Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дорохина Е.Г. Правовое регулирование управления...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.12 Mб
Скачать

Выводы по главе

Структурно-функциональный анализ управления в системе банкротства позволяет говорить о подвижности его организационной структуры, подвергающейся изменениям в зависимости от процедур банкротства. Это выражается, прежде всего, в изменении статуса арбитражного управляющего и статуса должника. Если правовое положение арбитражного управляющего обусловлено принадлежностью к той или иной процедуре банкротства, в связи с чем, само понятие "арбитражный управляющий" является собирательным и подлежит конкретному обозначению в каждой из процедур банкротства, то изменения в правовом положении должника касаются, в основном, представительства от его имени.

В процедуре наблюдения от имени должника выступает руководитель должника либо исполняющий обязанности руководителя должника, назначаемый по определению суда. В процедуре финансового оздоровления наряду с указанными лицами, от имени должника может выступать представитель учредителей (участников) должника (собственника имущества должника - унитарного предприятия) при подписании обязательства должника - графика погашения задолженности.

При назначении внешнего управляющего от имени должника выступает представитель учредителей (участников) должника (собственника имущества должника - унитарного предприятия). Аналогично осуществляется представительство от имени должника при заявлении ходатайств органами управления должника в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве.

Можно ли, таким образом, говорить о применении п. 2 ст. 53 ГК РФ, предусматривающего способность юридического лица приобретать права и принимать обязанности через своих участников в случаях, установленных законом? Думается, что ответ на этот вопрос должен быть отрицательным, поскольку указанная норма ГК РФ предусматривает такое волеизъявление участников, при котором они выразили свое отношение к совершаемому действию непосредственно. В случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, участники выражают свою волю через участие в собрании участников (учредителей, акционеров) посредством принятия решения по процедуре, предусмотренной учредительными документами и специальными законами. Это касается как существа рассматриваемых вопросов (например, ходатайство о введении финансового оздоровления, решение об увеличении уставного капитала и пр.), так и избрания представителя участников для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Таким образом, по своей сути, представитель участников (учредителей) должника является представителем органа управления должника, а не его участников, право же представительствовать от имени должника у него возникает в силу п. 1 ст. 53 ГК РФ и норм Закона о банкротстве.

Статус должника как субъекта управления испытывает зависимость от состояния его право- и дееспособности и устанавливаемых законодателем ограничений в зависимости от процедур банкротства. При этом восполнение правосубъектности должника не может быть реализовано за счет передачи правомочий арбитражному управляющему, поскольку последний имеет четко определенные законом цели и задачи ведения процедур банкротства и соответствующие этим целям и задачам полномочия.

Конкурсные кредиторы и уполномоченные органы представлены в организационной структуре управления банкротством как индивидуально, так и через организационно - правовые формы собственного функционирования: собрание кредиторов, комитет кредиторов.

Управлению в системе банкротства присущи все основные функции управления: диагностика, планирование, регулирование, организация, контроль и отчетность.

Функциональная нагрузка каждого из субъектов управления зависит от степени участия субъекта в управляющем воздействии на ход той или иной процедуры банкротства, причем при реализации одной и той же функции управления в различных процедурах возможен взаимопереход субъекта в объект управления и наоборот. Ядром управления, реализующим большинство функций управления (за исключением регулятивной) в интересах основных участников банкротства, является арбитражный управляющий. Регулятивная функция (функция принятия основных управленческих решений, влияющих на ход процесса банкротства) сосредоточена в руках конкурсных кредиторов/уполномоченных органов, формирующих собственную волю коллективно, посредством принятия решений на собрании кредиторов. В отсутствии решения собрания кредиторов (например, в отсутствие решения первого собрания кредиторов) реализацию регулятивной функции принимает на себя арбитражный суд, действующий в рамках осуществления правосудия. Функция контроля в разной степени интенсивности присуща всем субъектам управления.

В рамках реализации функций управления между субъектом и объектом управления возникают прямые и обратные связи (связи управления), позволяющие оптимизировать движение дела о банкротстве на основе получаемой информации о результативности управляющего воздействия.

Связи управления опосредуются соответствующими правоотношениями, которые имеют прикладной, вспомогательный характер по отношению к основным (имущественным) отношениям, возникшим между должником и каждым из его кредиторов. Основные (имущественные) правоотношения, складывающиеся между должником и каждым из его кредиторов, можно классифицировать в зависимости от наступления факта признания должника банкротом. При этом с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до вынесения судебного акта о признании его банкротом, правоотношения между должником и каждым из его кредиторов являются охранительными правоотношениями, в основе которых лежит нарушенное регулятивное обязательство. Специфика таких охранительных правоотношений состоит в особенностях их реализации, обусловленных законодательными ограничениями по взысканию долга.

С момента вынесения судебного акта о признании должника банкротом возникает правоотношение несостоятельности, которое с материально-правовой точки зрения можно характеризовать как регулятивное правоотношение, возникающее между должником и каждым из его кредиторов по поводу соразмерного пропорционального удовлетворения первоначального обязательства в определенной законом очередности.

При определении сущности и классификации правоотношений, возникающих между лицами, участвующими в деле о банкротстве, по поводу управляющего воздействия в ходе ведения процедур банкротства (управленческих правоотношений), следует исходить из следующего:

1. Указанные правоотношения опосредуют собой устойчивые системообразующие связи, возникающие между лицами, участвующими в деле о банкротстве (в отдельных случаях субъектом может быть лицо, участвующее в арбитражном процессе по делу о банкротстве), одно из которых (субъект управления), в силу закона управомочен требовать совершения определенных действий (например, право конкурсных кредиторов требовать созыва и проведения собрания кредиторов, составления плана внешнего управления, предоставления отчетности и т.д.), другое (объект управления) - несет соответствующую правовую обязанность;

2. управленческие правоотношения производны от правоотношений между должником и каждым из его кредиторов, возникших в связи с неспособностью должника исполнить обязанность по уплате долга и подачей заявления о признании должника банкротом (основных имущественных правоотношений), носят вспомогательный характер и направлены на упорядочение основных имущественных отношений и иных материально - правовых отношений, возникающих в ходе процесса банкротства;

3. содержание управленческих правоотношений зависит от состояния (динамики) основных имущественных правоотношений, которое, свою очередь, детерминировано содержанием конкретной процедуры банкротства, а также установлением факта банкротства должника (признания должника банкротом);

4. управленческие правоотношения представляют собой правовую форму реализации функций управления субъектами права в процессе банкротства должника и зависят от содержания той или иной функции и субъекта, реализующего конкретную функцию управления;

5. управленческие правоотношения нацелены на обеспечение гарантированного баланса интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, прежде всего, должника и его кредиторов, и связи с этим, воплощают в себе цели и задачи правого регулирования управления в системе банкротства.

Таким образом, управленческие правоотношения представляют собой неимущественные, регулятивные, относительные отношения, возникающие между лицами, участвующими в деле о банкротстве, по поводу собственной самоорганизации и направленные на упорядочение всего процесса банкротства.