Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литвинов. Сценография..doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
8.1 Mб
Скачать

1. 4. Пространство театрализованных празднеств эпохи французской буржуазной революции (1789 – 1794 гг.)

Пространство театрализованных празднеств эпохи, предшествовавшей французской буржуазной революции (1789-1794 гг.) характеризуется подчеркнутой симметрией ландшафтных построений, тихим уютом и гармонией окружения царствующих особ XVII – XVIII вв.

Большие пространства садов, парков с невысокими, недавно высаженными деревьями и кустами, создавали глубокую перспективу. Ряд фонтанов ритмично разбивал всю планировку на отдельные компактные зоны. Так, в Версале «желающим скрыться от придворного шума и блеска возможность уединиться предоставляли 12 боскетов, расположенных по сторонам от центральной аллеи» (35, с. 146).

Н а интересные мысли могут натолкнуть садово-парковые мотивы картин Мантеньи и так называемые «театры» – садовые декорации, замыкавшие парковые перспективы, и отдельные композиционные участки парков, например, знаменитый каскад виллы Тарлония, виллы Альдобрандини, вход к «зеркалу кипарисов», «зал раковин» и «водяной театр» Версаля, «музыкальный зал» Парменона и другие. По существу это были камерные театры небольших размеров.

Любимой темой в живописи и музыке в эпоху барокко были времена года. Были написаны характерные произведения садовой музыки: «Музыка на воде», «Музыка для королевских фейерверков» Г. Ф. Генделя (Там же с. 128). В садах Фуке, созданных Ленотром, Жанн Батист Люлли и его музыканты исполняли специально написанную музыку. Мольер представлял театральные постановки, в которых сам играл ведущие роли (51, с. 127).

Садовые комплексы прошлого надо рассматривать не только как произведения собственно садового искусства, но и элементы элитарной культуры в целом. Садовый театр состоял из полукруглой декоративной стены, обычно с нишами, в которых размещались статуи. Ниши часто использовались для маскарадов, театральных действ, увеселений.

«Водяной театр» – одна из поразительных идей Ленотра. Места для зрителей в нем были расположены полукругом. Напротив возвышалась сцена. Декорацией служили три аллеи, расходившиеся перспективно, подобно такой же декорации Олимпийского театра в Виченце. Вдоль аллей были размещены разнообразные фонтаны и скульптуры. Струи, зелень и золоченый металл сливались в феерическую картину (Там же с. 90-92).

Наиболее выражающими мировосприятие барокко были приемы, иллюзорно раздвигающие границы сада, т. е. превращающие реальную конечность в кажущуюся бесконечность, – приемы «ах-ах» и живописные «обманки». Прием «ах-ах» заключается в устройстве в качестве границы сада рва, который лишь при приближении к нему неожиданно «отрывал» сад от окрестностей, заставляя понять, что беспредельность сада лишь иллюзия. Возгласы, вызываемые этим внезапным открытием, послужили названием приему. Живописные полотна «обманки» располагали также на границах сада, маскируя их в зелени. На таких полотнах изображали дальние перспективы, деревни. Иные «обманки» были так искусно выписаны, что, по рассказам очевидцев, обманывались даже собаки (35, с. 137).

Антитезой регулярного парка стал, по выражению Ж.-Ж. Руссо, «парк природы». «На пространстве площадью в пару квадратных километров по указанию французской королевы Марии Антуанетты был создан Трианон, в котором представлен весь мир в игрушечных масштабах: французские, индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд и речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт, голландская ветряная мельница, север и юг, запад и восток, самое естественное и самое странное, все искусственное, но производящее впечатление настоящего…

По лугу проложен тихий, лирически бормочущий ручеек – неотъемлемая принадлежность любой подлинной пасторали. Тихо журча, ручеек впадает в искусственный пруд с искусственным островком, к островку перекинут прелестный мостик, по пруду грациозно плавают белые лебеди в сверкающем оперении. Словно из анакреонических стихотворений, возникла скала с искусственным мхом, с искусно скрытым гротом любви и романтическим бельведером. Устроено святилище, посвященное богу стародавних времен…

Для большей реалистичности были введены действующие лица, статисты: «настоящие крестьяне, настоящие крестьянки, настоящие коровницы с настоящими коровами, телятами, свиньями, кроликами и овцами, настоящие косари, жнецы, пастухи, охотники, пахари и сыровары, чтобы они охотились и косили, доили коров и обрабатывали поля. Для них были выстроены поселения с всамделишными конюшнями, скирдами, амбарами, с голубятнями и курятниками, имитировались даже нищета и запустение действительно убогих хижин. Молотком были образованы в стенах трещины, сбиты куски штукатурки, создавая у дома романтический вид, сорваны с крыши несколько дранок…

Вечерами «тысячи маленьких, прикрытых разноцветными стеклянными колпачками источников света сияют в темноте, словно аметисты, топазы, рубины, а потрескивающие огненные снопы фейерверка прорезают небо и музыка, невидимая, но близкая, создает невыразимо приятное впечатление» (89, с. 135-139).

В противовес аристократическим зрелищам в королевских садах и парках французская буржуазная революция «выплеснула» зрелища для народа на улицы и площади Парижа. 14 июля 1790 г. было устроено «Празднество Федерации», посвященное годовщине взятия Бастилии. На Марсовом поле соорудили трибуны, триумфальные арки в античном стиле, через Сену перекинули понтонный мост, а посредине поля был воздвигнут «Алтарь Отечества» с широкими лестницами, античными барельефами, с надписями: «Отечество», «Нация», «Закон», «Конституция».

30 декабря 1793 г. на Марсовом поле состоялось «Празднество торжества Революции». Знаменитый художник Жак Луи Давид оформил шествие во время этого празднества в виде четырнадцати колесниц, заполненных солдатами и ранеными, двигавшимися в сопровождении девушек, одетых в белые одежды, с пальмовыми ветвями в руках. Колесница – аллегория Победы – замыкала собой шествие, в котором принимали участие все члены революционного правительства – Конвента.

Самым ярким и вместе с тем самым организованным торжеством явилось празднество «Высшего Существа» (июль 1793 г.). Море цветов покрывало Париж, все дома были завешаны зелеными ветвями, цветами, трехцветными лентами (91, с. 57).

Пространство театрализованных празднеств эпохи французской буржуазной революции соединит несоединимое: роскошь, пышность, изящество, изысканность ландшафта, созданного мастерами барокко с прямолинейностью идейных манифестаций разночинной толпы бунтарей, революционеров. Фасады, ранее украшавшие улицы и площади Парижа, стали фоном контрастным и динамичным лозунгам, обезобразившим город. Местом зрелищ становились как митинговые трибуны, развалины Бастилии, ступени подступов к Конвенту, так и эшафот – место расправы с политическими противниками.

Художники этой поры старались всячески замаскировать искусный экстерьер города как напоминание о ненавистном режиме. Характер действ отчасти напоминал въезды римских императоров и полководцев, отчасти средневековую симультанную сцену, отчасти венецианский карнавал. Народ вовлекался в политическую жизнь самым активным образом, различными средствами. Революционный опыт преображения городской среды в театрализованных событиях на пике грандиозных потрясений, как мы увидим далее, будет востребован и в переломные моменты Российского государства. Так, в первые годы советской власти активность масс непосредственно включенных в действо, станет обязательной; основными элементами актуализации городской среды будут лозунги и аллегорические изображения свободы, равенства, братства.