Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gosy.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.44 Mб
Скачать

Видовая структура корпуса источников Нового времени.

В новое время отходят на второй план летописание, житийная литература, но появляются мемуаристика, художественная литература, научные сочинения, в том числе и исторические, публицистика, периодическая печать, статистика, существенно меняется характер законодательства, актов и материалов делопроизводства.

1). Мемуаристика возникла со становлением индивидуальности в новое время. Мемуары подразделяются на мемуары – автобиографии (устанавливают “вторичные социальные связи” в эволюционном целом) и мемуары-современные истории (направлены на воссоздание коэкзистенциального целого; фиксируют отдельные события). Усиление коэкзистенциальных связей мемуариста – основной критерий эволюции мемуаров, обусловливающий сближение мемуаристики с публицистикой.

2). Функция публицистики как вида исторических источников состоит в заявлении позиции личности, осознающей себя как часть определенной социальной группы, а следовательно и в прямом установлении связей между личностью, обществом и различными социальными группами внутри общества, т.е. коэкзистенциальных связей.

3). Возникновение периодической печати как средства воздействия на личность связано как с эмансипацией личности, так и стремлением какой-либо общественной группы или государства подчинить ее своему идеологическому влиянию.

4). Изменение способа государственного управления породило и такой новый вид исторических источников, как статистика. Назначение статистики – реализация обратной связи в системе управления, сбор и анализ информации для принятия управленческих решений. Такой вид деятельности мог возникнуть только тогда, когда личность начинает осознавать изменения в эволюционном целом и стремится повлиять на направленность и ход этих изменений.

Кроме того, что возникали новые виды исторических источников, значительно изменялись виды источников, существовавших и в предшествующий период, законодательство и актовые источники.

5). Что касается актовых источников, то значительное увеличение их разновидностей свидетельствует об активизации личности в частноправовой сфере.

6). В эволюции российского законодательства нового времени при его относительно самостоятельном развитии в качестве системообразующего фактора выступает изменения соотношения обычая и закона как источников права; устанавливаются новые принципы российского законодательства.

Все эти изменения свидетельствуют о новых взаимоотношениях личности и государства.

Билет № 35. Законодательство нового времени как вид исторических источников.

На рубеже 17–18 вв. и в течение 18 в. в России происходят кардинальные изменения в характере исторических источников, в видовой структуре их комплекса. В это время отходят на второй план летописание, житийная литература, но появляются мемуаристика, художественная литература, научные сочинения, в том числе и исторические, публицистика, периодическая печать, статистика, существенно меняется характер законодательства, актов и материалов делопроизводства.

Изменение способа государственного управления, проявившееся, в частности, в изменениях в законодательстве, породило и такой новый вид исторических источников, как статистика.

В новое время расширяется сфера возникновения исторических источников не только за счет источников личного происхождения, но и создающихся в области общественных отношений. Нетрудно заметить, что виды, перешедшие в новое время из средних веков, почти полностью связаны с государственной сферой, а новые виды исторических источников имеют, главным образом, личное и общественное происхождение.

Законодательство – вид исторических источников, объединяющий нормативные документы, санкционированные верховной властью. Законодательство относится к тем видам источников, которые не возникают в новое время, а переходят из предыдущего периода. Однако законодательство нового времени приобретает ряд новых черт.

Самой существенной особенностью исторических источников нового времени является то, что большинство их видов уже в момент создания были предназначены для публикации. С начала 18 в. обязательно публикуются законодательные акты. Такие наиболее характерные для корпуса исторических источников нового времени виды, как периодическая печать, эссеистика, мемуаристика, создавались именно для публикации.

На протяжении 18-19 вв. укреплялась взаимосвязь вдов исторических источников. Тесно связаны законодательство и статистика, периодическая печать и публицистика, мемуаристика и периодическая печать, эпистолярные источники и художественная литература. Механизм взаимосвязи видов различен, однако зачастую один вид мог влиять на другой именно потому, что в новое и новейшее время многие исторические источники изначально предназначались для публикации.

