Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gosy.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.44 Mб
Скачать

Билет № 51. Обществ, власть и архивы в условиях «оттепели» 1950-1960-х годов

Меры, принятые властью по преодолению сталинизма, приоткрытие «железного занавеса», успехи страны в покорении космоса – все это создало благоприятные условия для развития культуры, науки.

Происходило оздоровление нравственного климата в связи с реабилитацией пострадавших из-за репрессий. В конце 50 –х гг. значительно расширились международные культурные связи: проходили фестивали зарубежных фильмов, гастроли театральных трупп, проводились выставки зарубежного изобразительного искусства. Советские деятели культуры стали снова после длительного перерыва бывать за границей. Характерным явлением времени были бурные дискуссии на станицах печати.

Непоследовательность власти на пути десталинизации и демократизации общества вызывала протест у значительных слоев населения, особенно молодежи, творческой и научной интеллигенции. Выступления вузовской молодежи прошли на антисоветской и националистической почве прошли в Москве, Свердловске, Каунасе и др. городах.

Катализатором попятного движения в политике начавшейся десталинизации стали венгерские события 1956 г. В декабре 1956 г. было распространено письмо ЦК КПСС к партийным организациям с призывом усилить политическую работу среди студенческой молодежи, воспитывать в ней «отвращение к проявлениям буржуазной идеологии». Развернулась работа по преследованию инакомыслящих в стране.

Ухудшение социально - экономического положения граждан, очевидный утопизм программных установок партии привели в начале 1960-х гг. к серьезному кризису доверия со стороны народа к правящей группе. Значительно возросло количество распространенных антисоветских анонимных документов. Власть ответила укреплением органов госбезопасности, заклеймила антисоветчиков как предателей «дела рабочих и крестьян». Особенно сокрушительным оказался удар партийных органов по Церкви. В 1955- 1957 гг. Московская патриархия еще довольно активно используется властью с целью упрочения международных связей, особенно в период Всемирного фестиваля молодежи и студентов - для демонстрации наличия в СССР свободы совести и веротерпимости. Началом новой атаки на Церковь стало секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г., в котором партийным, государственным и общественным организациям предписывалось развернуть наступление на «религиозные пережитки» людей. При оказании верующими сопротивления проводили аресты и даже применяли оружие.

ХХ съезд КПСС проходил с 14 по 25 февраля 1956 года, первый после смерти Сталина. 25 октября на секретном заседании Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". Главной причиной выступления было то, что в партии образова­лись две фракции и их столкновение могло бы привести к повторению кровавых репрессий сталинских лет. ХХ съезд изменил всю политическую атмосферу в стране. Прои­зошел и окончательный раскол в правительственной коалиции.

Публиковались ранее неопубликованные работы Ленина, в частности его "Политическое завещание". Руководители стремились найти в работах Владимира Ильича готовый ответ на проблемы пост сталинского раз­вития СССР. Чтение неизданных и забытых работ впервые привело многих советских граждан, особенно молодежь, к мысли о том, что сталинизм в действительности не исчерпывает все многообразие со­циалистической мысли. Хрущева поддерживала интеллигенция. В печати – бурная полемика по вопросам истории и социологии. Но предста­вители оппозиции скоро запретили эти дискуссии. Положение самого Хрущева как главы Секретариата ЦК партии осенью 1956 года оказа­лось под угрозой. В Президиуме ЦК оформились две проти­воборствующие группы: Хрущев и Микоян с одной стороны, Молотов, Ворошилов, Каганович и Маленков - с другой, а между ними - группа колеблющихся. Успех хрущевской аграрной политики спас его от кра­ха. Это стало возможным благодаря освоению целинных земель. Про­довольственное снабжение в городах заметно улучшилось.

В первой половине 1957 года началась острая политическая борьба в руководстве страной. Она обострилась особенно резко пос­ле предложения Хрущева о реорганизации промышленности. Реформа предусматривала роспуск отраслевых министерств и группирование предприятий не по производственному признаку (как это было с 1932 г.), а по географическому признаку под местным руководством. Это была попытка децентрализации промышленности. На сторону Хрущева встали Микоян, Суслов и Кириченко. Засе­дание Президиума ЦК длилось более трех дней. Несмотря на принятые меры по изоляции Хрущева, некоторые члены ЦК узнали о происходя­щем и срочно прибыли в Москву и направились в Кремль, чтобы пот­ребовать отчета о происходящем и немедленного созыва Пленума ЦК. Хрущев настаивал на своем выступлении. На встречу с членами ЦК направились делегации обеих фракций: с одной стороны Ворошилов и Булганин, с другой - Хрущев и Микоян. На встрече замыслы оппози­ции оказались скомпрометированными.

