Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методы психокоррекции средствами игры и искусст...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
169.47 Кб
Скачать

Недирективная игровая терапия

Это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребёнок, как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цель игровой терапии состоит в том, чтобы помочь ребёнку:

  1. Стать более ответственным в своих действиях и поступках.

  2. Развить более позитивную Я-концепцию.

  3. Стать более самоуправляемым.

  4. Выработать большую способность к самопринятию.

  5. Овладеть чувством контроля.

  6. Развить сенситивность к процессу преодоления трудностей.

  7. Развить внутренний источник оценки.

  8. Обрести веру в себя.

Необходимыми условиями для терапевтического роста ребёнка становится обеспечение его позитивного опыта в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает. Естественность подразумевает такую систему отношений в игровой терапии, где психолог не принимает на себя какую-либо роль и не действует по заранее намеченной схеме. При подобном терапевтическом подходе вся игротерапия происходит через установление отношений.

Пример 1. В игровой комнате – Рома, 6 лет, замкнутый, высокотревожный ребёнок. Садится на диванчик на безопасном расстоянии от шкафчиков с игрушками и начинает их потихоньку рассматривать. Психолог: Ты не знаешь, с чего начать? Рома молчит. Довольно скоро перестаёт разглядывать обстановку. Просто молча сидит. Психолог: Ты хочешь помолчать? Рома не отвечает. Продолжает ещё какое-то время сидеть, изредка поглядывая на психолога. Психолог: Я вижу, ты сидишь. Рома: Да. А можно я возьму вон это? Психолог: Конечно. Рома подходит к шкафчику, берёт машинку, возвращается на диван и начинает с ней играть. В данном случае только ненавязчивое поведение психолога в рамках принципа естественности позволило начать построение отношений.

Пример 2. В игровой комнате – Таня, 6 лет, беспокойный, высокотревожный ребёнок. По пути в игровую комнату взяла психолога за руку и не переставая, один за другим, стала задавать вопросы: А куда мы идём? А что такое игровая комната? А что мне там будут делать? А там ещё будут другие дети? В игровой комнате очень осторожно трогает разные игрушки, беспрестанно спрашивая: А можно… Получая ответ: Как хочешь, переходит к следующей игрушке. Так продолжается довольно долго. Таня: А я хорошо себя веду? Психолог: Ты уже потрогала много игрушек. Таня: А почему вы мне не говорите что делать? Психолог: Ты можешь играть здесь по-разному. Таня, больше не спрашивая разрешения, берёт Барби и начинает играть. Ориентированность на внешний источник у высокотревожных детей в игровой комнате проявляется в требовании постоянной оценки своих действий. В основе поведения психолога в подобной ситуации должна стать тактика не оценивания, а описывания действий ребёнка.

Пример 3. В игровой комнате Даша, 6 лет, неуверенный в себе, высокотревожный ребёнок. На 1-ом же занятии возвела довольно сложную постройку из настольного строительного материала строго по инструкции. Даша: Вам нравится? Психолог: Мне кажется, это у тебя дом, здесь так много этажей, а ещё я вижу забор. Даша: А папа говорит, что красиво. Правда? Психолог: Значит, папе нравится. Даша: А вам? Психолог: Я вижу, что тебе очень нравится. Даша кивает головой. Оставляет постройку на столе и идёт играть. Пример показывает, что при однажды полученной положительной оценке какого-либо действия, высокотревожные дети будут постоянно к нему возвращаться или вообще заниматься только им.

Оборудование игровой комнаты. Необходимо специально оборудованное помещение (хорошо, если звуконепроницемая). Размер – 3,5-4,5м. для 1-2-х детей – индивидуальные занятия и 25-27 кв.м. для групповой терапии. Не должно быть застеклённых дверей, лучше без окон или зашторивать их. На полу предпочтительнее линолеум, ковры не рекомендуется. Стены лучше окрасить в светлые тона. На полках – игрушки. Детский стол (мебель лучше с деревянной или пластиковой поверхностью), три стула (один из них для взрослого). Выбор игрушек и игрового материала должен быть сознательным, базирующимися на серьёзных логических основаниях. Игрушки для ребёнка – это его слова, а игра – язык. Игрушки, необходимые для игротерапии, можно сгруппировать в три категории.

