Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник Основы СР.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.9 Mб
Скачать

1.9. Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работы

Когнитивно-поведенческие модели социальной работы. Происхождение когнитивно-поведенческих моделей социальной работы связано с двумя взаимосвязанными теоретическими течениями в психологии (бихевиоризмом и когнитивизмом). Исторически сначала появилась теория научения в форме поведен­ческой терапии (бихевиоризм). Известно, что психодинамическая точка зрения заключалась в том, что поведение запускается процессами, происходящими в нашей психике. Бихевиористы утверждали, что никто не может знать того, что происходит в психике другого человека. Следовательно, нам остается только изучать и влиять на поведение, которое можно отследить. Поведение человека формируется, т.е. зависит от внешних воздействий, за ис­ключением некоторых врожденных рефлексов. Поэтому для удовлетворения своих потребностей человек может учиться новым моделям поведения или изменять свое поведение, если оно вызывает проблемы. Таким образом, терапия должна быть направлена на выполнение действий, последовательно приводящих к изменениям в поведе­нии. (4, с. 98)

Основоположник теории социального научения, Бандура, считает, что люди учатся, наблюдая за поведением других людей и его последствиями. В зависимости от характера этих последствий, индивид либо подражает образцу, либо не копирует поведение окружающих. Т.е., научение – процесс выбора наиболее целесообразного, по мнению индивида, способа поведения, который призван оптимально обеспечить его выживание. Содействие этому процессу может быть положено в основу терапии.

В когнитивной теории утверждается, что на поведение оказывают влияние восприятие и интерпретация окружающей обстановки. Поэтому неадекват­ное поведение — следствие ошибочного восприятия и неверной интерпрета­ции. Когнитивные под­ходы включают концепцию Бека об искаженном восприятии себя, своего настоящего и будущего, приводящем к депрессии и тревоге; и концепцию Элиса об иррациональных представлениях относительно окружающего мира.

Ошибоч­ными или негативными Бек считал следующие способы мышления: «все или ничего»-мышление (видение ситуации либо в белых, либо в черных тонах); сверхобобщение (единичный негативный пример означает грядущую неудачу); «ментальный фильтр» (отфильтровывапие информации: например, накопле­ние негативной и игнорирование или исключение позитивной); автоматическое обесценивание (недоверие и обесценивание позитивной ин­формации, например неспособность принимать похвалу); долженствование (наличие в мышлении, языке и/или убеждениях императива «должен», обращенного к себе, к другим, к миру, — оно, как обнаружено в прак­тике консультирования, чаще вызывает гнев или вину, чем способствует моти­вации); наклеивание и срывание ярлыков («Этот человек такой-то...» вместо: «Этот человек сделал то-то и то-то...») и др. (2, с. 72).

Целями поведенческой социальной работы являются развитие желательных форм поведения и ослабление нежелательного поведения, с тем чтобы люди могли адекватно действовать в социальных ситуациях. В свою оче­редь, укрепляется их способность жить полной и счастливой жизнью.

Основные черты практики поведен­ческой работы:

  • поведенческая работа акцентирует внимание на отдельных поведенческих проявлениях, которые беспокоят клиентов и окружающих их людей. Если поведение меняется, то проблема снимается;

  • социальные работники стремятся к достижению тех изменений в поведе­нии, которые одобряются клиентами; стремятся помочь людям научиться реагировать на жизненные си­туации так, как они хотели бы реагировать; это осуществляется путем увеличе­ния числа и объема желаемого поведения и уменьшения или исключения не­желательного поведения, мыслей, чувств;

  • жалобы клиента принимаются как реальность и объект те­рапии, а не просто как показатели его скрытых проблем и внутриличностных конф­ликтов;

  • социальные работники проводят четкий анализ и описание проблем, ис­ходя из непосредственного наблюдения. Методы диагностики, интервен­ции и конечной оценки определяются точно;

  • социальные работники помогают клиентам перенести поведенческие из­менения на множество других ситуаций (генерализация) и сохранять эти навыки после окончания интервенции (3, с.140).