Уже на первом заседании Пленума ЦК Хру­щев смог предпринять наступление. Оппозиция получила отпор. Было решено Молотова, Маленкова, Кагановича удалить из всех руководящих органов. Многие факторы обусловили победу Хрущева. Оппозиционеры не были репрессированы, получили второсте­пенные посты, остались членами партии. Хрущев завоевал неограниченную власть в партии и государстве Жуков был снят с поста Министра обороны. В нем видели возможного кандидата на пост Председателя Совета Министров вместо Булганина. Однако в марте 1958 года на этот пост был назначен Хрущев, кото­рый сохранил и пост Первого секретаря ЦК КПСС. Так исчезло разде­ление власти, осуществленное после смерти Сталина.

1962 год знаменовал собой крах внутренней политики Хрущева. Всю первую половину года недовольство снизу нарастало. Продовольственные трудности начала 60-х гг. если не превратили все население страны в недовольных действиями Хрущева, то по крайне мере определили безразличие к его дальнейшей судьбе. Личные качества родоначальника «оттепели» стали катализатором того, что его смещение, осуществленное в октябре 1964 г. высшими правителями советской партийной номенклатуры прошло безо всяких эксцессов.

В конце 40-х-начале 50-х гг. была возобновлена система тотального уничтожения док-тов, не представлявших "оперативно-чекистского значения" (продолж. макулатур. кампаний 30-х гг. якобы из-за необход. поставлять бумажное сырье для промышленности; "борьба с космополитизмом и низкопоклонством перед Западом"). С 1949-1953 г ГАУ проводило сотни совещаний и заседаний по вопросам "улучшения научно-методической работы архивных органов и госархивов СССР", однако все свежие мысли в жестких рамках органов МВД не принимались во внимание. Болезненный разрыв между не понимающим специфики архдела номенклатурным "начальством" и поставленными в безвыходное положение "низами" исполнителей к середине 50-х гг достигло огромных размеров(кризис в архделе). Преодоление кризиса: 1)Постановление СМ "О мерах по упорядочению режима хранения и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств"(7.02.1956.); 2)"Положение о ГАФ СССР и сети центральных госархивов СССР(28.07.1958); 3)"Положение о ГАУ при СМ СССР и сети центральных госархивов СССР"(28.07.1961). 1 Постановление (якобы было нацелено на рассекречивание, однако сплошная формальность): разрешение публикации док-тов бывших "врагов народа", с режима секретности были сняты материалы Нюрнбергского военного трибунала за 1945-1946 гг. Однако критерии рассекречивания и засекречивания оставались неизвестными; нужно было оставаться бдительными. Тем самым, ГАУ МВД СССР, например, приостанавливает издание путеводителей по архивам, где "архивисты очень широко раскрывают содержание материалов по внутр.и внеш.политике". Основная цель: создание НСА внутреннего пользования (описи и темат.каталоги). Елпатьевский: с начала 60-х была не только засекречена большая часть рассекреченного в годы короткой "оттепели", но и началась работа по выявлению док-тов "ограниченного доступа". В 1956 году разрабат. инструкция по делопроизводству (тенденция к "архивист=работник ведомств. канцелярии).

2-ое Постановление имело большее значение: "фонд" был объявлен неприкасаемой целостностью, не подлежащей дроблению ни при каких условиях; начальнику ГАУ было предостав. право на самост. установление штатного расписания без санкции министра внутр. дел, расширение научно-исследовательских функций (создание при ГАУ специализир. науч. советов). Однако были внесены поправки: статьи об огранич. сферы управ-я ГАФ. Положение отменяло установленный Положением 1941 г статус архивов ведомств как временных архивохранилищ, однако было оговорка : можно создавать"где это необходимо". Также отдельные ведомства получили право пост. хранения док-тов: МИД СССР, АН СССР, Всесоюзный геолог. фонд Мингеологии СССр и др (не указыв. плюс еще фонды МО СССР, МВД и ЦККПСС). Децентрализация. В Положении очень широкий диапазон сроков вед.хранения: от 5 лет до 15 лет, док-ты по личному составу-до 40 лет, а для записей актов гражданского состояния-до 75 лет.

