Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Московский государственный университе2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
259.92 Кб
Скачать

2.2. Маршруты росов

Не обладая прямыми выходами к морям, преодолевая огромные расстояния по рекам, чтобы выйти в Черное или Каспийское море, русские мореходы снискали славу в самых отдаленных землях, а их флот не раз внезапно появлялся под неприступными стенами Константинополя. Однако что представлял собой маршрут, которым росы достигали Византии?

Главным водным путем Древней Руси, безусловно, был знаменитый путь «из варяг в греки», который шел от берегов Скандинавии до самого Царьграда. Этот великий путь можно условно разделить на два отрезка – северный и южный, которые соединились приблизительно в начале IX века59. Северный шел от Бьёрке на северном берегу Финского залива к Котлину, от него к Неве, Ладоге. Отсюда, из Ладоги, плыли к Новгороду. Далее лежало озеро Ильмень, за ним Старая Русса, Ловать, потом шли волоки на Западную Двину и с Двины в Днепр. Оттуда же, с волоков, можно было попасть и на Волгу.

Здесь уже начинался южный, днепровский, отрезок пути, подробное описание которого оставил Константин Багрянородный. Вехами на этом пути были Смоленск, Любеч, Чернигов на ответвлении Днепра — Десне, Вышгород и, наконец, Киев, откуда и выходили купеческие караваны или военные флотилии росов.

Спустя несколько дней путь начинался самый сложный его отрезок – знаменитые днепровские пороги, представляющие собой гранитную гряду, ответвляющуюся на восток от Карпат60. Некоторые из них преграждали все русло, другие лишь его часть. Самыми трудными для прохождения были 7 порогов, речь о которых уже шла выше. Здесь же стоит привести их современные названия:

  1. Ессупи - Старо-Койдацкий порог;

  2. Остравунипраг – Лоханский;

  3. Геландри – Звонецкий;

  4. Неясыть – Ненасытецкий;

  5. Вульнипраг - Волнигский;

  6. Веручи – Будиловский;

  7. Напрези – Вольный.

Самым тяжелым был наиболее крупный (850 м) Ненасытецкий порог. На этом участке пути люди выходили из ладей, разгружали их от товаров и волоком или на плечах переправляли суда до конца порога. Остальные пороги были несколько легче: лишь часть людей высаживалась и шла пешком, а ладьи с товарами проводились на веслах и шестах вдоль берега. Однако даже самые легкие участки требовали колоссального напряжения сил, недаром Н.П.Загоскин метко назвал русских судоходов «мучениками Днепра»61.

Однако на этом трудности не заканчивались – на высоких скалистых берегах Крарийской переправы печенеги стерегли киевские караваны. Преодолев это опасное место, купцы достигали о.Хортица (знаменитое «гнездо» Запорожвской Сечи), где совершали жертвоприношения у священного дуба. После этого, русские суда за 4 дня дполывали до острова Эвферия в Днепровском лимане, где ладьи оснащались мачтами и парусами.

Далее росы шли морем, держась берегов. До р. Селины (Сулина, центральный из трех рукавов дельты Дуная) их пресле­довали идущие по берегу печенеги., ждавшие, когда буря выбросит ладьи на берег. Наконец, росы «достигают области Месимврии; здесь оканчивается их многострадальное, страшное, трудное и тяжелое плавание»62. В целом, путь от Киева до Царьграда занимал около 35-40 дней63. Осенью же росы возвращались обратно, чтобы успеть к началу полюдья.

Таким был многотрудный путь от Киева до Царьграда. Безусловно, еще более тяжелые испытания выпадали на долю путешественников, отправлявшимися в Константинополь из северных областей, от начала пути «из варяг в греки».

Сочинение Константина Багрянородного – единственный византийский источник, где сообщается о маршруте флота росов. Однако не стоит считать, что лишь великим путем «из варяг в греки» ограничивались русские судоходы.

«Скрытно проникнув в Пропонтиду, они прежде всего предложили нам мир…»64, - так Михаил Пселл начинает повествование о походе русских на Константинополь в 1043 г. Это свидетельство позволяет нам предположить, что у росов были свои тайные маршруты для совершения опустошительных набегов и в Черном, и в Каспийском морях65. Византийцы опасались внезапных выходов росов из Днепра в Черное море. У ромеев были колонии и в Северном Причерноморье - вблизи устья Днепра, и в Южном Крыму, которые позволяли контролировать дерзких тавроскифов. Однако росы по своим тайным маршрутам обходили все препоны византийцев.

Примером такого тайного маршрута может служить путь, которым росы совершали набеги в бассейн Каспийского моря.

Начинался путь на Днепре. Росы использовали один из двух его притоков: первый - верхний, который протекает выше трудных волоков вдоль порогов. Суда поднимались по р. Самаре, потом по ее левому притоку – р.Волчьей, откуда следовали по рекам Гайчур, Мокрые Ялы (иногда по ее правому притоку - Кашлагач) или Сухие Ялы до их истоков. После довольно простого (особенно по сравнению с днепровскими порогами) 2-4-километрового волока на юг росы спускали свои корабли в глубоководные истоки рек Берда, Кальчик или Кальмиус и по ним попадали непосредственно в Азовское море: если спускались по Берде, то выходили в море возле современного Бердянска; если же по Кальчику или по Кальмиусу - возле современного Мариуполя.

Другой, нижний, путь из Днепра начинался ниже его знаменитых порогов. Практически сразу же за островом Хортица росы входили в р. Конка, из которой попадали в исток Берды, откуда сплавлялись в Азовское море.

Затем начиналась самая сложная и опасная часть пути – переправа из Азовского моря в Каспийское. Легче всего это было осуществить, переплыв по Дону в Волгу, однако дорогу росам преграждал опасный сосед – могущественный Хазарский каганат. Поэтому флотилиям русских судоходов приходилось выбирать один из двух вариантов выхода на волок: по р. Ее или Маныч.

Тем росам, которые поднимались по Ее, приходилось волочить суда в р. Средний Егорлык от истока самой Еи, либо к Рассыпной, либо к р. Калалы. Здесь и лежал прямой путь в Каспийское море66.

Конечно же, те маршруты, которыми пользовались русские судоходы того времени, были гораздо разнообразнее: росы знали не только пути в Византию или в бассейн Каспийского моря, но успешно освоили северно-волжские пути, плавали по Западной Двине и др. рекам северной части государства, новгородские флотилии бороздили Балтийское море столь же уверенно, как киевские – Черное.

Безусловно, тяжелым ударом для развития русского флота оказалась утрата выхода к морям в ходе дальнейшей истории нашего государства. Но даже в самые тяжелые времена судоходство на Руси (быть может, несколько медленнее, чем в предшествующие столетия) все же беспрестанно развивалось. Так, не смогло ему помешать даже монголо-татарское нашествие, которое привело к упадку старинных южно-русских водных путей сообщения. Им на смену приходят новые пути по Волге и Дону, чье значение возрастает с постепенным возвышением Москвы. Безусловно, тяжелым ударом для развития русского флота оказалась утрата выхода к морям