Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Консультирование_R.Кочюнас.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
31.12.2019
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Технология обратной связи

Эта технология важна для обоих собеседников, ведь часто необходимо установить, насколько мы правильно понимаем собеседника и насколько тонко он понимает нас.

Обычно обратная связь проводится в форме повторения и обобщения сказанного. Мы повторяем в обобщенной форме то, что сказал собеседник. Это можно сделать после оборота «Правильно ли я Вас понял?» или «Если я ошибусь, поправьте меня, пожалуйста». Мы обозначили то, что сказал собеседник, а он выслушал.

В другом варианте мы просим собеседника повторить то, что мы ему сказали. Это обязательно надо проделывать в конце встречи, для того чтобы собеседник уточнил, как он вас понял и как будет выполнять рекомендации, если таковые давались. Это заключительная процедура обратной связи. До или после нее про­водится воздействующее резюме.

Воздействующее резюме

Оно проводится в конце беседы. Уровень его директивности определяется в зависимости от того, насколько настроен на директивное собеседник. Мы сообщаем собеседнику о тех результатах, которых удалось достичь за время беседы, подводим итоги и, что важно, помогаем перенести достигнутые в беседе результаты на поведение в реальной жизни. Это организация опыта всей беседы, оформление результата встречи.

Можно описать еще несколько технологий. Ограничимся двумя: работой с амбивалентностью и приостановлением апперцепции.

Технология работы с амбивалентностью Наши основные психические процессы и состояния: чувства, эмоции, желания, потребности, поведение — в целом амбивалентны. А это значит, что они всегда, хотя бы в некотором зачаточном состоянии, содержат свою противоположность. Так, в переживаниях любви всегда можно обнаружит ненависть, в гневе — жалость, в стремлении к деятельности — желание бездельничать и тд.

Активация противоположного психического процесса или состояния ведет к ослаблению интенсивности доминирующего процесса или состояния или даже к переходу его в противоположное. Особенно ярко это можно наблюдать у под­ростков. Любовь подростка очень быстро может перейти в ненависть и наоборот. Его стремление вести гиперсоциальный образ жизни сменяется асоциальным поведением.

Работу с амбивалентностью можно представить в виде континуума. В одной крайней точке доминирует психический процесс или состояние, тогда как противоположный процесс или состояние удается обнаружить с трудом. И они не оказывают видимого влияния на доминирующие. По мере активации подав­ленных противоположностей доминирующие начинают ослабевать. И наступает такое состояние, когда оба они представлены с одинаковой интенсивностью. Это середина континуума, точка абсолютной амбивалентности, когда у человека с одинаковой интенсивностью выражены два противоположных процесса и со­стояния. Очень трудно или невозможно сделать выбор между ними. В дальнейшем на континууме начинает преобладать интенсивность противоположного процесса или состояния. И в крайней точке континуума они подавляют ранее доминирующие. И как бы ни были подавлены противоположные процессы, их всегда можно обнаружить. И активация противоположных процессов и состоя­ний приводит к изменениям в переживании и оценке доминирующих процессов и состояний.

Процедура приостановления и разрушения апперцепции Наши собеседники часто думают и поступают согласно прежнему опыту, по установившимся шаблонам. Чем лучше обучаемость человека, тем быстрее образуются шаблоны мышления и поведения. Живущие прошлым опытом способны хорошо адаптироваться лишь в традиционном обществе и теряют многие возможности в нашем сегодняшнем мире, единственная постоянная характеристика которого — это непрерывные изменения.

Когда мы приостанавливаем апперцепцию, то человек вновь начинает видеть, слышать, чувствовать. Для этого есть ряд технологий, на которых мы здесь не останавливаемся. Некоторые из них связаны с активацией свежего, детского восприятия мира, когда человек отстраняется от имеющегося опыта. С другой стороны, приостановление апперцепции возможно путем тщательного анализа личностного опыта собеседника, в результате которого становятся неактуальными устаревшие и неправильные представления.

Разрушение отдельных фрагментов апперцепции важно, когда они ведут к болезненным состояниям и жить с ними становится безрадостно и невыносимо.

