
- •Глава 1. Тенденции формирования семейно-правового понятия "интересы ребенка"
- •Глава 2. Характеристика международных нормативных правовых актов о правах ребенка в семье
- •Глава 3. Понятие "интересы ребенка" в семейном и ином отраслевом законодательстве
- •§ 1. Классификация интересов ребенка
- •§ 2. Семейно-правовые презумпции интересов ребенка
- •§ 3. Определение интересов ребенка
- •Глава 4. Интересы ребенка как критерий качества осуществления родительских прав
- •§ 1. Родительское правоотношение
- •§ 2. Содержание родительских прав и обязанностей
- •§ 3. Принципы осуществления родительских прав
- •§ 4. Учет мнения ребенка как способ выявления
- •§ 5. Некоторые проблемы обеспечения интересов ребенка
- •Глава 5. Создание условий по обеспечению интересов ребенка как направление деятельности органов опеки и попечительства
- •Глава 6. Обеспечение интересов ребенка при рассмотрении судами семейно-правовых споров
- •§ 1. Виды семейно-правовых споров,
- •§ 2. Подсудность дел, связанных с защитой прав
- •§ 3. Обращение в суд с иском в защиту прав
- •§ 4. Представительство интересов несовершеннолетнего
- •§ 5. Особенности судебного разбирательства по спорам,
- •§ 6. Исполнение решений суда по делам,
- •Заключение
- •Литература
§ 2. Подсудность дел, связанных с защитой прав
и интересов детей
Согласно ст. 8 СК РФ, защита семейных прав, в том числе и прав ребенка, осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, государственными органами или органами опеки и попечительства. Таким образом, рассмотрение дел, связанных с защитой прав и интересов детей, возможно в административном и судебном порядке. В связи с этим важное практическое значение имеет отграничение компетенции административных органов от компетенции судебных органов.
Так, например, при отсутствии между родителями соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органами опеки и попечительства (п. 4 ст. 58 СК РФ); родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд (п. 2 ст. 65 СК РФ).
Толкование данной нормы семейного законодательства ставит перед нами весьма значимый вопрос: какие "родительские разногласия" могут разрешать органы опеки и попечительства, а какие - суд? Кому предоставлено право выбора подведомственности: родителям, органу опеки и попечительства или суду? В чем заключается разница между разногласиями и спорами? Ответы на эти и некоторые другие вопросы предполагают отдельное рассмотрение вопроса о разграничении подведомственности при разрешении разногласий, возникающих между родителями по поводу воспитания детей.
Как справедливо замечает Ю.Ф. Беспалов, необходимо отметить, что решение, принятое органом опеки и попечительства, может быть обжаловано в суде <*>.
--------------------------------
<*> Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. М., 2004. С. 16.
Все дела, связанные с защитой прав и интересов детей в семье, подведомственны судам как вытекающие из семейных правоотношений (ст. 22 ГПК РФ).
Не менее важное значение имеет подсудность - компетенция для того или иного суда на рассмотрение и разрешение данной категории дел. Актуальность этого вопроса обусловлена и введением в практику института мировых судей.
Как следует из ст. 24, 25 ГПК РФ, дела, связанные с защитой прав и интересов детей, отнесены к подсудности мировых судей и районных (городских) судов общей юрисдикции.
В частности, мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции многие дела, возникающие из семейных правоотношений. Применительно к предмету наших рассуждений можно отметить: дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, дела о выдаче судебного приказа, например, о взыскании алиментов на ребенка. Перечень дел является открытым, законодатель четко обозначает лишь те дела, которые не подсудны мировому судье: об оспаривании отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка.
На наш взгляд, данный перечень должен быть расширен. Очевидно, мировой судья также не вправе рассматривать и иные споры, связанные прежде всего с интересами детей: об ограничении родительских прав, об отмене ограничения в родительских правах, о восстановлении в родительских правах, об отмене усыновления (удочерения) ребенка. В связи с чем п. 4 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ нуждается в дополнении.