  1. Игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома, классная доска и т.д.). Они решают ряд задач: делают возможным непосредственное выражение чувств ребёнка; дают возможность играть в свободную игру, что особо важно для упрямых и застенчивых детей; Пример: в игровой комнате – Никита, 6 лет, застенчивый, высокотревожный ребёнок. На протяжении нескольких занятий только рисовал или строил башню в отдалённом углу комнаты. С психологом не разговаривал. Наконец взял грузовую машину и начал катать её кругами по комнате, постепенно увеличивая диаметр круга и приближаясь к психологу. Психолог: это у тебя машина? Никита молчит. Психолог: она у тебя здорово ездит. Никита начинает возить машину так, что она задевала ноги психолога. При очередном круге психолог немного выставляет ногу вперёд и машина проезжает между ног. Психолог: Я кто? Никита: ты мост. В случае с Никитой игрушка из реальной жизни, верная реакция и терпение психолога позволили установить контакт в процессе игровой терапии.

  2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (игрушечные солдатики, ружьё, резиновый нож, игрушки, изображающие диких животных и т.д.). Они могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности. Пример: В игровой комнате – Денис, 5 лет, агрессивный, высокотревожный ребёнок. На протяжении всего процесса терапии старается незаметно что-то сломать. Почти на каждом занятии берёт большого крокодила, складывает ему в пасть пистолеты, резиновый нож, игрушечные вилки, дротики на присосках и закрывает на пасти молнию. Психолог: ты всё спрятал? Денис: Да. Это не игрушки. Психолог: почему? Денис: Мама мне не разрешает с такими играть. Психолог: Здесь ты можешь с ними поиграть, если хочешь. Денис нерешительно смотрит на крокодила и берёт для игры машинку, начиная так сильно возить её по всем строительным кирпичикам, разбросанным на полу, так, что скоро у машины могут отлететь колёса. Психолог делает вид, что не замечает этого, подходит к крокодилу, вынимает у него из пасти пистолет с дротиками на присосках и начинает стрелять в мишень. Денис: А это хорошая игра? Психолог: Мне нравится. Денис: Дайте я попробую тоже. Именно использование в игровом процессе «агрессивных» игрушек наряду с чёткой системой ограничений, которая ещё будет нами рассмотрена дальше, помогла Денису снизить уровень агрессивности, овладеть навыками самоконтроля, снизило высокую тревожность.

  3. Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, пластилин, кубики, краски и т.д.). Они особенно полезны для работы с застенчивыми и замкнутыми детьми.

Лэндретт предлагает следующий набор игрушек для игротерапии: кукольная мебель, куклы, гнущееся фигурки членов семьи, одежда для кукол, пустышка, бутылка с соской, классная доска, мел, цветные мелки, губка, кукольная посуда, пищевые продукты, полотенце, метёлка, совок, мыло, щётка, расчёска, бумага, цветные карандаши, краски, кисти, прозрачная лента, клей, игрушечные часы, строительный материал, пластилин или глина, ершики для бутылок, машины (грузовик, лодка, трактор, автобус, легковой автомобиль, самолёт), ксилофон, барабан, игрушечные солдатики, резиновый нож, пистолет, ружьё, автомат, наручники, головные уборы (врач, солдат, пожарный), молоток, гвозди, полено, ящик с песком, большое сито, воронка, ложка, ведро, дикие и домашние животные, дротики с присосками для метания, мишень, телефон, мячи (большие и маленькие), ножницы, цветная бумага, игрушечные деньги, докторский саквояж, куклы би-ба-бо: милиционер, семья, крокодил, волк, пластмассовые конструкторы, головоломки, лоскуты, верёвочки. При работе с высокотревожными детьми хороший эффект даёт изобразительный материал. Причём использовать желательно шариковые ручки и фломастеры, т.к. карандаши часто ломаются, что повышает тревожность у детей. Включение же красок допустимо на последних этапах игротерапии. Складывание кубиков по образцу, мозаики, настольно-печатные или подвижные игры соревновательного характера не рекомендуются, по крайней мере на первых этапах игровой терапии с тревожными детьми.

Рассмотрим стадии поведения тревожного ребёнка в процессе недирективной игровой терапии:

  1. В ходе 1-ой сессии (3-4 занятия) у детей наблюдается исследовательская, бессистемная игра, в которой они соотносят свои действия с реакцией психолога. При этом они демонстрируют высокий уровень тревожности. Пример: в игровой комнате – Саша, 6 лет, суетливый, высокотревожный ребёнок. На первом занятии часто спрашивает, правильно ли он делает, и внимательно следит за реакцией психолога. Психолог несколько раз отвечает: «Как хочешь», а затем чередует игнорирование с напоминанием того, что он уже отвечал на задаваемый вопрос. На протяжении двух последующих встреч Саша занимается только тем, что ещё чаще спрашивает разрешения и просит одобрения. К концу третьего занятия превращает всё в игру, каждую секунду спрашивая: «Так?», даже если ничего не делает. Психолог игнорирует вопросы, продолжая наблюдать за ребёнком. Саша: (делает вид, что не замечает психолога, потом резко оборачивается). А-а, ты смотришь на меня, смотришь! Психолог: (спокойно). Да, я смотрю на тебя. Саша спокойно начинает играть. В приведённом примере в течение трёх занятий ребёнок убеждался в том, что внимание взрослого не связано с контролем над его поведением. Верная тактика психолога, терпение и безоценочное отношение помогли снизить тревогу, связанную с попаданием ребёнка в новую ситуацию взаимодействия.