13.01.1960 г. МВД СССР было упразднено. В новообразованном мин-ве охраны общ.порядка ГАУ не было места. ГАУ МВД преобразовалось в Главархив при Совете Министров СССР( никаких радик. измененеий не произошло). Нужно было срочно разраб. новое положение о Главархиве. Выход:"Положение о ГАУ при СМ СССР и сети центральных госархивов СССР" ( 28.07.1961) является в значит. степени компиляцией из тех разделов Положения 1958 г, которые касались функций Главархива со всеми со всеми плюсами и минусами. Новаторство: закрепление новых подразделений (1956 г. ГАУ вступило в МСА ЮНЕСКО). Положение 1961 г. закрепила ведомств. децентрализацию архив. дела и лишила ГАУ статуса союзно-республиканского главка; снижение зарплат архивистов и усиление бюрократической системы (бумаги). Выйдя из клетки "архивного ГУЛАГа" НКВД-МВД архивы и архивисты попали под прямой контроль мощной и разветвленной структуры партийно-бюрократического аппарата. Совет министров тащил Главархив в сферу выполнения исключительно управленческих функций (специалисты по дело-ву), а ЦК КПСС-пропаганда, без творческого начала!

В 1962 г. были изданы "Основные правила работы госархивов СССР". Сложная ситуация: ведомства и учреждения были недовольны тем, что за ГАУ закреп. функции научно-методического рук-ва постановкой док.части текущего делопроизводства министерств и ведомств СССР. В госархивохранилища поступали не обработ. управленческая документация из всех ведомств. Должно было быть разграничение специальности "документовед" и "архивист".

Но в нач.60-х гг. появляется "новые веяния" в архив. деле (поиски альтернативного пути): впервые разворачиваются свобод. дискуссии, протесты професс. историков и архивистов по актуальным вопросам. Сущ.роль в этом сыграл МГИАИ (не входил в систему учреждений Главархива с 40-х гг). Горячо обсуждался вопрос ЭЦ док-тов(заседание научного совета ГАУ 25.11.1959 гг). Гау предлагало уменьшить число фондообразователей и отсечь таким образом целые комплексы док-тов учреждений низового звена не научного значения. Преподы Истарха против (Максаков, Рудельсон, Орлова). "Перестройка архивного дела" заключалась: 1) в Положении о ГАУ 1961" ГАУ имело право определять категории учреждений итп, материалы кот-ых подлежат или не подлежат приему в госархивы.2) в "Правилах работы госархивов СССР" архивный фонд рассм. уже не как автоматически образующийся в результате деят-ти любого учр-я массив док-тов, а как результат "активного,творческого комплектования госархивов,основанного на тщательной ЭЦ документ. материалов". Потом появ. "Методические указания". Однако экспертно-проверочные комиссии буквально задыхались в потоке док-тов в связи с хрущевскими реорганизациями учр-ний. Дискуссия.Главрхив разраб. теорию функций (критерий значимости учреждения-фондообразователя). Последователи: Цаплин, Елпатьевсикй, прокопенко. Оппоненты: Максаков, Селезнев, Кондратьев (сохр. док-тов, кот-ые несут в себе детали "частности", жизнь человека в разных проявлениях, запретную дату расширить до 1945 г., сохранять абсолютно целостные фонды.

Однако преоблад. тенденцией было полное отождествление архив дела и делопроизводства ( с сентября 1966 г. начал действовать ВНИИДАД). Задача: создание ЕГСД (велась уже с 1963 г), единых госстандартов. В 1964 г. в МГИАИ был создан фак-т государственного делопроизводства. Менялись акценты: переориентация ВУЗа вместе с Главархивом в категорию вспомогат. учр-я структуры админ.органов управ-я в системе Совмина. С 1962 г. запрещено издание журнала "Исторический архив"(подбока архивных документов), с 1965 г. изд. "Советские архивы".

Так складыв. две альтернатив. тенденции в развитии архив. дела: достаточно успешное развитие документоведения под покровительством СМ СССР и торможение в разработке науч. проблем архивоведения. Только благодаря некоторым ( например, Автократову, Илизарову) архивоведение как науч.дисциплина продолжала развиваться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]