В современной науке семейного права возобновилась дискуссия по вопросу создания так называемых "семейных судов, которые рассматривали бы гражданские дела, связанные с защитой прав и интересов ребенка в семье, уголовные дела по обвинению несовершеннолетних, административные материалы <*>.
--------------------------------
<*> Беспалов Ю.Ф. Указ. соч. С. 17 - 18; Мельникова Э., Ветрова Г. Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция) // Правозащитник. 1996. N 1.
В последнее десятилетие все большую поддержку получает идея создания в России ювенальной юстиции. Помимо юридических отмечается также наличие социальных предпосылок формирования в системе правосудия такой ветви <*>.
--------------------------------
<*> Шипунова Т.В. Ювенальная юстиция в социологической перспективе / Правоведение. 2001. N 3. С. 178 - 184.
Национальным планом действий в интересах детей (Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г.) <*> предусматривалось создание специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних. Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (в редакции от 15 декабря N 5-ФКЗ) также допускается возможность создания специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (ст. 26 ФКЗ) <**>.
--------------------------------
<*> Мать и ребенок. Документы. Комментарий. М., 1996. С. 22.
<**> Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации". М., 2002.
Учитывая современные социально-экономические условия России создание специализированных "детских" или "семейных" судов представляется нецелесообразным. На первоначальном этапе их формирования оптимальным вариантом будет создание специальных составов судов либо специализация судей.
В отношении дел, связанных с защитой прав и интересов детей, применяется как общая, так и альтернативная подсудность.
Как правило, согласно ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Это правило применимо к большинству споров, связанных с защитой прав и интересов детей.
Альтернативная подсудность, определяемая по выбору истца (ст. 29 ГПК РФ), означает возможность обращения с исковым заявлением как в суд по месту жительства (нахождения) ответчика, так и в другой суд.
В ч. 3 и 4 названной статьи предусмотрено право предъявления иска по месту жительства истца в случаях, когда речь идет о взыскании алиментов, установлении отцовства и расторжении брака (т.е. о спорах в рамках семейного законодательства) <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2003. С. 79.
Специальные разъяснения о правилах подсудности даны Пленумом Верховного Суда применительно к отдельным категориям семейно-правовых споров.
Так, в Постановлении от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов" <*> отмечается: "Иски лиц, с которых взыскиваются алименты на детей и других членов семьи, об изменении размера алиментов... подсудны суду по месту жительства ответчика (взыскателя)" (п. 24).
--------------------------------
<*> БВС РФ. 1997. N 1.
Таким образом, при определении подсудности дел, основанных на алиментных обязательствах, следует учитывать, что:
- правила ч. 3 ст. 29 ГПК РФ применимы лишь в отношении исков о взыскании алиментов;
- на требования об изменении размера выплачиваемых алиментов альтернативная подсудность не распространяется.
Иски о расторжении брака могут предъявляться также в суд по месту жительства истца в случаях, если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным (ч. 4 ст. 29 ГПК РФ).
Как видим, интересы несовершеннолетнего ребенка являются одним из критериев определения подсудности. При этом законодатель не указывает, о каком несовершеннолетнем идет речь: это общий ребенок супругов, либо ребенок истца. Более того, этот несовершеннолетний может быть и не ребенком истца, поскольку в ч. 4 ст. 29 ГПК РФ это не отмечено.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" <*> не содержится каких-либо разъяснений данного положения, за исключением одного уточнения: в п. 5 названы "несовершеннолетние дети", находящиеся с истцом.
--------------------------------
<*> БВС РФ. 1999. N 1.
На наш взгляд, речь должна идти именно о детях истца, которые не обязательно должны быть рождены в браке, дело о расторжении которого рассматривается судом.
Дополнительно к вопросу о подсудности обратим внимание на еще одну особенность: в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <*> (в редакции 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.
Это положение еще раз подтверждает необходимость четкого определения признаков, по которым дела, возникающие из семейно-правовых отношений, могут быть квалифицированы как дела о защите прав и законных интересов ребенка.