- •Оглавление
- •Введение
- •Глава 1. Выявление наиболее заинтересовавших русских путешественников черт жизнеустройства англичан (инфраструктура, архитектура, быт, общественная жизнь и т. Д.)
- •Глава 2. Выявление наиболее заинтересовавших русских путешественников черт социально-политической и экономической систем Англии
- •Глава 3. Выявление наиболее заинтересовавших русских путешественников черт национального характера англичан
- •Глава 4. Воссоздание образа русского путешественника
- •Заключение
- •Библиографический список
Глава 1. Выявление наиболее заинтересовавших русских путешественников черт жизнеустройства англичан (инфраструктура, архитектура, быт, общественная жизнь и т. Д.)
Что первым делом замечают путешественники, попадая в чужую страну. Конечно, сразу в глаза им бросаются внешние отличия страны, их принявшей, от родины. Русские путешественники, посетившие Англию во второй четверти XIX века, не были исключением. Какие особенности инфраструктуры, архитектуры и народного быта более всего заинтересовали наших соотечественников?
Во-первых, многих путешественников поражала столица Англии – Лондон. В первую очередь, своим размером. О «25 тысячах домов, 9 тысячах улиц, 75 площадях» писал М.П. Погодин14. «Необозримой громадой домов и замков»15 назвал Лондон А.И. Тургенев в своих дневниковых записях. А А.С. Хомяков писал в своем «Письме об Англии» о том, что все столицы Европы ничто перед Лондоном. Что Лондон мог сравниться только с Москвой, но был громаднее, величественнее и люднее последней16. В.С. Печерин называл английскую столицу неизмеримой пустыней, беспредельным океаном, где все было колоссально-величаво17. Интересно то, что огромные размеры Лондона вызывали одинаковые эмоции и в 1826 году, когда английскую столицу посещал А.И. Тургенев, и в 1848, когда там бывал А.С. Хомяков, и на протяжении всей четверти столетия между двумя этими «крайними точками». Размеры Лондона также поражали русских и до, и после указанного периода, однако это выходит за рамки данного исследования. Тем не менее, видится важным указание на этот факт.
Придя в себя от потрясения размерами города, наши соотечественники начинали изучать его в подробностях. Что привлекало их внимание в наибольшей степени? Безусловно, лондонская архитектура. Отзывы о ней в основном восторженные. Вестминстерское аббатство и «Сен-Джемский» парк были самыми популярными пунктами в культурной программе новоприбывших путешественников и вызывали положительные эмоции. Например, у М.П. Погодина18. Практически все наши соотечественники в Лондоне не преминули зайти в собор Св. Павла, который оставил у них лишь положительные впечатления, и в другие церкви. А.И. Тургенев, например, посетил пять или шесть церквей19. Это дает основания полагать, что русские путешественники были весьма религиозными людьми. Мало того, православные (кроме Печерина, бывшего католиком), они были терпимы к протестантизму Англии. Погодин восхищался: «Богослужения отправлялось с удивительным благоговением. <…> Все чинно, степенно, важно. А какая чистота в церкви…». А.И. Тургенев, выпивая с англичанами в таверне, «неохотно пил тосты Вольтеру и Гольбаху» и «с стесненным сердцем молчал, когда англичане осыпали одобрениями Taylor’а», основавшего общество, «которое собирается с тем, чтобы доказать, что вся история христианства наполнена ложью»20. Религиозность видится одной из ключевых черт характера русского путешественника, причем, что немаловажно, религиозность общехристианская. Хотя и сами англичане представлялись весьма благочестивым народом, например Хомякову: «На улицах движения не было: только по тротуарам шли толпы людей, которых лица выражали тихую задумчивость; они возвращались домой от службы церковной. Та же тишина продолжалась целый день. Таково воскресенье в Лондоне»21. Он радовался за «нравственность воли народной, благородство души человеческой»22.
Однако следует вернуться к архитектуре. Наиболее подробно и обстоятельно красоты английской столицы описал в своих «Замечаниях о Лондоне» К.П. Паулович. «Самое приятное и интересное удовольствие в Лондоне может доставить уединенному иностранцу прогулка по улицам и частям города, более населенным, как то: прогулка по шумному Ситы, по великолепному Вестминстеру и по спокойному Вестенде»23, писал он. Затем он привел список «четырех отличных парков»: St. James park, Green park, Hyde park, Regents park24. Однако многие наши соотечественники не были поражены красотой города. Хомяков пишет: «нигде художественной красоты, но везде огромные размеры и удивительное разнообразие»25. М.Н. Загоскин еще более жесток в оценках, он выделяет «бесчисленное множество кирпичных домов, как две капли воды друг на друга похожих» и «бесконечные улицы, <…>, площади правильные, но дурно обстроенные, и целые облака угольного дыму, который, как густой туман, лежит на черных кровлях». Все это, по его мнению, «придает городу вид отменно-мрачный»26. А.П. Заблоцкого поразило обилие зданий в псевдо-античном стиле: «Архитектура домов или, лучше сказать, дворцов, <…> занимаемых богатым классом – грандиозна, монументальна, хотя стиль ее уродлив, и часто бессмыслен. Ни в одном городе вы не увидите столько колоннад и фронтонов»27. У других путешественников впечатления об архитектуре положительны и не столь ярко выражены.