  2. В ходе второй сессии (2-4 занятия) продолжается бессистемная игра, но происходит общее снижение исследовательской активности, зато повышаются агрессивные проявления, особенно в случаях настойчивого выпрашивания у психолога оценки своих действий и результатов деятельности. Именно на этом этапе встречаются дети, которые выражают желание прекратить процесс игровой терапии. Пример: в игровой комнате – Маша, 5 лет, демонстративный, высокотревожный ребёнок. Ориентируется на вербальную реакцию психолога. Несколько раз пытается начать сюжетную игру с разными игрушками. Останавливается на кукле. Начинает её одевать, вдруг раздражается, бьёт куклу, наказывает, наблюдая за реакцией взрослого. Получая минимум оценочной информации, начинает нервничать и капризничать. Маша: (демонстративно садится на кресло). Мне здесь не нравится. Психолог: Я вижу, что тебе здесь не нравится. Маша: Отведи меня обратно в группу. Психолог: (смотрит на часы). У тебя есть ещё 20 минут. Каждое занятие длится до 40 мин., и этого времени необходимо строго придерживаться. Поздний или ранний уход из игровой комнаты входит в систему ограничений. Маша: Тогда я не буду играть. Психолог: Как хочешь. Маша: Я хочу в группу. Психолог: Я понимаю, что ты хочешь в группу, но у тебя ещё осталось время, и мы будем в игровой комнате ещё 20 минут.

  3. Третья сессия (3-5 занятий) характеризуются уменьшением бессистемных и агрессивных игр, попытками ребёнка установить отношения с психологом, при этом ребёнок выдаёт наибольшее количество информации о себе. Именно здесь психолог может определить причины высокой тревожности у ребёнка, возможные направления работы и, при необходимости, дополнительные методы взаимодействия с ребёнком вне данного вида игровой терапии. Пример: в игровой комнате – Даша, 6 лет, неуверенный в себе, высокотревожный ребёнок. Собирается играть с семьёй Барби в дочки-матери. Даша. Это мама… Это дочка. (обращаясь к психологу) А у тебя есть дочка? Психолог: Нет. Даша: А почему? Психолог: Зато у меня есть мама. Даша: У меня тоже есть мама. Психолог: Да. У тебя есть мама. Здесь мы видим попытку установить более тесный контакт со взрослым. Именно в таких ситуациях ребёнок часто задаёт прямые, конкретные вопросы на интересующую их тему. Поэтому психологу нужно уметь уходить от ответа, но не оставлять его вообще без внимания. При профессиональном ведении процесса игровой терапии в рамках этой сессии ребёнок не только устанавливает отношения с психологом, но и в игре даёт информацию о себе. Пример: Давай я буду мама (берёт куклу-маму), а ты будешь дочка (протягивает психологу куклу-дочку). Психолог: Хорошо. Я дочка, ты моя мама. Что мне делать? Даша: ты проснулась утром и плачешь. Плачь. Психолог: (изображает, что плачет. Дальше шёпотом). А почему я плачу? Даша: (психологу, шёпотом). Ну, ты в садик идти не хочешь. Плачь, плачь дальше. Даша (обращаясь к кукле-дочке). Чего опять ревёшь? Всё равно отправлю в садик. Будешь вот орать – я тебя там на совсем оставлю! Быстро одевайся. Я на работу опаздываю. Психолог: (шёпотом). Дальше мне что делать? Даша: Одевайся, хныкай. Психолог: Как это – хныкать? Даша: Ну, это как плакать… Ну только когда мама рядом. (Обращаясь к кукле-дочке). Ты что, до сих пор не оделась? Что за бесолочь! Я же тебе говорю – я опаздываю. Ты что, мне назло? Поведение ребёнка в приведённом примере даёт возможность сделать предположение о причине возникновения у него высокого уровня тревожности. В таких случаях эффективным бывает включение в игровой процесс матери. Ей предлагается сыграть с ребёнком в ту же игру в роли куклы-дочки.

