Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Современный русский язык Дымарский.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
161.21 Кб
Скачать

Предложение Предикативность. Ее классическая и современные трактовки

Обычно характеризуя предложение и сопоставляя его со словосочетанием, говорят что различаются они прежде всего функцией. Словосочетания сколь распространенным оно ни была выполняет номинативную функцию, то есть функцию называния и отличие словосочетания от слова в это смысле состоит только в точности номинации.

Камин и

старинный камин; кирпичный камин; электрический камин – каждое словосочетание называет реалию точнее, чем просто слово. А функция та же – номинативная (называние).

Предложение выполняет качественно иную функцию. Функция – коммуникативная. Сказав электрический камин – мы никому ничего не сообщили. Это иное значение чем в предложении ненавижу электрический камин, хочу кирпичный камин.

Целое предложение может быть построено на основе модели предложения – поэтому функция коммуникативная. Примерно так говорили начиная с середины и в течении 20 века. Особенно относится к академической грамматике русского языка под редакцией Виноградовой.

В современной лингвистической терминологии принято различать предложения и высказывания. Предложение – преимущественно абстрактная модель, образец, на основе которой может быть построено бесконечное множество живых конкретных высказываний. Если иметь в виду противопоставление предложения как языковой модели и высказывания как факта живой речи, то коммуникативная функция присуща высказыванию. А у отвлеченного образца этой функции нет, но есть свойства, которое и позволяет строить на его основе высказывание успешно выполняющие коммуникативную функцию.

Отвлеченная модель У N2 Cop N1 (Copula формальная связка был грипп) У наместника была сестрица (У наместника будет сестрица) – это структурная схема предложения.

По этой модели можем построить множество высказываний. Свойство которое зафиксировано в модели называется предикативность!

В каждой модели предложения это свойство зафиксировано. Предикат – это логический термин. В классической логике, которая сложилась в поздней античности считается что структура логического суждения исчерпывается такой записью S есть P. (Сократ – человек. Сократ – смертен). Лингвистика позаимствовала из логики термин предикат. Предикат - это то что чему-то приговорено. Субъекту Сократу предицируется признак человека. Не каждое предложения воспроизводит структуру логического суждения. Сказуемое могут быть настолько различными и могут не совпадать с предикатами, поэтому для него придумали отдельное название. Во второй половине 19 века начинает формироваться представление о предложении как о структуре прежде всего глагольной (= сказуемой = предикативной). А.А. Потебня рассматривал так предложение.

Москва столица нашей Родины. – а где же глагол? Где он здесь? Где лексическое значение глагола, если в настоящем времени глагол обращается в 0. Есть глагол быть с полноценным лексическим значением (обозначает существование чего-то. У меня есть спички). Если это полновесный глагол, то он в настоящем времени в 0 не обратиться. (А суслик есть). Когда быть – глагол связка, значит он неполноценен. Тогда стали искать универсальные определения. В отечественной лингвистической традиции сформулировал свой ответ, построенный на опыте предшественников Йон Рис. У него Виноградов позаимствовал идею соотнесенности с действительностью. Йон Рис поставил перед собой такую задачу: что же такое предложение? Для этого собрал все доступные определения предложения. И занялся их анализом в книжке «Что такое предложение?» (1929 год, Прага). Виноградов ссылался на эту книжку. Виноградов определил предикативность как грамматическую категорию, которая целым комплексом значений соотносит предметное содержание высказывания с действительностью.

Грамматическая категория – типовое значение обязательно представлено грамматическими формами.

Категория – типовое значение. Типовое значение обязательно представлено грамматическими формами. Например, для грамматической категории лица существует своя система средств выражений. 1 лицо у глагола выражается флексией –у-. Если она есть то выражает значение 1 лица, единственного числа. –ешь- ишь- - 2 лица. Каждое средство противопоставлено всем остальным.

2 значение грамматической категории идет от противопоставления друг другу форм. А.В. Бондарко (акад.русс.грам.): грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу грамматических форм, выражающих разные, но однотипные значение. Следовательно, должны быть средства выражения, каждая из которых выражает какие-либо значения. Речь идет о комплексе значений. Допустим, высказывание повествует о субъекте и его признаке. Субъекту приписывается качественный признак. Субъект выражен сущ. береза, а признак выражен прил. высокий. Если мы теперь построим предложение, то у нас может получиться несколько вариантов: береза была высокой; береза будет высокой; пусть береза будет высокой.

