Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лыков А.Г. Современная русская лексикология: Ру...docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
138.16 Кб
Скачать

§ 5. Словообразовательная нроизводность

Как известно, производным в словообразовании называется такое слово, которое с синхронной точки зрения является вторич­ным (выводным, мотивированным) по отношению к другому слову. Производные слова противопоставлены непроизводным и "выделя­ются в соотношении с ними. Ср.: рыба —рыбный, рука — наруч­ный, белый — белеть, синий — синь, лазать — лаз, рыть — ров и т. д. Здесь .в каждой паре второе слово является производным по отношению к первому непроизводному.

Производное слово состоит, как минимум, из двух морфем — корневой (являющейся обязательной составной частью вообще всякого слова) и какой-либо одной аффиксальной словообразую­щей морфемы (включая сюда и нулевую). Разница между морфе­мой и словом заключается, в частности, в том, что морфема явля­ется минимальной (элементарной, далее не делимой) двусторон­ней единицей языка, в то время как слово может являться и в подавляющем большинстве случаев является единством двух и более морфем.

Окказиональное слово по самой своей сути обязательно додж-но быть производным словом, поскольку окказиональное слово представляет собой результат относительно свободной комбинации по крайней мере двух словообразующих морфем, что неизбежно ведет к пройзводности окказионального слова. Факты речи — всегда творческие, а творчество окказиональных слов —это сво­бодная комбинация единиц на морфемном уровне.

Именно поэтому фонема как «точечная», односторонняя (одно­мерная) единица в принципе вообще не может быть окказиональ­ной, поскольку она, будучи элементарной единицей, не может являться результатом комбинаций других, более простых единиц. По той же самой причине и морфема (во всяком случае однофо-немная) не может выступать в речи в окказиональном статусе. Правда, многофонемная морфема в окказиональном виде может выступать в том случае, когда она сознательно фонологически искажается, т. е. произвольно деформируется как звуковая кон­стантность, и своей искаженностью каламбурно напоминает дру­гую морфему, создавая тем самым игру значений и намеков.

Приведем два примера: «Принцип самообслуживания» («Известия», 6 февраля 1972 г.) — название политической карика­туры, изображающей, как дядя Сэм (образ США) в одежде офи­цианта на подносе несет 3 млрд. долларов (в качестве военной помощи) для сидящих за общим столом представителей реакци­онных режимов. Окказиональное слово с э мо о б с л yoic ив а н ие ассоциируется с каноническим словом самообслуживание. В окка­зиональном слове первая морфема сэм — является окказиональ­ной так как фонологически искажена с целью создать эффект двойственного намека на слово сэм и на слово самообслужива­ние. Здесь же добавим, что в слове с э мо о б с л уж ив ан ие элемент сэм—нельзя квалифицировать просто как корневую морфему сэм-, входящую в существительное сэм, так как такой морфемы —как элемента сложных слов —вообще в русском язы­ке нет.

В фельетоне «Трясса» («Правда», 15 ноября 1971 г.) предме­том сатиры стали плохие, ухабистые дороги:

На трассе

Колдобин и выбоин масса,— Ее называют не трасса, А трясса!

Здесь корневая морфема трасс- посредством фонологической деформации переделывается в окказиональную морфему тряс с-, которая ассоциируется с канонической корневой морфемой тряс-(ср. целую серию канонических слов с этой морфемой: тряс­ти, тряска, тряский, трясина, трясун, трясучка, трясучий).

Творчество окказиональных морфем в окказиональном слово­образовании непродуктивно и не подводится ни под какие более или менее определенные правила или образцы. Каноническому же словообразованию творчество морфем вообще чуждо. Появ­ление новых морфем (корней и аффиксов) в языке является следствием или заимствования, или длительных исторических про­цессов— опрощения, переразложения, т. е. процессов, не относя­щихся к словообразованию.

Особое положение занимает окказиональная субстантивация, посредством которой любая единица — от фонемы до предложе­ния — может окказионально выступать в качестве имени суще­ствительного. Подобные явления обычны в метаязыке лингвисти­ки. Ср.: у — лабиализованный гласный; Стол стоит — простое нераспространенное предложение.