Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вацлавик, Бивин, Джексон "Прагматика человеческ...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
28.12.2019
Размер:
1.49 Mб
Скачать

1.66. Относительность «нормальности» и «ненормальности»

Ранние психиатрические исследования ставили перед собой цель классифицировать пациентов. Этот подход обладал несколькими практическими достоинствами, и одним не из последних было открытие определенных взаимозависимых условий, таких как прогрессивный паралич. Следующим практическим шагом было объединение этой концептуальной дифференциации нормальности и ненормальности в признанный язык, например, в понятия «психическое здоровье» и «психоз». Однако, как только было принято, что с коммуникационной точки зрения модель поведения может быть изучена только лишь в контексте, в котором она появилась, понятия «психическое здоровье» и «психоз» практически потеряли свои значения как атрибуты личности. Подобным образом представление о «ненормальности» стало сомнительным. Теперь достигнуто соглашение о том, что состояние пациента не является статичным, а изменяется в зависимости от его внутриличностной ситуации, впрочем, как и от предвзятости наблюдателя. Когда же психиатрические симптомы стали рассматриваться как поведение, соответствующее интеракции, система отсчета стала диаметрально противоположной классической психиатрической точки зрения. Значение этой смены акцента вряд ли может быть переоценено. Таким образом, «Шизофрения», рассматриваемая как неизлечимое и прогрессирующее заболевание сознания, и «шизофрения» как единственно возможная реакция на абсурдный Или непригодный контекст (реакция, которая следует этому контексту и, следовательно, осуществляет правила (41/42) такого контекста) являются двумя всецело различными представлениями хотя различие лежит в несовместимости двух концептуальных рамок, несмотря на то, что клиническая картина, к которой они применены, похожа в обоих случаях. Смысл этиологии и терапии, вытекающий из этих различных точек зрений, также сильно отличается; следовательно, наш интерес к изучению и подчеркиванию коммуникационной точки зрения нельзя считать упражнением в схоластике (интеллектуальным упражнением).

(42/43)

Глава 2. Некоторые экспериментальные аксиомы коммуникации

2.1. Введение

Поскольку выводы, сделанные в первой главе, подчеркивают несоответствие между традиционными психиатрическими представлениями и предлагаемой нами концепцией, возможно, создастся впечатление, что слишком мало остается того, на чем может быть основано изучение прагматик человеческой коммуникации. Мы хотим убедить читателей, что это далеко не i;ik. Однако нам придется рассмотреть нескольких простых свойств коммуникации, имеющих фундаментальные межличностные смыслы. Как будет видно ниже, эти свойства — составная часть природы аксиом, лежащих в основе наших гипотетических исчислений человеческой коммуникации. Когда они будут определены, мы сможем обсудить их в третьей главе.

2.2. Необходимость коммуникации

2.21. Поведение — это коммуникация

Поведение обладает свойством, которое часто переоценивают: у поведения нет противоположности. Другими словами, нет такого состояния как неповедение или еще проще: человек не может себя никак не вести. Теперь, когда принято, что все поведение в ситуации интеракции12 имеет ценность сообщения, т.е. (43/44) является коммуникацией, то из этого следует, что, как бы человек ни старался, он не сможет не общаться. Деятельность и бездействие, слова или молчание вес имеет ценность сообщения: они оказывают влияние на других, и эти другие, в свою очередь, не могут не ответить на эти коммуникации и, таким образом, сами общаются. Не вызывает сомнения, что молчание или игнорирование других не является исключением из доказанного. И человек за переполненной стойкой во время ленча, который смотрит только прямо перед собой, и пассажир самолета, сидящий с закрытыми глазами, сообщают, что не хотят говорить с кем бы то ни было, и соседи обычно «получают сообщение» и соответственно реагируют, оставляя их в покое. Очевидно, что это является таким же внутренним обменом коммуникацией, как и оживленная дискуссия13.

Мы не можем сказать, что «коммуникация» происходит, если она интенциональная, сознательная или успешная, т.е. когда возникает взаимное понимание. Анализ того, одинаковы ли послание, которое было (44/45) отправлено, и то, которое было получено, является важным, но иным анализом, потому что он должен полностью основываться на оценке особенных, интроспективных, субъективно заявленных данных, которые мы выбираем, чтобы не обращать внимания на бихе-виоральную теорию коммуникации. Наш интерес к неправильному пониманию будет связан с развитием некоторых видов патологии, что происходит помимо, а в действительности вопреки мотивации или намерениям участников коммуникации.