В 1 –ом случае: береза высокая-комплекс предикативных значений состоит из настоящего синтаксического времени, реальной модальности (не реальное была бы) и 3-го синтаксического лица (если березу заменить местоимением, то возможно только местоимением она). Если подлежащее сущ. – это всегда 3-е синтаксическое лицо. И глагол будет в форме 3-го лица.

Береза была высокой: лицо и модальность те же, прошлое синтаксическое время

Береза будет высокой: будущее синтаксическое время +…

Береза была бы высокой: время отсутствует, ирриальная модальность, лицо отсутствует.

Больше мы ничего из этих компонентов построить не можем. Эти грамматические значения однотипны. Синтаксическое лицо+ синтаксическая модальность+синтаксическое время (лицо, модальность, время). Здесь и лежит понятие соотнесенности с однотипностью. Но нет сообщения. Для того, чтобы эти слова выстроились в последовательность, несущие значение и выполняющие коммуникативную функцию, необходимо выразить эти значения. При помощи этих значений можно расположить в пространстве и времени предметное содержание и сделать это понятным адресату. Под значением мы будем понимать комплексы.

Мальчик бегать дворовый салазки Жучка посадить ? Кто куда посажен? Пока нет синтакс. времени, лица и модальности сообщение не получается. Предикативность выражает эти значения и соотносит с действительностью. В нашей речи огромное кол-во высказываний в которых мы обходимся без полного выражения предикативного выражения. В том случае, когда из ситуации все остальное следует с очевидностью. Мне эспрессо и кусочек пирога» - обходимся без глагола и модальности. Ситуация однозначна. «Вон отсюда» - а не выйди вон…

Карл Бюллер, немецкий психолог и лингвист, в своей книги «Теория языка» писал что первоначально (в древности) человеческая речь состояла из ситуативно-зависимых высказываний. Все примеры всегда отнесены к актуальному настоящему. Это всегда абсолютно очевидная модальность: побудительная – дайте мне. И в ситуативно зависимых высказываниях всегда ясна соотнесенность с лицом. «Жизнь или кошелек» - не надо спрашивать кто кому должен дать кошелек. Это очевидная ситуация.

Голофразы – целая фраза в одном слове.

В какой-то момент возникает необходимость сообщить о чем-то не здесь и сейчас, а там и сейчас или там и вчера ит.д. Ситуация уже не спасает. И тогда начинается развитие языка как такового. Оно занимает 10-ки тысяч лет формирования того, что сегодня мы называем предикативной структурой. Только предикативная структура позволяет соотнести предметное понимание и с прошлым и с настоящим и с будущем, передать значение условности ит.д. Категория предикативности представляет собой сверхкатегорию. Она в свою очередь формируется 3-мя синтаксическими категориями (времени, лица и модальности).

Почему синтаксические? Каждые из них шире чем морфологическое лицо. Например, синт. категория времени опирается на глагольное время, но она шире потому что включает лексические средства. И лексические средства всегда сильнее. К ним относятся наречия времени и их эквиваленты.

Иду я вчера по улице. Морфологическая форма настоящего времени –иду-, но есть наречие –вчера- и оно относит значение к прошлому. Лексическое значение сильнее.

Кстати, эта особенность синтаксического времени позволяет некоторым языкам практически отказаться от глагольно-будущего времени. Немецкий. Он не используется практически никогда. Наречие в достаточной степени выражает значение.

Такая же картина с синтаксическим лицом, которое опирается на морфологическое лицо, которое есть в местоимениях и глаголах. Для синтаксиса лицом обладает и сущ. для морфологическая у сущ. лица нет. Для синтаксиса существительное имеет 3-е лицо.

Именем сущ. называет себя ребенок в тот период когда он не освоил морфологическую категорию лица.

Глагол согласуясь с существительным принимает форму 3-го лица.

Синтаксическая модальность шире чем глагольное наклонение. Помимо глагольного наклонения синтаксическая модальность выражается частицами, вводно-модальными словами (кажется, конечно, безусловно), полузнаменательными связками составного именного сказуемого (представляется, кажется; она кажется мне симпатичной девушкой; она, кажется, довольно умная девушка) и другими средствами. Допустим, сравним

Маша любит Сережу. Реальная модальность

Маша якобы любит Сережу. введена частица якобы, но частица превращает модальное значение в ирриальное. Глагол в форме изъявительного наклонения (должно давать реальную модальность). Они формируют категорию предикативности.

Развернутая характеристика предикативности дана Виноградовым.

План

«Белые пятна»

Коррективы учеников и последователей

Предикативность и коммуникативность