Наиболее характерной чертой западноевропейского и североамериканского законодательства нового времени является фиксация прав личности. В российском законодательстве нового времени такие нормы отсутствуют, если не рассматривать в качестве таковых активно проводимую в 18 в. фиксацию прав сословий. В российском законодательстве 18 в. можно обнаружить ряд черт, позволяющих отнести его к законодательству нового времени. Российское законодательство в гораздо меньшей степени, чем западноевропейское, испытало влияние римского права. Поэтому в эволюции российского законодательства нового времени при его относительно самостоятельном развитии в качестве системообразующего фактора выступает изменение соотношения обычая и закона как источников права. Устанавливаются новые принципы российского законодательства – такие, как «незнание закона не освобождает от ответственности», «закон обратной силы не имеет». Это, в свою очередь, ведет к принятию порядка обязательной публикации законодательных актов. Все эти изменения свидетельствуют о новых взаимоотношениях личности и государства или, по крайней мере, о том, что государство признает существование личности если не через признание ее прав, то через признание ответственности.

Законодательство относится к тем видам источников, которые не возникают в новое время, а переходят из предыдущего периода. Однако законодательство нового времени приобретает ряд новых черт. Законодательство 18 в. отличается рядом особенностей, которые обусловлены двумя группами причин.

Во-первых, в это время возникают и проходят длительный и противоречивый путь становления те его особенности, которые можно определить как особенности законодательства нового времени, с одной стороны; а с другой стороны, российское законодательство приобретает ряд характеристик, свойственных законодательству империи и сохраняющихся в российском законодательстве не только в 19 в., но и на протяжении большей части 20 в..

Во-вторых, законодательство 18 в. обладает целым рядом специфических черт, что обусловливает необходимость его специальной разработки.

В 18 в. распространяется «философское направление» в законотворчестве, которому свойственна «мысль о возможности произвольно устраивать правовую жизнь посредством новых законов», что способствует значительной активизации законотворчества и расширению сферы законодательного регулирования, а также тематики законодательства. Активизация законотворчества ведет к противоречию, особо остро ощущавшемуся в 18 в., когда еще не была окончательно отработана законодательная процедура, - между абсолютистской государственной властью и стремлением к детальной (если не сказать мелочной) регламентации жизни общества и частной жизни подданных. Нестабильность государственной власти на протяжении значительной части 18 в. ярко выявляет противоречие между устойчивостью (инертностью) законодательства и его зависимостью от политической конъюнктуры, что позволяет проследить стабилизирующую роль законодательства.

Характерная черта законодательства нового времени – регламентированная публикация законодательных актов – находит в 18 в. оригинальное преломление. Если взять ситуацию 18 в. в сфере информирования населения, то можно предположить, что при зародышевом состоянии газетного дела законодательные акты во многом выполняли функцию средства информации. По крайней мере, ни один другой источник 18 в. не может быть сопоставлен с законодательством по распространенности. Это подтверждается возникновением и достаточно широким распространением в 18 в. такой разновидности законодательных актов, как манифесты.

Изменение соотношения обычая и закона как источников права, складывание приоритета закона – это основной, системообразующий признак, позволяющий говорить о начале нового этапа в истории российского законодательства. Закон в отличие от обычая не только, а часто и не столько, фиксирует сложившееся положение дел, сколько моделирует будущую ситуацию. Приоритет закона складывается тогда, когда в обществе, в частности у законодателя, появляется представление о социальной изменчивости в ходе исторического развития и зарождается мысль о возможности влияния на этот процесс.

В 18 в. не было сформировано понятие «закон». Историки права давали самые общие определения понятия «закон». Все исследователи отмечали, что в законодательстве оформляется воля императора. Формальным признаком закона со времен Петра I оставалась царская подпись, но это правило в XVIII в. нарушалось «объявленными указами».

Вернадский – (Начиная с Петра Великого, единственным источником права делается воля законодателя; это период правотворчества императорских указов).

Владимирский-Буданов – (В период империи установилось понятие о законе как о воле государя, правильно объявленной).

Кочаков – (закон – это уже определенный вид распоряжения, это – указ издаваемый определенным порядком). Он считал, что в России не было точного понятия закона – господствовал «царский указ» и существовало стремление, (остававшееся на протяжении XVIII в. безуспешным) выделить из всего многообразия указов те, которые по их юридическому действию можно было бы рассматривать как законы.