  4. В ходе 4 сессии (3-4 занятия) максимально развиваются игры на установление отношений, преобладают с/р игры, достигает максимума выражение чувств, особенно гнева. Наблюдается увеличение тревожности. При неправильной реакции психолога у детей вновь появляется желание выйти из игровой терапии. При верной реакции, наоборот, усиливается процесс построения отношений с психологом. Повышение уровня тревожности прежде всего может быть связано со страхом ребёнка потерять установившееся отношения из-за прекращения процесса игротерапии. Пример: в игровой комнате – Рома, 6 лет, высокотревожный ребёнок. Рисует за столом фломастерами. Вдруг прекращает рисование. Рома: А я всегда буду сюда ходить? Психолог: Пока – да. Рома: А когда я приду в следующий раз? Психолог: Как всегда – в пятницу. Рома: В пятницу – это хорошо. В период 4 сессии любые изменения приведут к повышению уровня беспокойства, тревожности, что может фактически перечеркнуть все достижения ребёнка, возникшие за период предыдущей работы в процессе игровой терапии.

  5. 5 сессия (3-4 занятия) характеризуется преобладанием игр, направленных на построение отношений с психологом, увеличивается число вербальных взаимодействий.

М. Хаворт предлагает следующие параметры, по которым психолог может определить готовность ребёнка к завершению игровой терапии:

  1. Уменьшение зависимости от психолога.

  2. Уменьшение интереса к вопросу прихода других детей в игровую комнату.

  3. Принятие ребёнком самого себя.

  4. Сравнение своего прошлого опыта с настоящим.

  5. Изменение качества и количества вербализаций.

  6. Уменьшение агрессии, направленной на игрушки или выражаемой через них.

  7. Принятие ограничений.

  8. Уменьшение потребности в инфантильной и регрессивной игре.

  9. Увеличение количества творческих, конструктивных игр.

  10. Снижение числа и интенсивности страхов.

Терапевтические ограничения в игротерапии

Установление ограничений является одним из наиболее важных аспектов игровой терапии. Ограничения создают условия для развития терапевтических отношений и помогают приблизить опыт, полученный в игровой комнате, к отношениям в реальной жизни. Необходимым условием игровой терапии является интеграция свободы и порядка, т.к. только таким образом вовлечённые в процесс терапии люди могут актуализировать свои потенциалы.

Лэндретт отмечает следующие цели, свидетельствующие о необходимости установления таких ограничений, которые: позволяют гарантировать физическую и эмоциональную безопасность ребёнка. Используется строгая последовательность в установлении ограничений, называемая в игровой терапии шагами установления ограничений.

Шаг 1. Признание желаний, чувств и потребностей ребёнка: «Я понимаю, что тебе хочется (нравится)…»

Шаг 2. Сообщение об ограничении. Форма постановки ограничения должна быть чёткой и должна ясно выражать, что именно запрещено («…но…делать нельзя…».

Шаг 3. Предложение возможных альтернатив («…можно делать…»). Пример 1: Ребёнок начинает рисовать на стене. Форма выражения ограничения психологом: «Я понимаю, что тебе хочется порисовать на стене, но этого делать нельзя, можно рисовать на бумаге». Пример 2: Ребёнок злится и раскидывает игрушки. Форма выражения ограничения психологом: «Я понимаю, что ты злишься, но игрушки разбрасывать нельзя, можно порвать бумагу или попинать подушку».

Шаг 4. Предоставление ребёнку последней возможности выбора (в форме ультиматума). Эффективнее всего срабатывает приём прекращения занятия («Если ты не перестанешь… то ты уйдёшь из игровой комнаты»). Но этот шаг можно использовать только после первых 3-х. Итак, ребёнку не разрешается:

Список ограничений: брать домой игрушки; брать домой то, что сделал во время занятия, в том числе и рисунки; уходить из игровой комнаты до окончания занятия; задерживаться в игровой комнате после окончания занятия; надолго выключать свет; наливать воду в ящик с песком; разбрасывать песок по комнате; раскрашивать игрушки; рисовать на стенах, дверях, мебели; приводить друзей; приносить еду или питьё; приносить и зажигать спички; поджигать вещи; приносить и читать книги; делать уроки; ломать игрушки; портить мебель; бить окна; открывать двери и окна; ругаться матом; писать на доске ругательства; рисовать или изготавливать непристойные объекты; раскрашивать себе лицо; разрисовывать себе или психологу одежду; бить психолога; брызгать водой психолога; сыпать песок на психолога или кидаться песком; швырять по комнате предметы, игрушки; бросать дротики в терапевта; сидеть у психолога на коленях; обнимать психолога на протяжении длительного времени; целовать, ласкать психолога; полностью раздеваться; пить грязную воду, есть мел или краски; справлять нужду на пол.