Существуют следующие четыре вида когнитивно-поведенческой терапии:

    1. Навыки преодоления, содержащие два элемента, — «самовербализацию», т.е. инструкции, которые даются самому себе, и результирующее поведе­ние. Поведенческие трудности в преодолении ситуаций могут объяснять­ся как неспособностью создавать рефлексивные вербальные инструкции, так и неспособностью действовать согласно собственным инструкциям. Тренинг прививки от стресса предполагает обучение клиен­тов тому, что нужно говорить или делать в трудных ситуациях. В работе с детьми важен акцент на развитии у них навы­ков самоконтроля. Кроме того, в целях уменьшения стресса необходимо изменять окружение клиента.

2) Проблемно-ориентированная форма когнитивно-поведенческой терапии. В данном случае человеческая жизнь рассматривается как процесс решения различных важ­ных вопросов. Решение проблем здесь напоминает задаче-центрированную модель: клиенты «схватывают» и определяют суть проблемы, проду­мывают варианты ее решения, выбирают лучшее, планируют способы действия и оценки результата.

3) Когнитивная перестройка, которая включает такие подходы, как когнитив­ная терапия Бека (КТ) и рационально-эмотивная поведенческая терапия по Элису (РЭПТ). В КТ клиенты анализи­руют свое понимание ситуации, а социальный работник задает вопросы и проверяет результаты анализа. В РЭПТ рассматриваются: а) иррациональные представления, преобладающие в мышлении клиента, что приводит к «окошмариванию» — представлению вещей в негативном свете;

б) низкая толерантность к фрустрации — ощущение невозможности вынести не­комфортные ситуации;

в) «проклятие» — негативное отно­шение к себе, возникающее вследствие неудач. Социальные работники подвергают сомнению и опровергают иррациональные представления, которые лежат в основе этих реакций.

Подчеркивается необходимость работы с нарушениями восприятия и атрибуции (припи­сывания).

4) Структурная когнитивная терапия связана с тремя «структурами» представлений в мышлении клиентов:

- базовыми представлениями — предположениями клиентов о самих себе;

- промежуточными представления­ми - подробными описаниями окружающего мира;

- периферическими представлениями — планами действий и повседневными стратегиями ре­шения проблем.

Социальные работники не только обращаются к перифе­рическим представлениям, вызывающим проблемы, но и изучают их ис­токи, обращаясь к более глубоким когнитивным структурам (3, с. 145-146).

А. Бек мето­дами коррекции ошибочных убеждений считал следующие:

  1. интеллектуальный (тестирование сомнитель­ных или ошибочных концепций и замена их более валидными),

  2. эксперименталь­ный (проживание определенного опыта с целью проверки ошибочных предполо­жений о нем, которые принимаются за реальные убеждения);

  3. поведенческий (развитие новых стратегий совладания, например обучение определенному мето­ду релаксации, навыкам поведения в конфликте, десенситизация и т. п.) (2, с.72).

Один и тот же метод может применяться с помощью различных приемов, техник, терапевтических «вмешательств»: положительное подкрепление, привязывание, формирование, моделирование, методику системы знаков (или «жетоновую экономику»), контракты между клиентами, ведение дневников (2, с.74-77).

Поведенческие подходы могут эффективно применяться в групповой работе. Это осуществляется через условную группу, которая служит поддержкой и подкреплением для отдельных индивидов, включенных в программы изменения поведения. Такие группы (больных алкоголизмом, группы несовершеннолетних правонарушителей, людей, принадлежащих к одной семье или социальной группе) помогают людям справиться со схожими проблемами. В традиционном ва­рианте группа совместно оценивает проблему, ставит цели, обсуждает страте­гии, организует моделирование и повторение действий (в ролевых играх).

Хорошо зарекомендовали себя различные тренинги: тренинг социальных навыков, коммуникативный тренинг, тренинг разрешения проблем и тренинг самоконтроля. Ассертивный тренинг — программа обучения, направленная на преодоление застенчивости и развитие способности человека свободно и ясно выражать свои чувства и требования.

В целом, когнитивно-поведенческие теории распространены преимущественно в за­падных странах, поскольку в них делается акцент на достижении психологиче­ских изменений индивидов, а не на решении социальных проблем, что более актуально для развивающихся стран.

