Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
религия и наука.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
716.13 Кб
Скачать

Авторский коллектив

А.А. Корелов, адвокат коллегии адвокатов Московской области, председатель Юридического комитета защиты прав и достоинства личности при Российской ассоциации центров изучения религий и сект. А.А. Малиновский, доктор юридических наук, профессор МГИМО. Г.Н. Андреева, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник ИНИОН. А.Н. Козырин, доктор юридических наук, профессор ВШЭ. Инокиня Ксения (Чернега), кандидат юридических наук, руководитель Юридической службы Московской Патриархии. А.В. Журавский, кандидат исторических наук, директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ.

Кто и почему идет в секты

Много веков назад сектой называли тех, кто откололся от господствующей религии и создал некое сообщество. В современном мире существует много разновидностей сект, представляющих серьезную опасность для душевного здоровья и материального благополучия людей. Кто и почему идет в секты, есть ли оттуда обратная дорога рассказывает кандидат психологических наук, доцент Ирина Павлова.

- В нашей стране в аппарате уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете министров зарегистрировано 25 религиозных организаций, которые в той или иной степени можно отнести к сектам, хотя в законодательстве нет такого понятия. Считается, что эти религиозные организации не приносят вреда.

Мы же поговорим о незарегистрированных сектах. Таковых насчитывается примерно 30. Наиболее известные среди них: «Агни-йога», «Живая этика», «Иерархия света», «Великое белое братство», «Гуманная земля Рейки», «Юшмолос», «Вуду», «Дети бога», «Семья любви» и другие.

- Какие-то приторные  названия… И неужели люди ведутся на это?

- К человеку подходят и спрашивают: «А вы хотите, чтобы был мир во всем мире». Конечно, он ответит, что хочет, дальше завязывается беседа, завершающаяся предложением: приходите к нам. Содержание этой беседы может быть разным, грубо говоря, обработка человека идет в зависимости от культа секты.

- Есть у меня один  маршрут, когда подходят навязчивые  теточки, но я просто не иду  на контакт. 

- И правильно делаете. Потому что человек, разговаривающий с вами, может быть сильным  вербовщиком, владеющим методиками гипноза. Чтобы зазвать на первое посещение секты легко внушаемого, неуверенного в себе человека, имеющего в данный момент времени нерешенные психологические проблемы, и гипноза не нужно.

И вот такой человек пришел на собрание. Ему внушают, что здесь все его любят, что он – хороший, только вместе с новыми друзьями его ожидает счастливая жизнь. Внушение происходит через гипноз, музыку, слова, еду и запах. 

- Ирина Михайловна, и  кому в наш прагматичный век  можно внушить, что толпа неизвестных людей вдруг полюбила конкретного человека?

- К сожалению, в последнее  время все чаще приходится  сталкиваться с тем, что в  секты попадают студенты. Определенный  процент составляют домохозяйки  и пожилые, обделенные вниманием  близких, люди. Адепты сект в основном женщины. Число мужчин незначительно, у них несколько иной склад ума. Пожалуй, только в секте сатанистов больше парней, начиная с подросткового возраста. Сатанисты «отмечаются» актами вандализма, будь то битье стекла или разрушение надгробий. 

- Давайте более подробно поговорим о каждой группе адептов, вот наличие студентов меня удивило.

- Пока нет достоверной выборки,  минчан или приезжих студентов  больше в сектах. Общее правило:  люди из глубинки более доверчивы.  Студенчество – новый этап  в жизни, не всегда простой, плюс молодежный максимализм, желание узнать что-то новое. Знаете, что мне сказала одна девушка, попавшая в секту? Там, мол, английский бесплатный.

Известно, что секта покушается не только на душу, но и имущество адептов. Однако мне не известны факты, когда в секту попадала жена бизнесмена, а вот жены алкоголиков – да. Пожилые люди формально могут быть и не одинокими, но если дети и внуки «допекли», то тоже легко попадают в сети вербовщиков.

- Как меняется поведение человека, попавшего в секту?

- Сперва он в состоянии эйфории и со всеми делится информацией, ему ведь уже внушили, что нужно приводить сторонников. В этот период очень важно,  чтобы близкие люди, например, родители, не стали кричать, запрещать, а проявили интерес, подробно  расспросили: что, где, даже пообещали как-нибудь прийти послушать-посмотреть. Пока сектант в статусе адепта, его еще можно оттуда вытащить, но когда он пройдет все стадии и станет посвященным, процесс не обратим.

