Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Консультирование_R.Кочюнас.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.29 Mб
Скачать

4. Ход психологического консультирования. Основные процедуры и техники консультирования

Процесс консультирования, даже если это толц^о единственная встреча с клиентом, может быть условно структурирован на несколько стадий. Консультирование имеет начало, середину и конец, и консультант должен знать, как начать консультирование, с помощью каких средств продолжать его, делать интенсивным и продуктивным, и как его закончить.

4.1. Первая встреча в консультировании

Когда клиент обращается за психологической помощью, для консультанта она может быть не первой встречей в этот день, однако не следует забывать, что, если для клиента это первая встреча, такой она должна быть и для консультанта. Это особенно важно клиенту, потому что чаще всего он испытывает два ог­ромных чувства — страха и надежды, и обязанность консультанта изменить баланс этих чувств, вселяя надежду и уменьшая страх.

Первая встреча начинается со знакомства. Первое, что может усмотреть консультант в характере клиента, это то, как он входит в кабинет — твердым шагом, демонстрирующим решимость и смелость, или нерешительно, неохотно и это свидетельствует о страхе, стеснительности, сомнениях. Пожимая руку клиенту, консультант с самых первых минут встречи может выразить искренне дружелюбие, заинтересованность и готовность помочь, так как пожатие руки обычно является символом единства двух люДей. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общим социальным фра­зам, обмен которыми может несколько рассеять тревогу и напряжение клиента. Именно эти чувства преобладают во время первой встречи.

Даже если не заметим в поведении клиента внешних признаков тревоги, должны думать, что она все-таки есть, потому что сама ситуация консультирования вызывает нормальную тревогу. Наконец, тревогу у клиента вызывают его собственные проблемы, озабоченность, достаточна ли квалификация консуль­танта, готов ли он максимально помочь, что вообще будет происходить во время консультирования и т.п. Тревога и напряжение мешают клиенту говорить, поэтому первая задача консультанта, заметив признаки тревоги (волнение) в поведе­нии клиента, уменьшать их и помочь клиенту чувствовать себя безопасно во время консультирования. Прежде всего консультант должен быть более активным, как в начале беседы, так и во время всей первой встречи. И клиент надеется, что консультант первым начнет беседу. Если консультант видит явное напряже­ние клиента, он может назвать и прокомментировать это состояние клиента: «Вы очень озабочены» или «Вы кажетесь испуганным; что Вас заботит?» Беспокойство уменьшает разговор о его причинах. Консультант мог бы спросить клиента: «Может быть Вас беспокоит то, о чем сегодня должны поговорить?» или «Может быть Вы боитесь моих вопросов, на которые не хотели бы отвечать?» Иногда клиент боится оценки, диагноза, беспокоится из-за возможных нарушений психики. Чтобы это выяснить, консультант может спросить: «А Вы боитесь, чтобы Вам не определили какую-либо болезнь психики?» или «Неко­торые люди боятся обращаться к психологами психотерапевтам, боясь, что их могут принять за психических больных. А Вы тоже испытываете подобное беспокойство?» Беспокойство такого рода может быть «развенчано» в начале беседы, когда консультант объяснит, что клиент может сам выбирать, о чем и сколько говорить консультанту, что большинство людей обращается к психологам и психотерапевтам из-за жизненных проблем, а таковые нельзя назвать болезнями, ибо консультант хорошо понимает, что рассказывать чужому человеку о личных делах трудно и тревожно.

Начальное беспокойство первой встречи может уменьшить ознакомление клиента с самой процедурой консультирования, потому что большинство клиентов чувствуют себя неуверенно из-за того, что не знают, что консультант собирается делать. Некоторые клиенты консультирование понимают как магическую помощь, а консультанта воспринимают как мага, читающего мысли. Для других клиентов консультирование является своеобразной скорой помощью, раздаванием мудрых советов или работой, за которую полную ответственность несет консультант и т.п. Такие нереальные ожидания клиентов являются частью со­циальных стереотипов, связанных с консультированием в психотерапии. Правильное объяснение того, что происходит во время консультирования, особо подчеркивая, что успех консультирования полностью зависит от сотрудничества консультанта и клиента, скорректирует ожидания клиентов и уменьшит тревогу. Тревогу можно уменьшить, просто попросив клиента удобно расположиться в кресле и расслабиться.

