Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема_9_МЭ.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
249.86 Кб
Скачать

10.4. Научно-технический потенциал

Согласно теории длинных волн, основоположником которой был выдающийся российский учёный Н.Д. Кондратьев, научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяжённостью примерно в 50 лет. В основе такого характера развития науки лежит волнообразная динамика технических и технологических нововведений.

В настоящее время человечество поднимается на новую, пятую по счёту, волну научно-технического прогресса, которая может привести к радикальному изменению производительных сил современного общества. Пятая волна научно-технического прогресса опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, бионики, использования новых видов энергии, эффекта сверхпроводимости, освоения космического пространства и др.

Во многих странах мира развитие научно-технического потенциала превращается в один из наиболее активных элементов воспроизводственного процесса. В промышленно развитых и новых индустриальных странах приоритетным направлением экономического развития становятся наукоёмкие отрасли.

Насколько та или иная страна уделяет внимание развитию научно-технического потенциала, можно судить по таким показателям, как размеры абсолютных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и их удельный вес в ВВП.

Больше всего средств на развитие научно-технического потенциала в начале 90-х годов тратилось в США и Японии, Германии, Франции, Великобритании. Суммарные расходы на НИОКР в этих странах были больше, чем совокупные расходы на аналогичные цели всех остальных государств мира.

По удельному весу расходов на НИОКР лидируют в основном промышленно развитые страны, у которых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в среднем тратится 2-3% ВВП. Наиболее высокий удельный вес расходов на НИОКР в ВВП в начале 90-х годов имели Швеция (3,00%), Япония (2,97), Чехия (2,91), Швейцария (2,86), США (2,62), Германия (2,53%).

В большинстве стран мира отмечается стремление к развитию научно-технического потенциала, а в России прослеживается прямо противоположная тенденция — к его разрушению. Научно-технический потенциал России, созданный на протяжении многих десятилетий трудом миллионов людей и воплощающий в себе достижения лучших умов многих поколений, находится на грани распада.

Такая ситуация возникла ещё в бывшем Советском Союзе, где сама экономическая система оказалась неадекватной мировым тенденциям развития науки и техники. Она не смогла обеспечить органичного сочетания процессов научно-технического и социально-экономического развития. Невосприимчивость экономики к нововведениям была одной из причин возникновения технологического и экономического застоя. Начавшиеся экономические реформы усугубили существовавшие тенденции деградации научно-технического потенциала.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к сокращению реальных ассигнований на науку, которые за период с 1988 г. по 1992 г. снизились в России почти в 3 раза. Если общие расходы на науку в бывшем Советском Союзе составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире, то в 1992 г. в России удельный вес ассигнований на НИОКР сократился до 0,87%, что соответствовало 27-му месту в мире. По абсолютным расходам на НИОКР (901 млн. долл.) Россия занимала 24-е место в мире, уступая не только промышленно развитым странам, но и отдельным развивающимся государствам.

Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний. В России в настоящее время финансирование науки на 95% осуществляется за счёт государственного бюджета, фактически отсутствуют ассигнования на эти цели со стороны коммерческих структур, что лишает страну важного источника сохранения и развития научно-технического потенциала.

Так же, как и для всей экономики России, для науки и научно-технической сферы характерна чрезмерная милитаризация. Если в большинстве стран мира в среднем на исследования в области обороны тратится лишь 20% всех ассигнований на НИОКР, то в России — около 70%. Кроме того, 80% всех научно-исследовательских институтов (НИИ) и около 70% научно-технических кадров обслуживают интересы военно-промышленного комплекса.

В 1992 г. научно-техническая сфера России включала 2,9 тыс. научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро (КБ), 559 проектных и проектно-изыскательских организаций, 400 научно-исследовательских и конструкторских подразделений на промышленных предприятиях и 450 высших учебных заведений с общим числом занятых около 2,5 млн. человек.