К комплексным моделям социальной работы относятся и модели, построенные на социально-психологических теориях. Предметом изучения социальной психологии является влияние внутри- и межгрупповых отношений на формирование и сохранение социальной идентичности индивида. Она рассматривает поведение людей в процессе их взаимодействия и взаимовлияния, а также воздействие на внутригрупповое поведение таких социальных факторов, как стигматизация и стереотипизация. Кроме того, социальная психология занимается определением конфликтных и дискриминационных взаимодействий между группами.

Одна из социально-психологических теорий, оказавшая большое влияние на социальную работу, - ролевая теория. Предметом ее изучения являются взаимодействия индивидов, их ожидания и реакции, а также факторы, влияющие на возникновение определенных реакций. Существуют два типа ролевой теории:

структурно-функциональная ролевая теория, в которой анализируется место людей в социальных структурах. Каждой социальной позиции соответствует своя роль. Социальная роль - это набор определенных установок и поведенческих проявлений, продиктованных социальным положением. Осознание своей роли облегчает процесс ее изменения. Например, исследования показывают, что людям, имеющим традиционные установки относительно распределения ролей в браке, труднее приспособиться к роли одинокого родителя, чем людям, у которых был опыт гибкого распределения ролей в супружестве;

драматургическая ролевая теория, предложенная Гоффманом (1968), в которой роли рассматриваются в качестве форм исполнения (драматизации) социальных ожиданий, соответствующих социальному статусу. В социальных взаимодействиях люди анализируют сигналы, поступающие друг от друга. Поэтому, регулируя информацию, которую люди получают от нас, мы можем влиять на то, как нас воспринимают окружающие. Мы даем «представления», целью которых является создание нужного нам впечатления. Наше представление обычно идеализировано, т.е. включает общепринятые социальные ожидания. Некоторые аспекты роли акцентируются (выпячиваются), другие вуалируются (скрываются). Люди со стигмой стараются контролировать восприятие окружающими этой особенности, которая не одобряется в обществе. Это помогает им относительно безболезненно «обойти» стигматизируемый момент. Людям часто приходится работать совместно в коллективах, разделять ответственность, исполнять социально одобряемые роли. Поэтому они испытывают облегчение, когда их «закулисные» роли остаются за кадром (3, с.196).

Таким образом, проблемы в жизни человека, в его поведении можно объяснить несовпадением (конфликтом) и неопределенностью ролей. В данном случае личность клиента не критикуется, тем самым создается благоприятная возможность для социальной работы.

Мейджер (2003) предлагает 6-шаговый процесс совместного исследования ролевых проблем с клиентом, включающий обсуждение ролей и возможностей их изменения. Он содержит следующие шаги:

• определить требования новой роли;

• определить полный ролевой набор, т.е. круг задействованных лиц и особенности их ролей;

• распознать затруднения в исполнении ролей и возможные конфликты, связанные с приобретением новой роли;

• обсудить новые роли в деталях: кто и что, когда и где делает;

• проработать модель интеграции ролей, например временную шкалу, согласно которой привлекаются лица, исполняющие различные роли, или создать альтернативную ролевую программу;

• вернуться к обсуждению ролей, если в результате обратной связи станет очевидной необходимость изменений (3, с. 197).

Ролевая теория акцентирует внимание на процессе формирования ролей через социальные ожидания и приклеивание ярлыков. Беккер показывает, как социальные группы провоцируют девиации, создавая правила и решая, кто им соответствует. Лица, не соблюдающие эти правила, считаются «аутсай­дерами». «Моральная паника», возникающая вокруг отдельных форм поведения, таких как хулиганство или скандальное поведение спортив­ных болельщиков, означает рост обеспокоенности общества относительно девиантных явлений. Это вносит определенную лепту в закрепление ярлыков; ожидание девиантных проявлений провоциру­ет их.

Значение ролевой теории в том, что она показывает влияние официальных структур, в том числе социальных служб, на возникновение проблем, с которыми они призваны бороться. Есть много свидетельств тому, что социальные работники часто приклеивают не­гативные ярлыки своим клиентам (никчемный человек, слабый…). Следовательно, при оценке проблем и оказании социальных услуг необходимо воздерживаться от стигматизации

Основные методы социальной работы, основанной на ролевой теории, - групповая дискуссия, психодрама, групповая поведенческая терапия, перемена ролей, арттерапия и другие.

Теория коммуникации содержит ряд рекомендаций относительно технологии работы с клиентами.

