
- •План лекции.
- •Терминологические особенности трактовки процессов слияний и поглощений.
- •Проблемы законодательного регулирования слияний и поглощений.
- •Слияния и поглощения как особая форма корпоративной концентрации производства и капитала.
- •1. Терминологические особенности трактовки процессов слияний и поглощений.
- •Терминологические различия в теории и практике слияний и поглощений
- •2. Проблемы законодательного регулирования слияний и поглощений.
- •Законы о ценных бумагах;
- •Антитрестовские (антимонопольные) законы;
- •Законы о корпорациях.
- •3. Слияния и поглощения как особая форма корпоративной концентрации производства и капитала.
Лекция №5. Сущность корпоративных слияний и поглощений.
План лекции.
Терминологические особенности трактовки процессов слияний и поглощений.
Проблемы законодательного регулирования слияний и поглощений.
Слияния и поглощения как особая форма корпоративной концентрации производства и капитала.
1. Терминологические особенности трактовки процессов слияний и поглощений.
Для правильного понимания сущности слияний и поглощений необходимо, прежде всего, разобраться в разнообразии терминов, применяемых для описания процессов слияний и поглощений. Базовыми понятиями являются, естественно, термины «слияние» и «поглощение». Они заимствованы из англосаксонской системы права и представляют собой неточный перевод известного англоязычного термина "mergers and acguisitions"(M&A). Дословный перевод аббревиатуры M&A звучит как "слияния и приобретения", однако в настоящее время в российской литературе и практике наиболее распространён указанный выше неточный перевод. Интересно отметить тот факт, что слияния и поглощения обозначаются в английском языке общим словосочетанием M&A. Объединение двух понятий - слияния и поглощения - в одно выражение M&A вполне закономерно для зарубежной теории и практики, т.к. в ней нет общего понимания данных терминов. Большинство зарубежных специалистов вообще не проводит чётких различий между понятиями слияния и поглощения. Считается, что слияния и поглощения выражают одни и те же процессы передачи собственности и корпоративного контроля и различия между ними носят формально юридический характер. Например, один из самых авторитетных зарубежных авторов Стенли Фостер Рид определяет поглощение как "общий термин, используемый для описания передачи собственности", в то время как слияние, по его мнению, - это "более узкий технический термин для определённой юридической процедуры, которая может последовать, а может и не последовать за поглощением»1. Другой, не менее известный, зарубежный специалист Патрик А. Гохан2 отдаёт предпочтение слиянию как более важному термину, полагая, что поглощение в качестве термина более неопределён и его можно применять как для обозначения отдельных типов сделок по слияниям, так и всех таких сделок.
Подобное отношение к терминам "слияния" и "поглощения" как к взаимозаменяемым понятиям объясняется в зарубежной литературе следующим образом. «На практике ... многие формы объединения компаний нельзя отнести в чистом виде к этим двум категориям, и бывает трудно определить, что же произошло: слияние или поглощение»3.
Таким образом, зарубежные специалисты не видят смысла в чётком различении понятий слияния и поглощения из-за гибридного характера самих процессов, которые скрываются за этими понятиями. Как видим, термины, используемые в зарубежной теории и практике слияний и поглощений являются универсальными и могут в равной мере применяться для описания одних и тех же процессов. Сложившиеся в зарубежной теории и практике слияний и поглощений терминологические традиции наложили свой отпечаток на российскую теорию и практику. В результате значительная часть российских авторов фактически отождествляет понятия слияния и поглощения. Вот наиболее типичная точка зрения. "По форме слияние отличается от поглощения только тем, что сливаться могут только две равные компании. Однако любое слияние в конечном счёте заканчивается поглощением"4.