К началу 1996 г. из-за отсутствия финансирования, сокращения спроса на науку, падения престижа учёного были закрыты многие научно-исследовательские учреждения, часть из них перепрофилирована, отдельные уникальные НИИ используются не по назначению в коммерческих целях. Общее число занятых в научной сфере сократилось почти в 2 раза — до 1,7 млн. человек.

Научными исследованиями и разработками на начало 1999г., по предварительной оценке, были заняты около 4100 организаций различных типов. За период с 1991г. число организаций, выполняющих исследования и разработки, сократилось на 10% прежде всего за счет резкого сокращения количества конструкторских бюро и проектных (проектно-изыскательских) организаций. Сокращение этих типов организаций явилось следствием сворачивания проектирования производственных технологий и инновационной деятельности.

Начиная с 1995г. прослеживалась тенденция к стабилизации и некоторому росту числа научных организаций. Однако реструктуризация сети научных организаций в течение 1998г. повлекла за собой его снижение. Особенно этот процесс затронул академические НИИ и научные организации при высших учебных заведениях.

В настоящее время ведущее место в сфере исследований и разработок занимает предпринимательский сектор, в основном состоящий из самостоятельных отраслевых организаций, ориентированных на нужды отраслей экономики. На его долю приходится более 50% всех научных организаций.

Второе место по удельному весу занимает государственный сектор, представленный академическими институтами и научными организациями, подведомственными органам управления. Этот сектор насчитывает примерно треть всех организаций, выполняющих исследования и разработки.

Недостаточна роль сектора высшего образования в проведении научных исследований. Его удельный вес составляет немногим более 10% от всех организаций, в то время как в развитых странах в нем сосредоточен основной потенциал фундаментальной науки.

Продолжается сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками. За период 1991-1998гг. она снизилась на 47,5% и, по предварительным оценкам, на конец 1998г. составила 880 тыс. человек. За последние пять лет процесс сокращения численности занятых исследованиями и разработками замедлился и его годовые темпы не превышают 4-6%.

На фоне сокращения численности занятых исследованиями и разработками отмечается изменение их структуры по категориям. К концу 1998г. доля исследователей снизилась до 48,2% против 52% в 1991 году. Сокращение персонала в наибольшей степени затронуло техников, численность которых за период с 1991г. по 1998г. уменьшилась на 66,1%. Одновременно в структуре занятых в науке из года в год растет доля хозяйственного и прочего персонала. Если в 1991г. она составляла 10,8%, то к настоящему времени достигла 18,6%.

Продолжает сокращаться численность высококвалифицированных научных работников, имеющих ученую степень кандидата наук (на 26% за период 1991-1998гг.). В настоящее время она составляет 88 тыс. человек. В то же время численность докторов наук, выполняющих исследования и разработки, возросла за этот период на 20% и превышает ныне 20 тыс. человек.

В 1996г. впервые с начала 1990-х годов наметился рост объема внутренних затрат1) на исследования и разработки на 6,4% (в постоянных ценах), в 1997г. - на 9,1% по отношению к предыдущему году. Однако в 1998г. неблагоприятные экономические условия и дефицит финансовых средств ухудшили ситуацию. По итогам года внутренние затраты на исследования и разработки оцениваются в размере 26,6 млрд. рублей, что, будучи выражено в постоянных ценах, на 1% ниже, чем в предыдущем году.

1) Внутренние затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций включают как текущие, так и капитальные затраты.

Вместе с тем, несмотря на некоторое увеличение доли затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте до 0,99% в 1998г., по данному показателю Россия оказалась в той же группе стран, что и государства с малым научным потенциалом.

 Снижение затрат на исследования и разработки сопровождается сдвигами в их распределении по секторам науки в пользу предпринимательского сектора:

В последние годы доля государства в финансировании науки неуклонно снижается. Так, если до 1994г. доля средств федерального бюджета в общем объеме затрат на исследования и разработки превышала 90%, то к 1998г. она снизилась до 60,5%. Одновременно возросла доля затрат на исследования и разработки, финансируемые из внебюджетных фондов (6,3%), частных источников (17,0%), собственных средств научных организаций (10,8%), а также из-за рубежа (5,0%).