После эйфории наступает стадия отклонений в поведении. В частности, нестандартные реакции в самых обычных ситуациях. Затем наблюдается маниакально-депрессивный психоз, острые и подострые реактивные психозы, неврозы, неврозоподобные состояния.

Между тем основная масса существующих в Беларуси незарегистрированных сект прячется под личинной неких оздоровительных сообществ. К примеру, «Гуманная земля Рейки» специализируется на лечении всех хворей руками. Но чтобы человека туда приняли, он должен внести первый взнос в размере 150 долларов, второй – 500, а третий – семья и все, что у него есть.

- Известны ли факты, когда в эту секту приходили люди, страдающие, к примеру, онкологическими заболеваниями?

- Приходили, а болезнь между тем прогрессировала. Онкология – психосоматическое заболевание, и лечить его нужно в комплексе: душа и тело. Тело стоит доверить классической медицине и чем раньше, тем лучше. Что касается души, то как говорила Фаина Раневская, если пациент хочет жить, врачи бессильны. Но если человек по каким-то причинами полюбил болезнь, растворился в ней, то помочь ему затруднительно.

- В детективах пишут, что сектанты не только заботятся о своем духе - молятся, но и работают на общину…

- Могу привести для примера режим жизни одной из деструктивных сект. В 4-5 часов утра – подъем, моление. С восьми утра до шести вечера – распространение литературы, вербовка новых адептов. С семи до девяти вечера – литургия. В девять – трапеза, затем медитация, в полночь – отбой, но только для тех, кто не остается на ночные бдения. Это такой вид наказания, который можно сравнить с армейскими нарядами вне очереди.

Что мы видим? Такой режим  жизни: ограничение в питании, сне, многочасовая медитативная практика создают общую разбалансировку организма, что по большому счету разрушает человека как личность и истощает физические силы.

- Ирина Михайловна, мне кажется, нельзя не коснуться  коммерческих сект. Признаюсь, в одну из них по наводке приятельницы я и сама записалась. Приобрела несколько раз косметику для себя и подруги, бизнеса не собиралась на этом делать. Совершенно не понимала дамочек, которые тусовались в сервисном центре часами, иногда спихнув детей в комнату с игрушками. Все такие доброжелательные, с приклеенными улыбками… Быстро разочаровавшись в косметике, перестала ее покупать. Несколько раз мне звонили, пытались вызвать разные эмоции, но я умею говорить нет. Однако наблюдаю за двумя знакомыми распространительницами и вижу, что они деградируют в своей основной профессии, но и «золотого» директорства не предвидится. Их мужья и дети давно питаются исключительно пельменями и сосисками, хотя раньше все было по-другому. Дамочки какие-то рассеянные, необязательные…

- Вы очень точно  обрисовали картину: они уже ничего не видят в жизни, кроме товара и клиентов. Распространяемую продукцию они рекламируют с настойчивостью параноика. Приобретается зависимость от этой деятельности, бренда, что приводит к нарушению структуры характера, а в итоге к неврозам и психозам.

- Этих распространительниц можно встретить везде. И некоторые из них умеют создать эффект толпы: одна купила на триста тысяч, вторая решит не отстать, а третья и миллиона не пожалеет. Потом локти будут кусать…

- В таких случаях нельзя высмеивать покупательницу, мол, что ты на ерунду тратишь деньги, а попробовать достучаться до ее сознания: ты уверена, что тебе это действительно нужно и важно? Самостоятельно принимаешь решение или ты кем-то ведомая?

- Коммерческие секты сперва хотят залезть в кошелек, затем забрать душу. С позволения сказать, духовные – наоборот. Как уберечься от сладких речей вербовщиков?

- Развивать критическое мышление. Учиться самостоятельно принимать решения, а не идти на поводу у кого бы то не было. Вербовщиком ведь может быть не только человек с улицы, но и знакомый, коллега, друг, родственник. Подумайте, прежде чем один раз посетить мероприятие, на которое так любезно, приправляя многообещающими комментариями, зазывают сектанты. Иначе возникает большая вероятность, придя в секту, больше из нее не вернуться. Мнимое чувство комфорта и безопасности, всеобщая любовь и принятие – те уловки, та наживка, которую предлагают учредители сект, чтобы получить от приверженцев самое дорогое, что у них есть: это даже не деньги или имущество, это – их воля.

Если вы понимаете, что вы или кто-то ваш близкий завяз в деструктивной организации, немедленно обращайтесь к специалистам. Только так можно избежать негативных последствий воздействия на психику человека деструктивного влияния сект.