Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вацлавик, Бивин, Джексон "Прагматика человеческ...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.49 Mб
Скачать

7.22. Парадигма психотерапевтического вмешательства

С нашей точки зрения, эта третья возможность (внешняя интервенция) является парадигмой психотерапевтического вмешательства. Другими словами, терапевт как посторонний человек способен сделать то, что сама система не в состоянии: изменить свои правила. Например, в 6.445 пара играла в бесконечную (246/247) игру без окончания, основное правило которой заключалось в утверждении мужа о своей абсолютной надежности и абсолютном принятии этого самоопределения женой. В этой игре взаимоотношений в тот момент, когда муж грозит быть неверным, возникает необратимый парадокс. Необратимость ситуации заключается в том факте, что, как и в других играх без окончания, она была продиктована правилами, но в ней отсутствовали метаправила для их изменения. Можно сказать, что сущность психотерапевтического вмешательства в таком случае состоит в формировании новой, расширенной системы (муж, жена и терапевт), в которой возможно не только смотреть на старую систему (супружескую диаду) снаружи, но и еще и терапевт может использовать силу парадокса для ее улучшения: терапевт может привнести в эту новую игру взаимоотношений такие правила, которые пригодятся для его терапевтических целей90.

7.3. Предписание симптома

7.31. Симптом как спонтанное поведение

Терапевтическая коммуникация время от времени обязательно должна превышать пределы такого обсуждения, что часто, но безрезультатно делается са(247/248)мими главными героями, так же как и их друзьями, и родственниками. Предписания типа «Будьте внимательны друг к другу», «Не имей неприятностей с полицией» и подобные вряд ли могут считаться терапевтическими, хотя они наивно предлагают некие рецепты. Эти рекомендации основываются на допущении, что стоит только захотеть «небольшое желание» и все можно изменить, следовательно, человек или люди могут выбирать между здоровьем и страданием. Это допущение не что иное, как иллюзия альтернатив, поскольку пациент может все время отвергать его неприступным возражением: «Мне это не поможет». Добросовестные пациенты — так мы обозначаем людей, которые не притворяются, — обычно пытались и потерпели неудачу во всех видах самодисциплины и упражнениях по укреплению силы воли еще задолго до того, как поделились своим горем с другими, и им было сказано «возьмите себя в руки». По существу, симптом ~ это что-то ненамеренное и, следовательно, автономное. Но это просто иной способ сказать, что симптом — это часть спонтанного поведения, в самом деле настолько спонтанного, что даже сам пациент ощущает это как что-то неконтролируемое. Колебание между спонтанностью и насилием, которое делает симптом парадоксальным, проявляется как в переживаниях пациента, так и во влиянии его на других,

Если какой-то человек хочет повлиять на поведение другого человека, существует два основных способа сделать это. Первый заключается в попытке заставить другого поступать по-иному. Этот подход, как мы только что видели, не воздействует на симптомы, потому что у пациента нет обдуманного контроля за своим поведением. Другой подход (в 7.5 приведены его примеры) заключается в том, чтобы заставить его поступать так, как он поступал и до этого. В свете вышесказанного это сводится к. парадоксу: «будь спонтанным». Если кого-то попросят принять участие в специфическом виде поведения, которое кажется спонтанным, этот человек (248/249) больше не сможет быть спонтанным, потому что требование делает спонтанность невозможной91.

Кроме того, если терапевт инструктирует пациента представить свой симптом, он требует спонтанного поведения и этим парадоксальным предписанием навязывает пациенту изменение поведения. Симптоматическое поведение больше не спонтанно, и пациент, следуя предписанию терапевта, выходит за рамки симптоматической игры без окончания, которая до этого момента не имела метаправил для изменения собственных правил. Что-то происходит, и установка «потому что это не может мне помочь» и то же самое поведение — «потому что мой терапевт сказал мне так» — больше не различаются.