
- •Содержание
- •Аннотация
- •Методические указания для студентов
- •Модуль 1. Основные понятия зоопсихологии.
- •Глава 1.1. История развития зоопсихологии. Методы зоопсихологи.
- •Глава 1.2. Общая характеристика психики животных.
- •Глава 1.3. Врожденные формы поведения.
- •Глава 1.4. Приобретенные формы поведения.
- •Глава 1.5. Классификация форм поведения.
- •Модуль 2. Социальная зоопсихология
- •Глава 2.1. Типы сообществ. Способы общения между особями. Сотрудничество. Альтруизм.
- •Глава 2.2. Конфликтное поведение. Стратегии пищедобывательного поведения.
- •Глава 2.3. Территориальное поведение.
- •Глава 2.4. Стратегии размножения. Родительское поведение. Внутрисемейные взаимоотношения.
- •Модуль 3. Сравнительная психология
- •Глава 3.1. Речь, интеллект, формы «досознательной» деятельности у животных.
- •Глава 3.2 . Обучение.
- •Глава 3.3. Индивидуальное развитие и эволюция психической деятельности
- •5. Глоссарий
Глава 1.2. Общая характеристика психики животных.
Эволюция психики. Развитие психики животных в онтогенезе. Эволюция психики человека в филогенезе.
Эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости более интенсивных контактов со всем многообразием среды обитания, к совершенствованию передвижения и к активному обращению с окружающими предметами. Совершенствование ориентации во времени и пространстве, способствующее выживанию наиболее приспособленных особей, могло обеспечить только усложнение поведения и психического отражения. При этом необходимо обратить внимание на взаимозависимость и параллелизм развития психики и двигательной активности.
Согласно концепции А.Н. Леонтьева, можно выделить две основных стадии развития психики: элементарную сенсорную и перцептивную. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший, высший и наивысший. Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения. Элементарную сенсорную психику определяют как стадию, на которой отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств), форму элементарного ощущения. Стадия же перцептивной психики, по Леонтьеву, "характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей". Деятельность животного определяется на этой стадии тем, что выделяется содержание деятельности, направленное не на предмет воздействия, а на те условия, в которых этот предмет объективно дан в среде.
К.Э. Фабри считает, что как в пределах элементарной сенсорной, так и в пределах перцептивной психики следует выделить существенно различающиеся уровни психического развития: низший и высший, допуская при этом существование и промежуточных уровней. Это можно объяснить тем, что качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне. Поведение животных представляет собой совокупность функций эффекторных органов животных. А в процессе эволюции именно функция первично определяет форму, строение организма, его систем и органов. Их строение и двигательные возможности лишь вторично определяют характер поведения животного и ограничивают сферу его внешней активности.
С точки зрения А.Н. Северцова, изменения условий жизни порождают необходимость изменения поведения, а это затем приводит к соответствующим морфологическим изменениям в двигательной и сенсорной сферах и в центральной нервной системе. При этом врожденное и приобретаемое поведение не являются последовательными ступенями на эволюционной лестнице, а развиваются и усложняются совместно, как два компонента одного единого процесса. Прогрессивному развитию инстинктивного, генетически фиксированного поведения соответствует прогресс в области индивидуально-изменчивого поведения. Инстинктивное поведение достигает наибольшей сложности как раз у высших животных, и этот прогресс влечет за собой развитие и усложнение у них форм обучения.
На низшем уровне психического развития находится и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. Осуществление наиболее примитивных инстинктивных движений - кинезов - определяется непосредственным воздействием градиентов интенсивности биологически значимых внешних факторов. Сенсибилизацией называется повышение чувствительности организма к воздействию какого-либо агента, способствующей модификации поведения. Под привыканием понимается прекращение реакции на постоянно действующий раздражитель. По степени выраженности тренированности у животных различного уровня филогенеза (или нейронных систем различной сложности) при различных интервалах между приложениями можно судить о степени консолидации следа и, возможно, определить четкий критерий различия памяти кратковременной и долговременной - основных функциональных механизмов поведения. Прогресс в развитии функциональных механизмов поведения заключается в появлении нового свойства привыкания - тренированности. Условные рефлексы у животных с брюшной нервной цепочкой характеризуются непрочностью в течение одного опыта, непрочностью от опыта к опыту (упрочение не наступало даже после 335 сочетаний условного сигнала с безусловным), угасанием реакций после 200-300 сочетаний, несмотря на подкрепление.
Высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, характеризуется появлением первых элементарных ощущений, а также органов манипулирования в виде щупальцев и челюстей. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. Виды приспособительного поведения, оформляются в качестве инстинктов. У животных этого уровня развития уже можно выработать устойчивые условные рефлексы на тактильное раздражение, пищу, свет и вибрацию. У них впервые появляются зачатки конструктивной деятельности, агрессивного поведения, общения, отмечаются зачатки сложных форм инстинктивного поведения, обеспечивающие значительно более точную и экономную ориентацию животного в пространстве, а тем самым и более полноценное использование пищевых ресурсов в окружающей среде.
Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещественно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.
Пути эволюции перцептивной психики привели к трем вершинам: позвоночные, насекомые и головоногие моллюски. Соответственно высокому уровню строения и жизнедеятельности этих животных мы наблюдаем у них и наиболее сложные формы поведения и психического отражения. Представители всех трех "вершин" способны к предметному восприятию, хотя, очевидно, только у позвоночных эта способность получила полное развитие. Высший уровень развития перцептивной психики характерен только для птиц и млекопитающих.
Между психическими способностями низших и человекообразных обезьян нет разрыва, низшие обезьяны по своей психике приближаются к человекообразным точно так, как последние родственны в этом отношении человеку. Происхождение и развитие человека обусловлено трудовой деятельностью. Человек - социальное существо, его отличают от всех животных постоянное прямохождение, относительно крупный мозг, членораздельная речь, необыкновенная способность к абстракции, рождающей сознание, систематический труд и общественная жизнь.
О высоком уровне интеллектуальных способностей антропоидов говорили Р. Йеркс, В. Келлер, Н.Н. Ладыгина-Котс, И.П. Павлов. Многие неврологические заболевания человека и шимпанзе и даже других обезьян очень сходны, что используется в психиатрических исследованиях: при изучении модели изоляции, фобии, депрессии, истерии, неврастении, аутизма и других черт шизофрении. Эмоции обезьян (не обязательно высших, но и низших) не просто сходны с человеческими. Особенно большое неврологическое и поведенческое сходство человека и высших обезьян установлено в младенчестве и в детском возрасте. Оценивалось развитие представлений о наличии или исчезаемости объекта, о причинной взаимосвязи, способности к подражанию и т.д. Показано, что развитие этих способностей у шимпанзе проходит те же шесть стадий по Пиаже и в том же порядке, что и у ребенка. Хотя у малыша шимпанзе представления о причинности выражены значительно меньше, чем у детей, стадии имитации, наличия объекта и развития большинства поведенческих признаков были такими же, что и у человека. Различие состояло лишь в числе признаков, что, по мнению авторов, говорит только о количественном, но не качественном отличии развития когнитивных (познавательных) способностей у обоих приматов. Выработанные условные рефлексы несопоставимо (с другими животными) прочны и сохраняются годами, многие действия совершаются вообще без тренировки. Условно-рефлекторная память, способность к вероятностному прогнозированию, они также переносят следы прежнего обучения в новые опыты. Шимпанзе способны к высшему, ассоциативному мышлению, и это в частности, на основе математических операций с количеством и пропорциями целого. Шимпанзе не только способны производить обобщения поступивших сигналов, недоступные другим животным, но могут даже передать полученные сведения своим сородичам.