Согласно Томпсону (2003), основной моделью коммуникации является передача информации получателю. В процессе коммуникации случаются «помехи». Формируются коммуникационные сети. Особенности коммуникативного процесса, а также его участники становятся частью культуры и социальных отношений. Так, этнические и классовые деления сопровождаются «помехами» в сетях коммуникации.

Нельсен (1980) полагает, что наши действия всегда являются ответом на информацию, полученную извне. В качестве информации могут выступать факты, знания, а также эмоции, воспоминания, телесные ощущения, представления о том, что думают о нас другие. Мы воспринимаем информацию и затем оцениваем ее; это называется процессом переработки информации. Оценив информацию, мы осуществляем обратную связь с партнером по коммуникации, у которого создается представление о нашем восприятии и оценке коммуникации (3, с.199).

Происходит процесс взаимного оценивания. У каждого из нас есть свои собственные правила переработки информации: какие-то вещи мы считаем для себя важными, а какие-то нет. Это приводит к избирательному восприятию, когда информация, не представляющая для нас особого значения, не улавливается. В то же время для окружающих она может быть важной.

Коммуникация осуществляется в вербальной и невербальной формах. Обратная вербальная связь может создавать комфортную ситуацию общения. Мы находимся в состоянии общения постоянно. Даже молчание или отсутствие контакта является коммуникацией, так как интерпретируется другими людьми.

Оценка любой коммуникации должна включать и контекст, в котором происходит общение. Поведение, кажущееся странным в одном месте, может быть совершенно нормальным в другом.

Коммуникация формирует модели — паттерны. Люди привыкают к тем способам общения, с которыми они обычно сталкиваются в жизни. Это становится основой их взаимоотношений. Так модели, которые используют социальные работники, часто можно описать такими словами, как «поддержка», «помощь» и «одобрение», что подразумевает доброжелательные взаимоотношения с клиентами. В отдельных случаях более эффективными моделями, способными заставить клиентов достичь определенных целей, являются жесткие, директивные отношения, а соответственно, и термины (3,с.200).

Коммуникация всегда имеет содержание, которое является ее внешней (видимой) частью. Но во взаимоотношениях в результате действия метакоммуникации очевидному содержанию придаются другие смыслы. Способ, с помощью которого раскрывается содержание, обусловливает определенный род отношений. Поэтому манера общения социальных работников с клиентами говорит о том, какого рода отношения предполагаются между ними. Соблюдение специалистом дистанции, что диктуется профессиональной ролью, может интерпретироваться неверно. Одни клиенты жалуются на официальное отношение социальных работников, другие ожидают от специалистов «профессионального» подхода, а неформальное отношение озадачивает их.

В моделях коммуникации часто отражаются доминирование или подчинение. Следовательно, с помощью коммуникативной теории можно определить проявления неравенства и дискриминации.

Теория коммуникации могут быть полезны для анализа и развития практической работы (путем совершенствования коммуникативных навыков); работы с коммуникативными проблемами клиентов; анализа проблемных ситуаций в командной работе.

Социально-педагогические модели целью социальной работы признают социализацию клиента (1). Эта модель особенно актуальна для России в силу традиционности рассмотрения вопросов социальной помощи с педагогической точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осуществляется целенаправленно, под влиянием социальных факторов разного уровня (макро-, мезо- и микро-). Сферой социального воспитания становится не только образование, приобретение жизненного опыта, но и оказание социальной помощи. Социально-педагогическая модель рассматривается на уровне структурной и психосоциальной работы.

Использованная литература

  1. Дашук И.Н. Социально-педагогическая деятельность по социализации инвалидов в условиях учреждений системы СЗН // Социальная защита инвалидов: история и современность. Сборник материалов международной научно-практической конференции 25-26 мая 2004 г. – Орел: «Картуш», 2005. – 254 с.

  2. Психология социальной работы/ Под общей ред. М.А.Гулиной. – СПб: Питер, 2002. – 352 с.

  3. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: Учебное пособие/ Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ.- М.: Академия, 2007. – 400 с.

  4. Хатчинсон Г.С., Олтедал С. Модели в социальной работе: из разных истоков – к одному полю деятельности / Под ред. Р.И. Даниловой – Архангельск: АГМА, 1999. – 206 с