
- •Нарушения волевой регуляции деятельности у больных шизофренией и психопатических личностей и. Б. Зябкина
- •Анализ результатов
- •Время выполнения задания (средняя величина)
- •Выраженность опоры на различные стороны образа сознания при составлении пиктограмм (в %) 4
- •Выраженность опоры на различные стороны образа сознания при сравнении понятий (в %)
- •Выраженность опоры на разные типы алфавита при описании несемантнческих объектов (в %)
Нарушения волевой регуляции деятельности у больных шизофренией и психопатических личностей и. Б. Зябкина
Высший уровень сознательной регуляции — волевая регуляция деятельности. Современная психология не дает однозначного ответа на вопрос: «Что такое воля?» В то же время знание реальных механизмов волевой регуляции может успешно использоваться в практической психологии: в психотерапевтической и коррекционной работе, при построении реабилитационных программ и формировании компенсаторных механизмов.
Психиатрическая клиника дает богатый материал для исследования механизмов волевой регуляции, но в то же время нуждается в психолого-теоретическом осмыслении этих механизмов. Подход к больному человеку как к личности предполагает мобилизацию его активности и ресурсов.
В данном контексте возникает вопрос о возможной психологической компенсации нарушений волевой регуляции деятельности и каковы те компенсаторные механизмы, которые способствуют ее восстановлению.
В качестве объекта исследования мы избрали два вида патологии: больных шизофренией с простой формой и психопатических личностей. Выбор определялся тем, что у этих больных нарушения воли носят яркий, выраженный и различный по форме проявления характер.
Нарушения волевой регуляции деятельности, проявляющиеся в снижении активности, инициативы, отказе от преодоления жизненных трудностей, а иногда в полной пассивности и бездеятельности, наблюдаются у больных шизофренией. Такие больные формально понимают предъявляемые к ним социальные требования, однако не могут мобилизовать, побудить себя к реализации необходимой деятельности. Снижение «энергетического потенциала», активности, инициативы наиболее типично и выражено проявляется у больных шизофренией с простой формой.
Нарушения волевой регуляции деятельности, проявляющиеся в импульсивном, безудержном, аффективном поведении наблюдаются у психопатических личностей, которые сразу же реагируют на побуждения без учета ситуации в целом и последствий своих
117
действий. Они не умеют различать, разводить разноуровневые (реальные и идеальные) цели, плохо планируют и прогнозируют свои действия. Импульсивность поведения наиболее ярко проявляется у психопатических личностей возбудимого круга.
Поскольку нас интересовали не только закономерности нарушения волевой регуляции, но и возможности и закономерности ее восстановления, для исследования были отобраны пять групп испытуемых.
1. Больные шизофренией с простой формой (апато-абулическим дефектом):
а) в состоянии социальной дезадаптации (1 группа),
б) в состоянии социально-трудовой адаптации (2 группа).
2. Психопатические личности возбудимого круга:
а) в состоянии декомпенсации (3 группа),
б) в состоянии компенсации (4 группа).
В 5-ю (контрольную) группу вошли здоровые испытуемые соответствующего возраста и образования.
Всего в исследовании приняли участие 106 человек.
Теоретический анализ исследований, посвященных воле, позволил нам сделать предположение о том, что волевая регуляция деятельности опосредствована развернутой внутренней работой с собственными смысловыми структурами. Изучению именно этого опосредствующего звена и было посвящено наше экспериментальное исследование.
Преобразования структуры деятельности и ее смысла в ходе осуществления волевой регуляции изучались с помощью методики «психического насыщения». В нашем случае испытуемому предлагалось продолжить начатое экспериментатором рисование кружочков. После твердого отказа испытуемого от выполнения бессмысленной работы давалась вторая инструкция, в которой испытуемому сообщалось, что проверяется его воля и он по собственному желанию может продолжать или не продолжать начатую работу. В ходе выполнения задания с помощью магнитофона регистрировались все высказывания испытуемого. В процедуру эксперимента входил самоотчет, который включал в себя как произвольное описание испытуемым своих ощущений, мыслей, эмоций, возникающих в ходе выполнения задания, так и ответы на многочисленные вопросы со стороны экспериментатора. Напомним, что методика не содержит ни физических, ни интеллектуальных препятствий, которые могли бы быть причиной прекращения действия. Единственным таким препятствием является бессмысленность работы («феномен насыщения»). Преодоление психического насыщения рассматривалось нами как модель волевого поведения.
Образы сознания опосредствуют любую сознательную деятельность1 . Очевидно, что и работа с собственной смысловой сферой, осуществляемая в ходе волевой регуляции, опосредствована образами сознания и не может не зависеть от их сохранности и особенностей функционирования. Поэтому мы попытались исследовать особенности в построении и функционировании образов сознания у людей с нарушенной, восстановленной и сохранной волевой регуляцией.
Исследование особенностей и нарушений в построении и функционировании образов сознания осуществлялось с помощью методики «свободного
118
описания несемантических объектов» [1]. Методика позволяет раскрыть индивидуальный стиль работы с образом, способ «видения» объекта мира. В качестве несемантических объектов испытуемым предлагается набор из 8 контурных изображений, представляющих собой различные трансформации круга. По тому, какой «язык» использует испытуемый для описания несемантического объекта, на какие признаки он при этом опирается, можно увидеть, с чем реально работает человек: с предложенным объектом, со своим отношением к объекту или заменяет объект более привычным, знакомым предметом и описывает его. Соответственно авторы выделяют три типа алфавита описания: геометрический, ассоциативный, миметический.
Очевидно, что с образом наиболее активно работают люди, прибегающие к использованию ассоциативного алфавита. Они отрываются от конкретных признаков объекта и анализируют свое отношение к объекту, как бы рассматривают его со всех возможных сторон, выделяя в нем новые свойства, стороны, функциональные возможности.
Экспериментально показано [2], что люди с преобладанием миметического алфавита описания легче справляются с деятельностью, требующей опоры на значение, удержания значения. Люди с преобладанием ассоциативного алфавита — успешнее в деятельности, требующей смысловой квалификации объектов, опоры на смысл.
Анализ работы испытуемого с образами собственного сознания проводился также через модифицированную обработку результатов, полученных с помощью методик «сравнение понятий» и «пиктограммы». В последнем случае выделялась преимущественная опора на тот или иной компонент образа: его предметное содержание, значение, чувственную ткань, личностный смысл. Действительно, составляя пиктограммы, испытуемый может отразить в рисунке свое отношение, предметное содержание, общепринятое значение и даже чувственное впечатление от предлагаемого для запоминания словосочетания. И сравнивая понятия, испытуемые не всегда опираются на значения понятий, хотя это и предполагается условиями задания. Принцип анализа результатов интеллектуальной деятельности через призму структуры образа изложен в работе Ф. Е. Василюка [4].
Таким образом, экспериментальное исследование проводилось в двух плоскостях: при анализе деятельности в ходе осуществления волевой регуляции и при анализе построения и функционирования образов сознания.