1) Предварительная оценка.

2) С учетом средств организаций государственного сектора.

Объем бюджетных ассигнований на исследования и разработки гражданского назначения на конец 1998г. составил 6,4 млрд. рублей, что на 33,8% ниже уровня 1997 года. Одновременно снизилась доля таких ассигнований в расходах федерального бюджета с 2,15% в 1997г. до 1,47% в 1998 году. В 1998г. реальные объемы бюджетного финансирования составляют 13,8% от уровня 1991 года.

1) Без учета ассигнований федерального бюджета по разделу "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области космической деятельности".

2) Предварительная оценка.

По предварительной оценке, в 1998г. было создано 993 образца новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации, что ниже показателей 1990 и 1997 годов соответственно на 14,8% и 2,5%. При этом значительная часть образцов предназначалась для единичного производства - 32,8%. Из общего числа впервые созданных образцов 75,8% являлись новыми (на 2,1 п.п. ниже, чем в 1997г.), включая 44,1% принципиально новых (на 4,1 пункта ниже уровня 1997г.). Вместе с тем при относительно высоком уровне новизны образцов новой техники большая их часть не имела сертификатов качества и безопасности (77,5%), системы сервиса и эксплуатационного обслуживания (68,1%), технологий утилизации отходов производства (67,3%), а также технологий утилизации продукции (81,4%). К образцам с уровнем приведенных технико-экономических показателей выше среднего можно отнести образцы электротехнического оборудования и электрических машин; автомобилей и двигателей; аппаратуры и оборудования средств связи; электронной и медицинской техники; машин и оборудования культурно-бытового назначения; машин и приборов для измерения механических величин. Низкий уровень технико-экономических показателей отличает образцы оборудования для черной и цветной металлургии, железнодорожного оборудования и подвижного состава; кузнечно-прессовых, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин, оптических приборов.

Подавляющая часть образцов новых типов техники (90,7%) не соответствовала требованиям патентной чистоты. Лишь 28,5% созданных образцов имели какой-либо охранный документ на промышленную собственность, включая патенты на изобретения (8,2% образцов), свидетельства на полезные модели (4,1% образцов), патенты на промышленные образцы (3,2% образцов), свидетельства на товарные знаки (10,4% образцов). Доля созданных образцов, по которым были заключены лицензионные соглашения на использование продукции, составила 17,3%, в том числе по 16,1% образцов заключались внутренние и лишь по 1,2% - международные соглашения.

За 1998г. было создано около 1 тысячи передовых производственных технологий, основанных на микроэлектронике или управляемых с помощью компьютеров, но более 80% из них являлись новыми лишь для России, и всего 10% - принципиально новыми. На эти технологии было получено более полутора тысяч охранных документов (патенты на изобретения, свидетельства на полезные модели и патенты на промышленный образец), однако лишь менее половины созданных технологий обладали патентной чистотой и какими-либо охранными документами.

Инновационная активность в промышленности России, характеризуемая крайне низкими показателями, продолжает падать. Число предприятий, осуществлявших разработку и внедрение технологических инноваций в промышленности сократилось по сравнению с 1995г. на 14%, а доля их в общем числе промышленных предприятий на превышает 5%. Снижение числа инновационно-активных предприятий наблюдалось почти во всех отраслях промышленности, исключая пищевую, микробиологическую, мукомольно-крупяную и комбикормовую.

Динамика отраслевой структуры инновационно-активных предприятий показывает, что уже на протяжении нескольких лет начиная с 1995г. основная их часть (почти две трети) сосредоточена в двух отраслях: машиностроении и металлообработке (42,8%) и пищевой промышленности (19,9%). Заметна эта доля в химической и нефтехимической (9%), а также легкой промышленности (5,8%). Удельные веса остальных отраслей колеблются в пределах от десятых долей процента в микробиологии, электроэнергетике, стекольной и фарфоро-фаянсовой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности до 3,6% в промышленности строительных материалов.

