Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗМУ к практ зан Риторика.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
245.25 Кб
Скачать

5. Проанализируйте ироническое описание полемики. Назовите предмет спора, а также доводы, выдвигаемые спорящими сторонами.

За обедом вспыхнула ссора. Редактор ежемесячного журнала «Комплимент» Большаков оскорбил сиониста Гурфинкеля. Спор, естественно, зашёл о новой России. Точнее говоря, об ускорении и перестройке.

Большаков говорил:

- Россия на перепутье.

Гурфинкель перебил его:

- Одно из двух – если там перестройка, значит, нет ускорения. А если там ускорение, значит, нет перестройки.

Тогда Большаков закричал:

- Не трожь Россию, инородец!

Все зашумели. В наступившей после этого тишине Гурфинкель спросил:

- Знаете ли вы, мистер Большаков, как погиб Терпандер?

- Какой ещё Терпандер?

- Греческий певец Терпандер, который жил в шестом столетии до нашей эры.

- Ну и как же он погиб? – вдруг заинтересовался Большаков.

Гурфинкель помедлил и начал:

- Вот слушайте. У Терпандера была четырёхструнная лира. И он, видите ли, решил её усовершенствовать. Добавить к ней ещё одну струну. И повысить таким образом, диапазон своей лиры на целую квинту. Вы знаете, что такое квинта?

- Дальше! – с раздражением крикнул Большаков.

- И вот он натянул эту пятую струну. И отправился выступать перед начальством. И заиграл на этой лире с повышенным, заметьте, диапазоном. И затянул какую-то дионисийскую песню. А рядом оказался некультурный воин Медонт. И подобрал этот воин с земли недозрелую фигу. И кинул её в певца Терпандера. И угодил ему прямо в рот. И через минуту греческий певец Терпандер скончался от удушья. Подчёркиваю – в невероятных муках.

- Зачем вы мне это рассказываете? – изумлённо спросил Большаков.

Гурфинкель вновь дождался полной тишины и объяснил:

- Хотите знать, в чём тут мораль? Мораль проста. А именно: не повышайте тона, мистер Большаков. Вы слышите? Не повышайте тона! Главное – не повышайте тона, я вас умоляю. Не повторите ошибку Терпандера.

(Довлатов С. Филиал. Записки ведущего)

Кто в споре одерживает победу? По какой причине ему это удаётся? Какие уловки использует победитель? Какую тактическую ошибку допускает Большаков? Как, по вашему мнению, следовало отреагировать Большакову на рассказ Гурфинкеля?

6. Прочтите описание переговоров. Рассмотрите доводы спорящих сторон. Проанализируйте тактику каждой из переговаривающихся сторон. Определите, в чём состоит различие ролей, выполняемых Кондратом и Андрюшей. Оцените эффективность такого способа ведения переговоров.

Переговоры велись в кабинете исполнительного директора: по одну сторону совещательного стола сидели компаньоны и примкнувший к ним по ходу беседы шеф безопасности, по другую – незваные гости; Дымшиц в центре, за рабочим столом, вроде как председательствовал собранием. «Просто Андрюша» внятно артикулировал запросы Кондрата: 25% акций плюс место наблюдателя в Совете директоров. Мы не думаем, заметил он, что наши требования покажутся господам чрезмерными. Пожертвовав четвертью акций, концерн перестанет быть «белой вороной» в сферах реального бизнеса и вольётся в могущественные структуры, отечески заинтересованные в его дальнейшем развитии. Это высокая, но разумная плата, подчеркнул Андрюша, улыбаясь господам безжизненной деловой улыбкой.

Тимофей Михалыч в ответном слове был прост и доступен в любой бинокль. В ваших словах, господа хорошие, может и есть резоны, а может, нет – таков был смысл ответного выступления. Могущественные структуры, которые нам тут навешивают, должны проявиться и вступить в конкретный диалог со структурами, опекающими концерн, - так делается всегда и всюду, «Росвидео» в этом смысле отнюдь не является белой вороной. Мы люди скромные, для нас дисциплина и порядок превыше всего. Как мы понимаем порядок? – порядок мы понимаем так, что рынок поделён, и люди без мордобоя, с песнями окучивают отведённые им участки. Вы создаёте торговые ряды в Лианозове, мы – всероссийский рынок производства и продажи видеокассет. Есть определённая разность масштабов, которую в деловом мире принято чтить. Разрешить проблему могут только вышестоящие структуры. С нашей стороны представителем таковой является Николай Петрович – шеф безопасности посмотрел сквозь Кондрата, тот взглянул на Петровича в упор и сощурился – с ним, собственно, и следует на данном этапе вести переговоры по существу.

- Здорово, мент, - сказал Кондрат конкретно Николаю Петровичу. – Ты, что ли, на данном этапе главный по порнухе?

- Порнухи не держим, - с ленцой отозвался шеф безопасности. – У нас чистое производство, без грязи.

- Минуту, господа, я не закончил, - воззвал к договаривающимся сторонам Дымшиц. И продолжал:

- Кроме того, чисто технически ваши требования – ваши предложения – представляются недостаточно проработанными. Мы не можем прийти в Госкомимущество и сказать: «Верните нам наши акции, мы нашли для них более выгодное размещение». И не можем собрать трудовой коллектив и сказать: «Братцы, к нам пришли такие партнёры, такие партнёры, давайте срочно сбросимся им на четверть акций». Народ у нас интеллигентный, профессиональный, он просто-напросто свалит от нас к конкурентам вместе с акциями. Это я не к тому, что пришли такие ломовые ребята и требуют невозможного – всё возможно, что в разумных пределах, но зато разумное решение надо искать, на него надо выходить. Это – предмет торговли, если хотите. А вот так, с бухты-барахты, одним наездом можно всё развалить. Это не дело.

