Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Консультирование_R.Кочюнас.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.29 Mб
Скачать

5.11. Шизоидная личность в консультировании

Шизоидная личность — это один из самых трудных случаев в работе консультанта или психотерапевта, а крайнее ее проявление — шизофрения — одно из глубочайших и сложнейших нарушений психики. Основные контуры шизоидной личности можно начертить по основным симптомам шизофрении. Впервые термин «шизофрения» использовал известный психиатр Euden Bleuler в 1911 году. Важнейшие симптомы этого нарушения психики он описал известной формулой «четырех А» (цит. по Kennedy, 1977):

1. Аффективность. У больного шизофрений индивида нарушается выражение эмоций. Его эмоциональная жизнь может стать очень плоской. Нередко эмоциональные реакции бывают неадекватными (например, смех в рассказе о смерти близкого человека). Это проявляется и в несоответствии эмоций содержа­нию мыслей.

2. Ассоциативность. Шизофрении свойственна потеря логического хода мыслей, на основе свободно возникающих ассоциаций перескакивание от одной мысли к другой. Способ мышления индивида кажется странным и хаотичным, ответы на вопросы могут быть совершенно неадекватными. Иногда ассоци­ативные нарушения могут быть очень субтильными и трудно замечаемыми.

3. Аутизм. Мышление шизоидного индивида крайне субъективно и эгоцентрично. Он кажется погруженным в мечты и фантазии, которые постепенно становятся заменителем реальности. Нередко словам придается особый смысл, и консультанту может быть трудно понять, о чем говорит клиент. Такой индивидуальный словарь указывает на «.утистичность мышления.

4. Амбивалентиость. Хотя большинство людей чувствуют себя амбивалентно в тех или иных ситуациях, шизоидная личность амбивалентна почти ко всему. Она переполнена противоречивыми чувствами, установками и взглядами по отношению к другим людям и к своим жизненным ситуациям.

Шизоидные клиенты попадают на психологическое консультирование или психотерапию по разным причинам. Наиболее частая из них та, что они почти не верят в возможность других людей понять их и помочь им, поэтому обращаются за помощью к специалистам, от которых ждут понимания своих трудностей. Обычно жалуются на невозможность завязать и поддерживать отношения, особенно с лицами противоположного пола, на неспособность сконцентрироваться, закончить начатые работы) на депрессию.

Шизоидные клиенты имеют особенно много трудностей в отношениях с другими людьми. Они не доверяют другим людям, и поэтому у них очень мало или вообще нет друзей. Иногда шизоидный индивид завязывает отношения с себе подобным, однако эти отношения бывают очень хрупкими и редко длятся более продолжительное время. Шизоидные клиенты боятся близости, интимности, потому что реакции других людей вызывают у них амбивалентные чувства. От близости защищаются, избегая любого эмоционального вовлечения в межличностные отношения. Однако, ввиду того что чувства важны в жизни людей, шизоидная личность балансирует на грани переживания бессмысленности жизни. Избегание близких отношений шизоидные клиенты объясняют тем, что такие отношения изнуряют их, а также могут изнурять и окружающих их людей. «Сбережение» себя в межличностных отношениях заставляет быть осторожным и не позволяет вести себя спонтанно. Возникновение установки на избегание близких межличностных связей объясняется (Storr, 1980) специфическим поведением родителей в детстве. Уход за малым ребенком отнимает у родителей много физической и психической энергии, и шизоидные родители, которым чужд мир ребенка, его потребности, чувствуют себя истощенными. Таким образом ребенок не получает так нужные ему любовь и понимание. В нем формируется убеждение, что любовь может быть достигнута только в воображении. Позднее, в зрелом возрасте, близкие эмоциональные отношения принимаются как обоюдно истощающие, а не как обоюдное одарение, и наиболее безопасным становится уклонение от них. Стремясь компенсировать недостаток контактов с реальным миром, шизоидные клиенты создают богатый воображаемый мир. Так как им не удается достичь реальных отношений и реальной любви, шизоидные клиенты в воображении «награждают» себя величием. В межличностных отношениях это выражается позой превосходства, которая очень осложняет эти отношения, потому что большинству людей такая поза кажется неприемлемой. Итак, что начинается в воображении шизоидной личности, продолжается в реальности.

Кстати, шизоидные индивиды могут чувствовать себя зависимыми от других, думая, что не могут заботиться о себе или устраивать свою жизнь. Чувство бессилия является одной из причин, почему такие клиенты регрессируют до примитивней­ших форм приспособления к окружению. С другой стороны, шизоидной личности больно чувствовать себя зависимой, потому что это ранит ее чувство собственного достоинства.

Из-за упомянутых особенностей шизоидной личности консультанту может быть трудно завязать и поддерживать контакт с такими лицами. Консультант часто чувствует, как метко заметила Storr (1980), что отличается их «длина волн». Очень важно, чтобы в отношениях с таким клиентом консультант прежде всего был заинтересованным и сильно желающим помочь человеком, а не оценивающим. За тяжкими нарушениями скрыт уникальный человек, и хоть малая толика простой человечности консультанта может дать неплохие результаты, облегчая тяжкую ношу шизоидного клиента.

Консультанту следовало бы понимать степень изоляции своего клиента. Первый контакт должен быть на уровня интеллекта. Шизоидного клиента может легко напугать непосредственное проникновение в его эмоциональную жизнь. Консультант также должен принимать во внимание противоречие между желанием клиента быть с людьми и боязнью их. Спеша завязать с клиентом как можно более близкий контакт, можно спровоцировать его бегство. Однако если консультант будет слишком нейтральным и будет стараться выдерживать наибольшую дистанцию с клиентом, он может почувствовать себя оттолкнутым, оставленным. Не следует забывать, что предложенное консультантом оптималь­ное расстояние во взаимоотношениях является наилучшим подарком шизоидному клиенту.

Консультант также должен помнить, что в консультировании шизоидный клиент будет вести себя так же, как и в других жизненных ситуациях,, например, в семье. Эти клиенты часто стараются, чтобы окружающие их люди чувствовали себя виноватыми.

Когда клиент говорит, что консультант лишь еще больше запутал его проблемы, это не только простая констатация факта, а скорее психологическая манипуляция. Консультанта вынуждают чувствовать себя виноватым, надеясь, что он, может быть, рассердится, и тогда клиент получит подтверждение неэффек­тивности работы консультанта.

Вообще шизоидная личность в консультировании — это вызов консультанту или психотерапевту. Но не будем забывать, что это и самые интересные клиенты, могущие очень многому научить нас в сложностях человеческой природы.