власти.

Славянские племена использовали ослабление власти Оттона II и не­сколькими решительными ударами свергли иго завоевателей; 29 июня 983 г. лютичи взяли Хавельберг и Бранденбург, которые как епископства, были уничтожены; ободриты напали на Гамбург. Одновременно датчане прорвались в Шлезвиг, который с трудом защищал предводитель саксон­ского отряда Бернгард. В результате Германия потеряла половину Север­ной марки и добрую половину территории Магдебургского архиепископст­ва. Система заэльбских епископств и маркграфств, созданная Оттоном I, была разрушена. Намеченный в Вероне в 983 г. южноитальянский поход Оттона II так и не состоялся. Сам Оттон II умер в Риме 7 декабря 983 г. Его краткое правление привело к росту локальных сил (герцогств и епископата) в Германии и Италии, к несомненному ослаблению коро­левской власти и в сущности знаменовало крах южноитальянской поли­тики империи. Несмотря на это, его сын и преемник Оттон III пытал­ся — правда, столь же безуспешно, как и его отец,— продолжать ее.

Самостоятельное правление Оттона III началось лишь в 996 г., а до этого, как уже говорилось, ввиду его малолетства правила в качестве регентши его мать Феофано совместно с Адельгейд и Виллигисом, архи­епископом Майнцским. Установление этого регентства далось с большим трудом — ему предшествовала попытка Генриха Баварского короноваться

269

в Саксонии. Период регентства был временем роста герцогского сепара-тизма и усиления феодальных отношений внутри герцогств. Так, за это время весьма возросла власть Бернгарда в Остфалии и в остальной Сак­сонии, Генриха в Баварии, Конрада, а после его смерти Германа II — в Швабии, к которой примыкал и Эльзас. Вместе с тем шла непрерыв­ная борьба герцогств с местной феодальной знатью — светской и духов­ной. Так, Генрих Баварский вел борьбу с епископом Регенсбургским, Бабенберг — с Вюрцбургским епископом. На Востоке произведено было дробление оставшихся за Германией территорий и выделены новые мар-ки: кроме Биллунгской и Северной, еще Восточная (или Лужицкая), Тюрингенская (или Мейссенская); они сделались совершенно независи­мыми от Саксонии и превращены были в имперские лены (Fahnlehen). Но заэльбские области, зависевшие от Северной марки, были совершенна утеряны Германией, так же как и Нижний Лаузиц. Однако правление самого Оттона III (996—1002) интересно не столько этими перестанов­ками внутри Германии, сколько первыми симптомами усиления папства и первой попыткой германской королевской власти использовать это новое явление в своих интересах.

С середины и особенно с конца X в. начинается движение среди западноевропейского (главным образом французского) монашества за под­чинение всех церковных учреждений непосредственно папству, освобож­дение монастырей от власти епископата и проведение в жизнь «Лже-Исидоровых декреталий». Это движение, являющееся выражением феодаль-но-централизаторских тенденций хозяйства наиболее развитых и мощных слоев монастырского землевладения, связано, с историей бургундского-аббатства Клюни, по имени которого оно обычно и называется клюний-ским движением.

Клюни основано было в 910 г.. его второй аббат. Одо. установил пра­вила, превосходившие своей строгостью даже принятый в этом аббатстве устав Бенедикта Нурсийского (VI в.), возобновленный и несколько видо­измененный в начале IX в. (при Людовике Благочестивом) Бенедиктом Анианским: кроме аскетических обетов молчания, умерщвления плоти,, труда (в интересах монастырского хозяйства, но не личного обогащения) г клюнийские монахи выдвигали также требования безбрачия и отказа от симонии, т. е. от «торговли дарами св. духа», под которой клюнийцы разумели всякое приобретение духовного сана от любого светского лица (хотя бы и короля) за денежное вознаграждение или за обещание вас­сальной службы в результате земельного пожалования. Во второй полови­не X в., при аббате Майоле (948—994), Клюни уже превратилось в мощную конгрегацию; от него зависело около 40 монастырей в Бургундии, Восточной Франции и Северной Италии. Оттон II старался поддержи­вать хорошие отношения с Майолом и даже предлагал ему понтификат.

Клюнийцы, однако, не ограничивали сферу деятельности рядами чер­ного духовенства, но стремились внедрить свои правила и в среду белого духовенства. С идеологической стороны это стремление было протестом против «обмирщения церкви» и порчи нравов ее служителей, против того морального упадка, который явился естественным последствием превра­щения церковных должностных лиц в феодальных собственников. Но в

270

основе этого движения лежала борьба двух слоев феодального духовен­ства (епископата и монашества), двух типов церковных учреждений — епиекопств и аббатств, выступавших в качестве носителей противополож­ных тенденций феодального развития: епископства, а также прежние аббатства неклюнийского типа стремились главным образом к увеличению своих привилегий и земельных владений, каждое для себя, и этому стрем­лению ставило некоторый предел лишь их особое положение в феодаль­ном обществе в качестве церковных учреждений, а в Германии эта тен­денция к феодальной децентрализации вылилась в рамки «епископаль­ной системы» Оттона I, с которой она пришла лишь в неустойчивое и потому недолговечное, непрочное равновесие.