Однако отождествление понятий слияния и поглощения устраивает далеко не всех российских исследователей рынка M&A. Существуют две основные позиции российских авторов, связанные с разграничением понятий слияния и поглощения. Первая позиция базируется на нормах российского законодательства о реорганизации компаний. В соответствии с ней слияния и поглощения являются всего лишь разновидностью форм реорганизации юридических лиц, к которым относятся также разделение, выделение и преобразование. Указанная позиция имеет ряд серьезных недостатков. Во-первых, в российском законодательстве нет термина "поглощение". Во-вторых, слияние трактуется гораздо уже, чем это принято в зарубежной литературе и практике. По сути дела, зарубежному понятию "слияние" соответствуют два российских юридических термина: "слияние" и "присоединение". Наконец, в-третьих, российская практика слияний и поглощений плохо вписывается в правовую конструкцию реорганизации, т.к. очень часто обходится без строгих законодательных процедур, регламентируемых реорганизацию юридических лиц. Несоответствие между законодательно оформленными в Гражданском кодексе РФ нормами реорганизации и реальными экономическими процессами слияний и поглощений делают малопродуктивными трактовки слияний и поглощений в терминах реорганизации.
Вторая позиция российских авторов по разграничению понятий слияния и поглощения исходит из особенностей интеграционных процессов корпоративного контроля. Под интеграционными процессами на рынке корпоративного контроля понимаются процессы приобретения (объединения) прав контроля над компанией. С точки зрения данного подхода слияния и поглощения рассматриваются как два основных вида интеграционных процессов рынка корпоративного контроля. Один вид интеграции корпоративного контроля характеризуется термином приобретение, который определяется как «процесс приобретения прав корпоративного контроля в одностороннем порядке и в рамках существующих организационных форм»5. При этом поглощение выступает частным случаем приобретения. Второй вид интеграционных процессов корпоративного контроля называется слиянием. Отличительная черта слияния - появление нового участника (нового юридического лица).
Представленная выше позиция интересна для терминологического понимания слияний и поглощений, т.к. позволяет более чётко обозначить границы, разделяющие эти понятия. Вместе с тем мы сталкиваемся с искусственным усложнением терминологических характеристик слияний и поглощений. В частности, поглощение растворяется в массе других терминов (присоединение, полное и частичное приобретение, участие и консолидация, покупка и т.п.). Но главный недостаток состоит в отрыве определений слияний и поглощений от их экономической сущности. Любые попытки определить слияния и поглощения на уровне понятий обречены на неудачу, если они игнорируют объективную экономическую природу слияний и поглощений как процессов корпоративной концентрации производства и капитала.
Наряду с терминами «слияния» и «поглощения» активно используются и другие понятия: «консолидация» (consolidation), «отпочкование» (spin-off), «отделение» (split-off), «разделение/дробление» (split-up). Зарубежная и российская теория и практика чаще всего расходятся в толковании указанных понятий. Под консолидацией принято понимать особую форму слияния предприятий, когда создаётся новое юридическое лицо. При слиянии А + В = А: компания В сливается с компанией А. При консолидации А + В = С, где С является совершенно новой компанией. В зарубежной теории и практике говорят о консолидации, когда сливающиеся компании имеют примерно одинаковый размер. Если же объединяющиеся компании значительно различаются в размере, то более уместным считается термин слияние.
В последнее время понятие консолидации стали использовать для описания процесса нескольких идущих друг за другом слияний или поглощений в какой-либо отрасли. Именно такой смысл вкладывается в консолидацию российскими теоретиками и практиками рынка слияний и поглощений.
Отпочкование – это полностью или частично освобождённое от налогов выделение части предприятия в качестве самостоятельной компании. При отпочковании происходит превращение одного из подразделений компании в дочернюю компанию и одновременное пропорциональное распределение акций дочерней компании между всеми акционерами материнской компании. Данный термин не применяется в российской теории и практике.
Отделение – это выделение части предприятия в самостоятельную компанию путём обмена акционерами материнской компании своих акций на акции новой компании. Отделение отличается от отпочкования тем, что вместо безвозмездного пропорционального получения акций в новом дочернем предприятии акционеры старого предприятия должны полностью или частично выкупить старые акции, которые они меняют на новые акции дочернего предприятия. В России используется похожий термин – «выделение», однако он не предусматривает обязательности обмена акций.
Разделение или дробление – это расчленение компании на две или более самостоятельные компании. Разделение (дробление) отличается от отпочкования и отделения тем, что затрагивает всю компанию, а не одно или два её подразделения. В результате разделения исчезает вся компания. Аналогичный смысл имеет данный термин и в России.