В начале первой встречи также важно выяснить, обратился ли клиент сам, или кем-то направлен (еще один вариант последнего случая — когда клиента приводят родители, близкие, учителя и т.п.). В тех случаях, когда клиент приходит не по своей инициативе, есть большая вероятность его сопротивления кон­сультированию, нередко клиент не понимает смысла общения с психологом или психотерапевтом. Это требует дополнительных усилий консультанта, создавая мотивацию клиента для общей работы или вообще выясняя степень возможности дальнейших встреч. Если клиент направлен другим специалистом, в самом начале он должен получить от консультанта «гештальт» сотрудничества. Например, клиенту можно сказать: «Коллега X. просил меня встретиться с Вами несколько раз, чтобы вместе смогли обсудить некоторые Ваши проблемы». Это хотя бы отчасти объяснит клиенту, почему он направлен, а также поможет по­нять, что консультирование — это общее занятие двух людей, а не серия встреч, во время которых консультант дает указания клиенту, что и как следует делать. Такая модель отношений весьма обычна в медицине, и нередко клиенты переносят ее в психологическое консультирование и психотерапию. Когда клиент имеет направление, у консультанта возникает потребность попросить клиента повторно рассказать о себе и своих проблемах. Для большинства клиентов это довольно неприятное занятие, кроме того в повторном рассказе опускается много деталей, эмоциональная нагрузка повествования становится меньше и рас­сказ о себе может стать подобным заученному автоматическому действу. Тем не менее консультанту все же рекомендуется выслушать клиента самому, не полагаясь на рассказ коллеги или его записи, потому что беседа с клиентом — это единственная возможность понять, что означают симптомы или проблемы для самого клиента.

Право первого вопроса в консультативной встрече принадлежит консультанту. Первый вопрос должен быть открытым, неопределенным, позволяющим клиенту говорить о том, что важно ему, не стесняющим его никакими тематически­ми рамками. Например: «С чего хотели бы начать свой рассказ?», «Какие вопросы (трудности, проблемы) привели Вас сюда?», «Итак, о чем мы будем говорить?» и т.п. Если консультант чувствует, что клиент в напряжении, волнуется, прежде всего следует спрашивать его о чувствах, помочь выразить их (об этом уже говорилось подробнее). Этим облегчили бы начало беседы.

Сох (1988) писал, что в начале первой встречи консультанту много дает вопрос «Когда Вы смеялись последний раз?» или «Когда Вы последний раз смеялись дома?», а также ответы на эти и подобные вопросы. Смех и его нехватка очень тесно связаны с эмоциональной жизнью людей.

Первые вопросы следует старательно обдумать, потому что клиенты в начале консультирования не осмеливаются отвечать на некоторые вопросы. Если консультант засыпает клиента, последний начинает не понимать, чего он него хотят, к тому же перестает говорить по собственной инициативе, и консультант будет вынуж­ден продолжать спрашивать. В начале консультирования следует избегать вопросов, на которые клиент может дать законченный ответ, ибо это также заставляет консультанта продолжать спрашивать (например, вопрос «Сколько Вам лет?» иногда бывает важным, однако не годится в начале консультирования).

Один вопрос консультанта и последовавший за ним ответ клиента может возбудить в голове консультанта вереницу других вопросов.

Вот короткая выдержка из консультирования:

Консультант: Может, смогли бы немного рассказать о проблемах, с которыми столкнулись в этом году. Можете начать с того, как попали сюда.

Клиент: Я пил, потом развелся с женой, потерял все, что имел. Еще я начал употреблять наркотики. Я не знал, что со мной будет; уходил и пять дней бродил — эти пять дней были как один.

Консупьтант: Похоже, что это был не самый лучший период вашей жчзни...

Клиент: Без места, без цели... Консультант: Вы собираетесь что-нибудь делать? Клиент: Я не мог есть, не мог спать. Я не знал, что мне делать. Пару дней жил у друга, потом сбежал.

Этот короткий эпизод поднимает множество вопросов. Сколько клиент пил? Когда начал? Что для него значит развод? Почему пять дней казались одним днем? Что он запомнил из этих пяти дней? Это не окончательный список вопросов, которые можно задать, опираясь на то, что сказал клиент. Однако задавание таких вопросов сразу сузило бы беседу. Следует избегать этого в начале беседы. Эти вопросы мы должны бы держать в голове. Может случиться так, что сам клиент в ходе беседы ответит на большинство этих вопросов. Позже в ходе беседы можно задать вопросы, на которые не достает ответов. С самого начала первой встречи следует принимать рассказ клиента таким, каким он его представил. Это важно подчеркнуть, так как иногда консультант может начать беспокоиться, правду ли говорит клиент. Это не должно беспокоить консультанта, потому что за это отвечает клиент — если он будет обманывать, консультирование зайдет в тупик, станет непродуктивным, и клиент понесет психологические, а часто и материальные потери.