Завершая краткое описание отдельных микротехник, важно отметить, что за границами данной работы остались такие технологии, как свободные ассоциации, рефреминги, релаксации и трансы, накопление ресурсных состояний. Не сообщалось и об использовании метафор в психотерапии. По поводу каждой из названных технологий уже имеется обширная литература.

Итак, открываются двери моего кабинета, и входит новый пациент. Мое преимущество в том, что мы на своей территории. Его преимущество — в меньшем уровне ответственности. В первые мгновения я оцениваю его. Он оценивает меня. Каждый отвечает на свой вопрос: «Что можно ждать от этого человека?» Первый, интуитивный ответ уже готов. И если я пишу или отвлечен телефоном, то беседа может завершится, так и не начавшись. Я побаиваюсь собеседника. Он боится меня. Я думаю, что знаю, какой собеседник мне желателен, какой нет. И у него есть образ. Каждый из нас сравнивает свои ожидания с реальностью.

Для успеха беседы опасно мое нетерпение, сухой допрос, безразличной отношение к собеседнику, формализм.

Я начинаю присоединяться к собеседницу, показываю ему свою заинтересованность, внимание, персонализирую беседу.

Предлагаю собеседнику расположиться в пространстве кабинета. Если я настроен на формальный контакт, то прошу его: «Присаживайтесь» — и ставлю стул посреди комнаты. Он присядет на кончик стула, и спина его будет не защищена, и он не пожелает долго задержаться в моем кабинете. Если я заинтересован в продуктивном контакте, но все же с сохранением значительной дистанции, то прошу собеседника сесть в тех же условиях, что и я. Он сидит на стуле или в полукресле. Его нижняя часть тела закрыта столом. Оптимальный угол взаиморасположения наших тел друг к другу 45 градусов.

Собеседник часто принимает закрытую позу. Можно назвать несколько ее вариантов. Нижняя закрытая поза, когда нога закинута на ногу и закрывает гениталии. Верхняя закрытая поза, когда руки скрещены на груди. В этих позах он закрыт для нового опыта и готов к самозащите. Еще одна закрытая поза, когда кисти рук со сцепленными пальцами расположены внизу живота. Поза человека самодостаточного, сосредоточенного на своем внутреннем мире. В отличие от двух предыдущих, она допускает интенсивный и продуктивный процесс мышления.

Уклоняясь от беседы, собеседник может отвернуться, напевать, прикрыть глаза или задремать.

Когда я заинтересован в более близком контакте, то можно расположиться с собеседником рядом на кушетке или в креслах, и чтобы между нами не было никаких перегородок. Чем ближе наши тела, тем на более близкий контакт можно рассчитывать.

Когда я настроен на директивное внушение, можно попросить собеседника сесть в кресло и встать над ним или же попросить его лечь.

Итак, собеседник занял свое место. Я использую паузу и в первой половине беседы задаю только открытые вопросы, стимулируя собеседника к рассказу. Я говорю мало, он — много. Получив нужную информацию, я перехожу к полуоткрытым вопросам. В это время складываются наиболее благоприятные условия для отражения чувств собеседника. Когда остается уточнить только некоторые детали, можно перейти к закрытым вопросам. На этом этапе я говорю больше, чем мой собеседник. Здесь можно активно использовать технологии работы с проблемами интерпретации, совета, директивы, обратной связи.

Важно установить значение тех или иных слов для собеседника. Иногда мое понимание слов родного языка и понимание этих же слов собеседником столь разнится, будто мы говорим на разных языках, и впору составлять толковый словарь основных понятий.

Встреча завершается Бездействующим резюме, и я отсоединяюсь от собеседника.

Последовательность взаимодействия в психологическом консультировании и психотерапии может быть представлена в виде четырех этапов:

  • присоединение

  • кристаллизация проблемы

  • завершение работы с проблемой

  • отсоединение.

Об этом подробнее сообщается в другой работе (Макаров В.В., 1993).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Aivy Е., Aivy B„ Saimak-Donning L., Consulting and psychotherapy. Combination of methods, theory and practice.-New York, 1987.

  2. Макаров В.В. Беседа как основной путь понимания и воздействия, Красноярск, Фонд Ментального Здоровья, 1995,20 С.

  3. Макаров В.В. Метод кристаллизации проблем — новый вариант психотерапии. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, С.-Петербург, 1993, № , стр. 96-102.

126