
- •Глава 14. Речь и функциональная асимметрия полушарий
- •14.1. Свойства языка
- •14.2. Речевой аппарат
- •14.3. Речевые структуры мозга
- •14.3.1. Нарушения речи при очаговых повреждениях мозга
- •14.3.2. Модель речевой деятельности Вернике-Гешвинда
- •14.3.3. Современная модель нейронных процессов, обеспечивающих речь
- •14.3.4. Латерализация речи
- •14.4. Происхождение речи человека
- •14.5. Развитие речи у детей
- •14.5.1. Роль окружающей среды в развитии речи
- •14.5.2. Специфическая неспособность к чтению
- •14.6. Латерализация функций
- •14.6.1. Функциональные возможности изолированных полушарий
- •14.6.2. Выявление функций неразделённых полушарий
- •14.6.3. Функциональная специализация полушарий мозга
- •14.7. Мышление
- •14.7.1. Нейрофизиологические основы мышления
14.3.2. Модель речевой деятельности Вернике-Гешвинда
На протяжении первой половины ХХ столетия в нейрофизиологии доминировало представление об эквипотенциальности, т.е. функциональной равноценности различных областей коры, а потому вплоть до 60-х годов прошлого века считалось, что речь не имеет строгого анатомического представительства. В 1965 году американский невролог Норман Гешвинд (Geschwind N.) предложил новую интерпретацию модели Вернике, которая теперь известна в научной литературе как "модель Вернике-Гешвинда". Она объясняет различия в деятельности речевых центров левого полушария при восприятии устной речи и чтении написанного текста (Рис. 14.3). Звуки человеческого голоса воспринимаются слуховыми рецепторами внутреннего уха, где происходит кодирование получаемой информации. По слуховым путям через медиальное коленчатое тело таламуса она поступает в первичную слуховую кору (41 поле), затем во вторичную слуховую кору (42 поле), а оттуда в зону Вернике (22 поле).
Зона Вернике обеспечивает понимание смысла услышанных слов, она же осуществляет конструирование собственной речи. Из зоны Вернике информация передаётся по дугообразному пучку в зону Брока, где программируются действия мышц, необходимых для воспроизведения собственной речи. Здесь у ребёнка создаются энграммы памяти о надлежащей последовательности сокращений мышц, участвующих в артикуляции звуков речи. Созданные в зоне Брока программы адресованы расположенной рядом с ней моторной коре, непосредственно управляющей мышцами.
При чтении афферентная информация от сетчатки передаётся по зрительным нервам к наружному коленчатому телу таламуса, оттуда - в первичную, а затем во вторичную зрительную кору. Переработанная там зрительная информация поступает в угловую извилину теменной доли (поле 39) для сопоставления со слуховой или тактильной информацией, что совершенно необходимо при обучении чтению. Следующий этап переработки информации осуществляется в зоне Вернике, обеспечивающей восприятие печатного или рукописного текста. Если текст нужно прочесть вслух, то для этого понадобится отправить надлежащую информацию по дугообразному пучку в зону Брока, а затем активировать первичную моторную кору. Как и любая схема, модель Вернике-Гешвинда упрощает происходящие события, однако она оказалась полезной как для уточнения классификации афазий, так и для дальнейшего развития представлений о нейрофизиологических механизмах речи.
14.3.3. Современная модель нейронных процессов, обеспечивающих речь
Применение специально разработанных когнитивных тестов в комплексе с позитронно-эмиссионной томографией и ядерно-магнитным резонансом привело к созданию новой модели речевой деятельности, отражающей современные знания и развивающей представления, имевшиеся в модели Вернике-Гешвинда. Исследования мозга с помощью указанных методов позволили прийти к заключению, что как при моторной, так и при сенсорной афазии очаги поражения мозга, как правило, захватывают большую территорию, а не ограничиваются лишь зоной Брока или Вернике. С другой стороны, ограниченные повреждения только этих областей очень редко вызывают афазию Брока или Вернике. Возможно, что они в чистом виде вообще не существуют, поскольку практически всегда моторные и сенсорные проявления афазии сопутствуют друг другу, и речь может идти лишь о преобладании той или иной формы афазии. При любых формах афазий больные нередко обнаруживают дефицит других когнитивных функций.
При очаговых поражениях мозга, сопровождающихся нарушениями речи, как правило, страдает не только кора, но и подкорковые ядра, структуры левого таламуса и соединительные пучки волокон, проходящие в белом веществе мозга. Ассоциативные ядра левого таламуса, левое хвостатое ядро участвуют в интеграции слуховой информации (лингвистическая переработка) и речевой моторики, при их повреждении обнаруживается дефицит слухового понимания. Многочисленные соединительные пучки волокон в левом полушарии объединяют между собой регионы, участвующие в восприятии и производстве речи, причём такие регионы нередко соединяются независимыми проводящими путями, предназначенными для решения разных функциональных задач.
Угловая извилина участвует в переработке информации как при чтении, так и при восприятии речи на слух, но последующие пути передачи информации от угловой извилины к зоне Вернике в первом и втором случае разделены, следуют параллельно друг другу и независимо один от другого. У многих, если не у большинства людей понимание значения написанного слова сопряжено с воспроизведением его слуховой формы в зоне Вернике. Тем не менее, такое преобразование не является абсолютно обязательным, и информация может непосредственно из угловой извилины поступить в зону Брока, минуя зону Вернике. Зрительные и слуховые представления слова часто возникают независимо в связи с использованием специфических модальных путей и собственным доступом к зоне Брока (Рис. 14.4).
Слуховая информация тоже перерабатывается с помощью нескольких параллельных путей. Например, восприятие слов, имеющих значение для понимания содержания речи, и восприятие бессмысленных в контексте воспринимаемой речи слов происходят посредством переработки информации разными и независимыми путями, образующими отдельные входы в зону Брока. Так же по-разному перерабатывается информация о звуке, как средстве языка, и о значении этого же звука в контексте воспринимаемой речи. По-видимому, возле зоны Брока существует общая входная структура для произнесённых и написанных слов и независимая от неё - для информации о бессмысленных словах. Этот факт говорит о том, что существуют отдельные каналы переработки для информации о звуке как о средстве языка, и о смысловом значении этого же звука воспринимаемой речи.