Между тем примкнувшие к клюнийскому движению аббатства стре­мились использовать рационализацию монастырского хозяйства и вообще экономические успехи монастырского землевладения в целях феодальной централизации монашества как особого всеевропейского слоя духовенст­ва, и при этом не только избавить его от опеки епископов, но подчинить и их единому центру в лице папства. Первую тенденцию можно на­звать феодально-центробежной, вторую — феодально-центростремитель­ной. Любопытно, что во Франции клюнийцы уже в конце X в. вступили в конфликт с епископатом: его отражением являются известные «Реймс-ские постановления» французских епископов (992), которые провозгла­сили как раз частичную независимость французского епископата от папст­ва и в то же время необходимость его сплочения для совместных действий. Согласно «Реймсским постановлениям», решения французских синодов не могли отменяться папством и епископы должны были совместно решать вопрос об отлучении от церкви. Перед нами, таким образом, попытка сплочения французского епископата в самостоятельную группу — как про­тест против клюнийских притязаний. В Германии такая попытка была невозможна из-за господства епископальной системы. Однако от этих при­тязаний предстоял еще очень долгий путь до' настоящего возвышения папства: при Оттоне III наблюдаются лишь первые его признаки, да и само клюнийское движение далеко не сразу воздействует на папство. А пока германские короли еще господствуют над ним.

В 996 г., во время первого похода в Италию в сопровождении боль­шого числа епископов (в том числе Виллигиса Майнцского) и их васса­лов, Оттон III в согласии с ними наметил (после смерти Иоанна XIV) нового кандидата в римские первосвященники в лице молодого Бруно, внука Конрада Лотарингского и, следовательно, правнука Оттона I, со стороны матери. Бруно был сначала избран в Риме клиром и народом (3 мая 996), а затем (21 мая 996) в качестве папы Григория V короно­вал Оттона III римской короной в присутствии большого числа феода­лов из разных стран Западной Европы. Но Григорий V (996—999) повел политику не немецкого епископа, а главы всей католической церкви. Так, он жестоко расправился с римским мятежом Кресценция, выдвинув­шего антипапу (998), осудил архиепископе Магдебургского Гизелера за захват Мерзебургского епископства и запретил сдачу в срочную или на­следственную аренду за денежный чинш церковных владений в Романье и Тусции. Оттон III поддерживал политику Григория V. Воспитанный в

271

цухе византийских понятий об императорской власти, воспринятых им через Феофано, Оттон III стремился сочетать их с каролингскими тра­дициями и мечтал о воссоединении двух монархий — восточной и запад­ной, о синтезе императорской власти в древнеримском духе с папским церковным верховенством.

На выработку теократической программы Оттона III большое влия­ние оказал Герберт, ученый клирик из Оверни, один из самых образован­ных людей своего времени, учившийся в Барселоне и Реймсе, затем при Оттоне II получивший аббатство Боббио, возле Павии (980), а после смерти Оттона II бежавший в Реймс, где в 991 г. стал архиепископом и участвовал в выработке и утверждении упомянутых выше «Реймсских постановлений». В 996 г. Герберт последовал приглашению Оттона III, покинул Реймс и был по требованию Оттона III назначен папой Григо­рием V на должность Равеннского архиепископа. С этих пор идейная ориентация Герберта меняется, и он, еще недавно один из авторов «Реймс­ских постановлений», теперь все больше проникается клюнийскими прин­ципами. В сочинении «Поучение епископам» Герберт высказывается про- • тив симонии и обмирщения белого духовенства.

Таким образом, его влияние на Оттона III внесло новую струю в тео­кратическую программу последнего, окрасив его представления о сущно­сти папской власти в тона клюнийских идеалов. В 997 г. Герберт был в Саксонии вместе с Оттоном III, устраивал при его дворе ученые дис­путы, составил трактат по логике. Однако Оттона III отвлек от этих «ученых занятий» с наставником поход против славян, после которого он начал готовиться ко второму походу в Италию. Этот поход состоялся в 997 г., а в 999 г. после смерти Бруно папой стал Герберт под именем Сильвестра II (999—1003).

С 1000 г. Оттон III выбирает своей резиденцией Рим, живет в Авентинском дворце и совершает паломничества и путешествия по Ита­лии, носясь с мыслью о завоевании Южной Италии. Но вместо этого ему приходится вести в 1001 г. бесплодную борьбу с восстанием в самом Риме, осада которого Оттоном III оказывается безуспешной. В то же время Беневенто и Капуя, Салерно и Неаполь отказываются признавать его власть. Оттон III умирает (1002) в момент полного крушения всех его утопических планов: ему не только не удалось учредить мировую монархию или захватить Южную Италию, но он даже не смог удержать того, что унаследовал от своего отца. При нем отпали южноитальянские герцогства, образовалось довольно сильное Венгерское государство, воз­росла самостоятельность Польши и был утерян еще ряд владений в вос­точных марках.

Между тем Сильвестр II повел энергичную политику. Выдвинув тезис о божественном происхождении папской, а следовательно, и вообще цер­ковной власти, о примате ее над светской, он лишил сана Гизелера Магдебургского, восстановил Мерзебургское епископство, осудил за убий­ство одного епископа маркграфа Ивреи Ардуина, который был одним из крупнейших ломбардских герцогов. В лице Григория V и Сильвестра II папство впервые пытается вторгнуться в сферу взаимоотношений гер­манской королевской власти с епископатом. Но с другой стороны, и коро-272

левская власть в лице Оттона III, поддерживавшего обоих пап, впервые делает попытку использовать в своих целях клюнийское движение и изменившуюся политику папства. В этом — реалистическое зерно утопи­ческой программы Оттона III.