- Ты кончил, исполнительный? – спросил Кондрат. – Теперь я скажу. Насчёт чистоты вашего производства есть мнение, мужики, что оно у вас не совсем чистое…

- Сергей Лексеич имеет в виду характер деятельности омского и подольского филиалов, - пояснил консультант.

- Эти левые филиалы дают вам те самые двадцать пять процентов, о которых базар. Так что мы не шакалить Так что мы не шакалить пришли, а за своим. Теперь по акциям. Какой там у нас расклад?

- Пять у трудового коллектива, десять у господина Дымшица, по двадцать пять у господ Иванина и Котова, - отрапортовал Андрюша.

- А у господина мента?

- Пусто-пусто.

- Надо же, какая злая шутка природы, - Кондрат усмехнулся, сверля Николая Петровича взглядом. Бык? Мент? Ментобык? И вы предлагаете по душам базарить с быком, искать компромиссы и всё такое? Это вряд ли. Быков обламывают, а дела обговаривают в кругу умных людей типа тебя-вас-меня, - он обвёл пальцем господ директоров и демонстративно повернулся к Петровичу боком. – Короче, так, мужики. Полномочия мои проверяйте, как умеете, только поторопитесь. Даю вам последнюю неделю, потом ставлю на счётчик. Оставь им, Андрюша, контактный телефон – и вперёд, на воздуся. Посмотрим, сообразят господа позвонить или будут ждать, пока жареный петух клюнет…

- Сходи, освежись, - согласился Петрович, - до ближайшего отделения милиции.

- Это почему? – насторожился Кондрат.

- Так, для профилактики. Там из одного твоего быка ствол выпал, пока он знакомился с моими ребятами. Незарегистрированный, между прочим. Он его нашёл на улице и вёз в ближайшее отделение милиции. А ближайшее у нас на той стороне бульвара, за Палашевским рынком: Южный переулок, дом семь. Пистолет уже там. Охранник тоже.

- Ай да супермент, - Кондрат встал и нехорошо осклабился. – Ай да гостеприимство. Это уже и на вашей совести, господа хорошие…

- Что-то вы действительно перемудрили, Николай Петрович, - растерянно пробормотал один из компаньонов. – Зачем так круто?

- А ты как думал, Кондрат? – невозмутимо продолжал шеф безопасности. – Ты пришёл к серьёзным людям с очень несерьёзным предложением – всё взять да поделить, - к тому же не смог его обосновать. А это уже совсем некрасиво. Так, глядишь. И у тебя чего-нибудь найдут. Какой-нибудь манифест коммунистической партии под подушкой: ославишь себя и всех долгопруднинских. Ты подумай, Кондрат.

- Один-ноль, - подытожил Кондрат. – Только учти, мент, за мной не заржавеет. И вы учтите, господа председатели.

По уходу гостей полыхнул обмен мнениями по полной программе. Компаньоны пеняли Дымшицу за излишнюю мягкость, провоцирующую в Кондрате несбыточные надежды, а шефу безопасности, напротив, - на резкость прощального жеста: теперь по родному городу будет метаться осатанелый Кондрат, а кому это ёлы-палы, надо…

( Эргали Гер. Дар слова)

7. Познакомьтесь с ироническим описанием процедуры выборов.

Третьим выбирали лидера оппозиции. На этот пост баллотировались Глазов, Акулич и Харитоненко. Глазова представлял Юзовский. Дал ему самую лестную характеристику. Назвал его вечным оппозиционером. Далее он сказал:

Глазов с детства находился в оппозиции. В школе был оппозиционером. В техникуме был оппозиционером. В лагере был оппозиционером. Даже среди московских инакомыслящих Глазов был оппозиционером. А именно, совершенно не пил.

В эмиграции Глазов тоже был оппозиционером. Во-первых, не знал английского языка. Кроме того, принципиально донашивал скороходовские ботинки. И наконец, регулярно выписывал «Советские профсоюзы».

За Глазова проголосовало всего человек шесть.

Борис Акулич считался коллекционером неофициальной живописи. В этом качестве приобрёл довольно шумную известность. Эмигрировал под знамёнами непримиримой идейной борьбы.

Представлял Акулича Лемкус. Говорил о его бескорыстии, мужестве, нравственной стойкости. После чего раздался женский голос:

- Когда ты мне шестьдесят долларов вернёшь?

Акулич шагнул к микрофону:

- Какие шестьдесят долларов? За что?

- За слайды, - ответила красивая женщина-фотограф, - мы ведь уславливались: пять долларов штука!

- Господа, - укоризненно и даже скорбно проговорил Акулич, - что же это такое?! Я борюсь с тоталитаризмом, а вы мне про долги напоминаете?! Я о будущей России думаю, а вы мне говорите про какие-то слайды?! Не ожидал… не ожидал…

За Акулича проголосовали двое – Лемкус и эта самая женщина-фотограф. Видно, решила, что с главы оппозиции легче будет получать долги.

(Довлатов С. Филиал. Записки ведущего)

Соответствует ли содержание речи Юзовского ситуации, а также критериям, предъявляемым к эпидейктической (похвальной) речи? К какому приёму прибегает Акулич, когда отвечает на публичное обвинение в свой адрес? Объясните, почему Глазов набрал большее количество голосов. Если ваше мнение и мнение ваших коллег по этому вопросу не совпали, сымпровизируйте шуточные дебаты на одну из тем: 1) «В чём ошибка Акулича?» 2) «Глазов: за и против»; 3) «В чём сила Глазова?»