Маркетинговыми исследованиями занимаются только 18,2% предприятий. Несколько большее внимание маркетинговым исследованиям уделяется в машиностроении и металлообработке (24,7%), химической и нефтехимической промышленности (20%), а в микробиологической и полиграфической промышленности они не проводятся вовсе.

Совокупные затраты на технологические инновации в масштабах отечественной промышленности оцениваются как незначительные - 9,0 млрд.рублей. Почти три четверти их общего объема сосредоточены в трех отраслях промышленности: машиностроении и металлообработке (42,2%), химической и нефтехимической (15,9%), топливной (15,0%).

В целом наибольшая доля инновационных затрат связана с приобретением машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, необходимых при внедрении нововведений. Если добавить к ним расходы на технологическую подготовку производства, опытное производство и испытания, то непосредственно на процессы внедрения новых продуктов и технологических процессов предприятиями расходуется 60,8% затрат на инновации. В то же время на приобретение новых технологий, определяющих перспективы технологического развития (включая патентные и беспатентные лицензии), приходится 2,2% затрат на инновации, на обучение и подготовку персонала и маркетинговые исследования - также 2,2%.

Основным источником финансирования инновационной деятельности по-прежнему остаются собственные средства предприятий (80% затрат на инновации). Исключение составляют газовая промышленность, отдельные виды производств машиностроения, а также стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, в которых на собственные средства предприятий приходится наименьшая в сравнении с другими отраслями доля инновационных затрат (соответственно 16,3%; 42% и 45,1%). Эти отрасли были ориентированы в большей степени на иностранные инвестиции, доля которых составила здесь соответственно 83,7%, 25,5% и 54,8% (при средней по промышленности - 7,9%). Поддержка инновационной деятельности предприятий из средств бюджета остается минимальной, не превышая 7,4% объема инновационных затрат, в том числе 4,1% приходятся на средства федерального бюджета, 3,3% - средства бюджетов территорий.

Объем инновационной продукции составляет незначительную величину на фоне общей производственной деятельности промышленных предприятий. По предварительным данным, в 1998г. в промышленности было произведено инновационной продукции на 22,1 млрд. рублей, что не превышает 1,7% общего выпуска промышленной продукции. Некоторое превышение среднего показателя наблюдается в таких отраслях, как машиностроение и металлообработка (5,5%), микробиологическая (3,7%) и пищевая (2,1%) промышленность, черная металлургия (1,9%).

Распределение объемов инновационной продукции по отраслям промышленности в 1998г. представлено в таблице:

Уровень новизны инновационной продукции, определяемый совокупной долей принципиально новой продукции, и продукции подвергавшейся усовершенствованию в общем объеме производства инновационно-активных предприятий колеблется в пределах 13-16%. Наиболее высокие показатели характерны для таких отраслей, как микробиологическая (56,6%), черная металлургия (29%), легкая промышленность (21,1%), наименьшие значения - в цветной металлургии (0,4%) и топливной промышленности (1,8%).

Сохранение и развитие научно-технического потенциала России должно стать одним из основных приоритетов государственной политики. Назрела необходимость разработки принципиально новой государственной доктрины научно-технического развития России, адекватной её общественно-государственным интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики. Именно научно-технический потенциал и его дальнейшее развитие должны помочь России найти своё место в международном разделении труда и стать одним из основных элементов интеграции в мировую экономику.

Основой для этого процесса служит сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал нации. И хотя по количеству Нобелевских лауреатов в области естественных наук (9) Россия уступает США (160), Великобритании (44), Германии (24), Франции (10) и Швеции (10), она остаётся мировым лидером в разработке ряда фундаментальных проблем физики, математики, химии, физиологии, медицины, а также в прикладных разработках лазерной и криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и коммуникаций, разработки программных продуктов для ЭВМ и др.