Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Эстетика эстрадного жанра2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
184.78 Кб
Скачать
  1. Практическая работа.

В этой главе я опишу и попытаюсь проанализировать свой опыт работы в жанре монолог в образе. Это, как мне кажется, лучше сделать, сравнивая два монолога, написанных и исполненных мной в рамках учебного процесса. Естественно, когда находишься внутри, когда работаешь, то не обращаешь внимания, но сейчас я вижу, что принципы подхода к ним абсолютно различны. Объединяющим же компонентом выступает эстетика жанра монолог в образе.

Первый монолог «Каменное лицо» рождался, как задание по предмету драматургия. Нужно было написать текст на тему «маска» - психологическая маска, которую человек «одевает» в разных жизненных ситуациях для достижения своих целей. То есть сначала появился текст, которому отдавался приоритет. Далее происходил очень жесткий отбор нужных фраз и даже отдельных слов. Как я уже писала в предыдущей главе, это обусловлено эстетикой жанра, так как слово – одно из его главных выразительных средств. Важно, чтобы текст не был засорен ненужными словами, отвлекающими внимание зрителя от художественного смысла.

Абсолютно по-другому начиналась работа над монологом «Зоомагазин». Следует сказать, что задание, предшествующее возникновению монолога, предполагало взятие за основу известного эстрадного номера и его интерпретация. Я выбрала монолог Г. Хазанова «Попугай». Здесь от технического приема работы с обручем появились герои (Попугай, Хомяк и Рыба), для которых текст писался позже. Скрупулезная работа велась и над ним: придуманные репризы претерпевали изменения, так как каждому из героев я старалась подобрать слова с характерными звуками. Потому что речь также отражает характер и темперамент героев. Речь нервного, резкого, недовольного, высокомерного Попугая насыщалась твердыми звуками – Р, К, Т; спокойного, оптимистичного, кажущегося глупым Хомяка – шипящими и мягкими – Ш, Х, Ф, Ж; ничего не понимающая, заторможенная, наивная Рыба так и не успела произнести ни слова…

Если серьезно, то над поиском характеров также велась длительная работа, в процессе которой я столкнулась с некоторыми трудностями. Напомню, что она предшествовала появлению текста. Во-первых, следовало найти «своего» Попугая, отличающегося от попугая Г.Хазанова. Сделать это оказалось не так просто, потому что созданный им образ, никак не выходил из моей головы. Мне казалось, что я только пародирую его (причем, не очень хорошо). Скажу откровенно, у меня даже начал развиваться комплекс, который выражался в сценическом зажиме. Во время репетиций мы вместе с Мастером искали главную черту его характера, и он подсказал мне не педалировать на то, что Попугай недоволен окружающей его обстановкой, иначе он получается агрессивный и не интересный. Лучше попробовать сделать его больше довольным собой и высокомерным. Признаюсь, этот совет помог мне заново начать работу над образом и «полюбить своего Попугая». С Хомяком все оказалось намного проще. Возможно, потому, что я обратилась к основному закону жанра – образы должны быть максимально разными. Разными не только в способе произнесения текста, о чем я писала выше, но и в пластическом воплощении, что стало следующим этапом работы над монологом. Так, в отличие от Попугая, гордо сидящего на хула-хупе, Хомяк весь сгруппирован, голова втянута в плечи, и он постоянно бежит по своему колесу, сам не зная зачем – так надо. Поиск третьего героя был не легким, потому что нужно как-то по-новому обыграть реквизит в третий раз, а также найти абсолютно другой характер – так появилась Рыба.

Теперь предлагаю вернуться к монологу «Каменное лицо». Там характеры искались, когда текст уже был полностью готов и даже частично выучен. Этот монолог изначально был написан на два персонажа – Продавец масок и Покупатель. Я понимала, что нужно найти два противоположных образа, но все мои попытки заканчивались неудачей. Не хватало зрелищного компонента, который предполагается эстетикой жанра «монолог в образе». Теперь я понимаю, что ошибка заключалась в том, что я не выходила за рамки реализма. Да - образы, да - разные, даже чуть преувеличенны, но выразительности так и нет. Когда я зашла в тупик в своих поисках, мой Мастер предложил попробовать решить персонажи гротесково. Видимо, потому что сам текст располагал именно к нереалистичному воплощению. Результатом совместных репетиций стало появление не бытовых, разных по темпо - ритму, по пластической и речевой выразительности героев: действительно «каменного» Покупателя, с очень низким голосом, протяжной речью, лицом, лишенным мимики, и «острого» Продавца с, напротив, почти писклявым голосом, чеканящим слова, с несходящей с лица улыбкой. Образы получились графичные и абсолютно противоположные визуально: Покупатель с выгнутой спиной, протянутыми руками, твердо стоящий на ногах и Продавец, стоящий на цыпочках, с вытянутой шеей и прогибом в пояснице.

Хочется обобщить все вышесказанное. Такая контрастность между персонажами и в первом, и во втором монологах является необходимостью. Так как исполняет их один артист (в данном случае – я), важно, чтобы зритель не запутался и четко видел всех героев. Конечно, можно было бы использовать внешние выразительные средства – парики, шляпы, грим и проч. - тогда было бы проще и зрителю, и мне. Но, честно говоря, я специально отказалась от этого, делая акцент на внутреннее перевоплощение. Это гораздо интереснее для меня, как для актрисы.

Когда работа над поиском образов была закончена, наступил новый этап -отработки мгновенного перевоплощения из одного в другой. Здесь главное было в погоне за виртуозностью не потерять найденное в характерах, не упростить их. Но это далеко не последний этап, ведь работа продолжается. Теперь передо мной стоит задача не только сохранить созданные образы живыми, но и от показа к показу приобретать все большую свободу и легкость в исполнении монологов.