Во время первой встречи, внимательно выслушивая клиента, пытаемся определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей клиента. Прежде всего обращаем внимание на проблему, как ее представил клиент, на возможные причины ее возникновения, на попытки решать эту проблему и связанные с ней трудности, на возможные побочные факторы, связанные с представленной проблемой. Консультант должен позволить клиенту свободно рассказывать, иногда поощряя его такими фразами: «Стало быть, все попытки решить проблему оказались неудачными...», «Только с этими делами связываете свою проблему?» и т.п. Консультант должен стараться как можно реже прерывать клиента, не показывать свое личное согласие или несогласие, уклоняться от высмеивания и унижения клиента, не проявлять свои симпатии (скорее клиент должен чувствовать эмпатию консультанта), не предлагать поспешные интерпретации и не спешить с выводами.

Консультант не должен настойчиво и назойливо побуждать клиента «рассказать все». Если мы каким-либо способом заставляем клиента больше рассказать о своей жизни, отношениях, чувствах, нежели он готов, то в другой раз он может не прийти, не чувствуя себя безопасно, переживая чувства вины, стыда, что был слишком откровенен и слишком раскрылся перед чужим человеком.

Часто во время первой встречи клиент высказывает много всяких проблем, и это, как увидим позже, естественно, потому что практически никогда не бывает одной проблемы. Некоторые из них на первый взгляд кажутся несвязанными. Тем не менее, если консультант внимательно выслушивает клиента, он имеет возможности увидеть одинаковые или различные связи между изложенными событиями, ситуациями, проблемами, чувствами и установками. В ходе беседы важно заметить повторяющиеся вещи в речи клиента. Они могут стать указателями на самые интенсивные и самые эмоциональные реакции клиента, на наиболее эмоционально окрашенные области его опыта. Такие повторы могут выполнять роль специфичных «ключей», помогающих консультанту эффективнее вести беседу.

С самого начала первой встречи консультант должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы, т.е. признал в отношении их свое авторство. Клиент должен быть ответственным и за использование времени консультирования самым осмысленным способом. Консультант разделяет с клиентом ответственность, указывая, что его интересует, участвуя в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Наша социальная обученность нередко противоречит требованию переложить ответственность за ход беседы на клиента, потому что консультант полагает, что сможет лучше всего реализовать свою обязанность помочь клиенту, отвечая на его вопросы, советуя, переживая из-за проблем клиента больше, чем он сам. Однако мы принесли бы клиенту большую пользу, побуждая его больше думать о своих проблемах. Вместе с тем не следует стараться полностью избавить клиента от тревоги, связанной с принятием ответственности на себя. Клиент должен обучаться толерантности к некоторым дозам беспокойства, поскольку жизнь полна ситуаций, в которых нужно и приходится быть лично ответственным.

Иногда думают, что каждый раз клиент должен уходить от консультанта более счастливым, чем пришел. В действительности же он должен уйти от консультанта скорее более смелым, однако с болезненным пониманием, что обязан сам что-то мзнять в себе и своей жизни. Консультант должен не столько освобождать клиента от страданий, сколько направить его страдания в конструктивном направлении. Страдание может быть использовано как важная сила, правильно направив которую, можно вызвать терапевтические изменения личности.

Пытаясь обобщить важнейшие цели первой консультативной встречи, следуя Eisenberg и Delanei (1977), укажем такие:

  1. Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хотелось бы обсудить во время •встречи, и с раскрытием факторов и причин, вызвавших эти проблемы.

  2. Идти в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и большего взаимопонимания.

  3. Настроить клиента на то, что во время каждой консультативной встречи можно получить конкретную пользу.

  4. Передать клиенту понимание того, что он сам должен быть активным участником решения своих проблем.

  5. Идентифицировать проблемы для дальнейшей работы.

Иногда в конце первой встречи клиенты задают вопрос, почему над» встречаться с консультантом несколько или даже много раз. В таких случаях консультант должен объяснить: «Ваши проблемы возникли не сразу; они развивались постепенно, и Вы с ними живете уже некоторое время. Для того чтобы мы могли лучше их понять, прежде всего необходимо довольно подробно познакомиться с ними. Для этого нужно время, как впрочем и для их обсуждения и решения. Невозможно за один час устранить то, что накапливалось в вас годами». Такое объяснение помогает клиенту понять, что решение проблем — это не одноразовое действие, а довольно продолжительный процесс.