Далее бросалась в глаза путешественников непривычно-хорошая транспортная инфраструктура. П.А. Вяземский писал: «Что за прелесть Английская езда! Катишься по дороге как по бархату, не зацепишься за камушек. Колес не слыхать»28. Из его заявлений можно сделать вывод о высоком качестве английских дорог, что оборачивается многими плюсами. «Здесь минута в минуту приезжаешь в назначенный час», «нет мучительства для лошадей», «не слыхать кучерского ругательства и голоса», также заметил Вяземский29. Вторил ему даже М.Н. Загоскин, который в прочих своих суждениях был довольно резок в отношении Англии. «Большая дорога гладка и ровна как скатерть»30, писал он. Не только дороги, но и тротуары пришлись по душе русским путешественникам. «Тротуары прекрасные и ноги не чувствуют усталости», писал А.И. Тургенев31. Бывшего в Англии в 1839 году М.П. Погодина заинтересовала и удивила железная дорога. Пораженный, он писал в своем дорожном дневнике о ней: «Удивительная, на тысяче высоких арок в роде Римских водопроводов, по домам и кровлям, в уровень с вершинами деревьев, трубами и колокольнями, над улицами, где ездят экипажи и ходят люди. <…> Что за грандиозные замыслы у англичан!»32 Были замечены также и минусы в транспортной системе Лондона. Экипажи, по словам А.И. Тургенева, «не объезжают друг друга, а в тесноте города тащутся один за другим веревкою и часто около получаса, не двигаясь с места, ожидают движения»33. Уже в начале второй четверти обнаружилась в Лондоне проблема пробок на дорогах.
Нельзя также не сказать об английской погоде. Знаменитый лондонский туман привлек внимание А.И. Тургенева34.
Любой город был бы просто нагромождением зданий, если бы не его жители. Именно жители, их быт и социальная жизнь производили сильнейшее впечатление на русских путешественников. Во-первых, своим количеством. Хомяков пишет о «движении» и «кипении жизни» в Лондоне35. А.И. Тургеневу, как и другим путешественникам, в глаза бросились «тысячи прекрасных экипажей и народ»36. Удивительными для наших соотечественников оказались также «тишина и порядок <…> при многочисленности народа»37. И все это без видимого присутствия стражей порядка38. Паулович писал, что уединенного иностранца «до насыщения» займут «деятельность жителей, бегание и езда вестников, раздаватели билетов и адресов; также разнощики мелких вещей <…>, провозгласители различных требований, уличные художники и многоразличные площадные народные представления»39. Что же еще поразило наших соотечественников в англичанах? Более всего то, что в Англии не было четкого внешнего разделения людей на господ и крестьянство. Народ – в русском смысле его в Англии не было вовсе, в английском – он был везде, как заметил А.И. Тургенев40. П.А. Вяземский не мог понять, взглянув на четверых англичан, кем они были – джентльменами или поселянами41. Потому что разница действительно отсутствовала. «Здесь все вылито в одну форму или в известные формы»42, писал Вяземский.
Общественную жизнь и развлечения Лондона подробнее других описал Паулович. Представители высшего сословия, по его словам, собирались, чтобы весело провести время на Routs и Almacks43. Первые представляли собой просто собрания публики для светских разговоров за поглощением пищи из буфета, вторые же были собраниями для танцев. Мероприятия эти были бесплатными, но без приглашения туда было не попасть. Сам Паулович считал неоправданными усилия некоторых попасть на Routs и Almacks, так как мероприятия эти он не находил интересными44. Прочие увеселительные заведения были платными45. Наиболее часто посещали наши соотечественники театры. Разочаровался в игре английских актеров А.И. Тургенев, посещавший театр в 182646. А Паулович заметил в 1846, что английский театр «по расположению нынешнего духа времени и образованию нынешней модной публики, принял кривое направление»47.
А.И. Тургенев посетил также беднейший район Лондона – «обитель нищеты и разорения шпитальфильдских фабрикантов», где «30 тысяч фабричных вдруг очутились <…> без куска хлеба»48. Загоскин также столкнулся с лондонской беднотой, к нему в коляску «беспрестанно заглядывали зверские пьяные рожи и растерзанные безобразные твари, которых по одному только платью можно было назвать женщинами»49.
Подытоживая все сказанное в этой главе, следует отметить почти полное единогласие всех русских путешественников в отношении явлений, в ней рассматриваемых. Огромные размеры города, его многолюдность, хорошие дороги и падение театра – все это единогласно отмечали они. Разошлись во взглядах путешественники лишь в вопросе архитектуры – лондонская архитектура по вкусу пришлась далеко не всем.