При различии исходных посылок определения понятия «закон» Владимирский-Буданов, Вернадский, Кочаков выделяют два критерия: во-первых, наличие подписи императора, и во-вторых, фиксированный порядок принятия, вырабатывавшийся постепенно на протяжении XVIII – XIX вв. Четкого определения понятия «закон» и критериев для отделения закона от прочих распоряжений верховной власти в российской историко-правовой науке выработано не было. Теоретически разграничить закон и административное распоряжение можно только когда исполнительная власть отделена от законодательной, чего в российской истории не было не только в XVIII – XIX вв., в условиях самодержавной империи, но и на протяжении большей части XX в.

Классификация законодательных актов законодателем. Законодатель делит законодательные акты на временные и постоянного действия. 29 апреля 1720 был издан именной указ «О разделении указов на временные и ко всегдашнему наблюдению издаваемые и о напечатании сих последних». Согласно этому указу подпись царя выступает как непременный атрибут законодательного акта. Усматривается стремление к постоянной кодификации законодательства, проявлявшееся в прибавлении вновь принимаемых норм к уже существующим законодательным актам обобщающего характера.

Более сложную классификацию законодательных актов предлагала Екатерина II. Она выделяла три группы законодательных актов: 1) законы в собственном смысле, т.е. те установления, которые ни в какое время не могут перемениться; 2) временные учреждения; 3) указы, изданные по частному поводу. Т.о. Екатерина разделяла акты верховной власти не только по времени действия (временные и постоянные), но и по масштабу действия (всеобъемлющие и частные).

Выделяют наиболее существенные разновидности законодательных актов, сложившиеся в XVIII в.

Манифесты – законодательные акты, провозглашавшие вступление на престол нового императора, сообщавшие о рождениях, браках и кончинах лиц императорской фамилии, а также о наиболее существенных реформах (Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству от 18 февраля 1762). Манифесты издавались при объявлении войны, заключении мира и при стихийных бедствиях (например, во время эпидемии чумы).

Указы – наиболее многочисленная и разнообразная группа законодательных актов. Указами могли регулироваться почти все сферы государственной и общественной жизни.

Уставы – специальные законодательные акты, регулирующие какую-либо сферу деятельности (Воинский устав 1716 , Морской устав 1720) или отрасль материального права (Устав о векселях 1729).

Регламенты и учреждения (положения) – законодательные акты учредительного характера, определявшие организацию, состав, компетенцию и регулирующие деятельность государственных учреждений (Регламент главного магистрата 1721, Генеральный регламент 1729 , Духовный регламент 1721 ).

Уставы и регламенты – законодательные акты кодифицирующего характера.

Фактически разновидностей законодательных актов было гораздо больше, и их соотношение постоянно – от правления к правлению – менялось. В современной историографии дать иерархическую классификацию законодательных актов XVIII в. попытался Омельченко. В качестве высшего типа законодательного акта он определяет манифесты, которые издавались только монархом и были обращены ко всем подданным.

Следующую по значимости группу составляют именные указы (в том числе и объявленны6), которые издавались монархом по существенным вопросам государственного значения и были адресованы конкретным государственным учреждениям или высшим должностным лицам.

И третья группа – указы, которые могли издаваться как самим монархом, так и от его имени Сенатом (сенатские указы, указы, объявленные из Сената).

Изменение соотношения обычая и закона как источников права, складывание приоритета закона – это основной, системообразующий признак, позволяющий говорить о начале нового этапа в истории российского законодательства. Закон в отличие от обычая не только, а часто и не столько, фиксирует сложившееся положение дел, сколько моделирует будущую ситуацию. Приоритет закона складывается тогда, когда в обществе, в частности у законодателя, появляется представление о социальной изменчивости в ходе исторического развития и зарождается мысль о возможности влияния на этот процесс.

Характерные черты законодательства 18 века:

1) В 18 веке распространяется “философское направление” в законотворчестве, которому свойственна “мысль о возможности произвольно устраивать правовую жизнь посредством новых законов”, что способствует значительной активизации законотворчества и расширению сферы законодательного регулирования, а также тематики законодательства.

2) Нестабильность государственной власти на протяжении значительной части 18 века ярко выявляет противоречие между устойчивостью (инертностью) законодательства и его зависимостью от политической конъюнктуры, что позволяет проследить стабилизирующую роль законодательства.

3) Регламентированная публикация законодательных актов; законодательные акты во многом выполняли функцию средства информации. Ни один другой источник 18 века не может быть сопоставлен с законодательством по распространенности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]