Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вацлавик, Бивин, Джексон "Прагматика человеческ...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
28.12.2019
Размер:
1.49 Mб
Скачать

4.3. Свойства открытых систем

Таким образом, фокус нашего обсуждения сместился с наиболее универсального определения общих систем на один из основных типов систем, а именно, на открытую систему. Теперь можно определить некоторые видимые невооруженным глазом формальные свойства открытых систем, относящиеся к интеракции.

4.31. Целостность

Каждая часть системы настолько связана с соседними частями, что изменение в одной части вызывает изменение во всех остальных и во всей системе. Т.е. система ведет себя не как простая совокупность независимых элементов, а как неразрывное целое. Возможно, эта характеристика станет более понятна при сравнении с ее полярной противоположностью, суммированностью: если изменения в одной части системы не влияют на другие части или целое, тогда эти части являются независимыми друг от друга и составляют «множество» (термин взят из литературы по системам), которое не сложнее, чем сумма его элементов. Это качество суммирования может быть поставлено на другой конец гипотетического континуума от целостности, и можно сказать, что системы всегда характеризуются некоторой степенью целостности.

Хотя механистические теории девятнадцатого века не были сформулированы в метатеорию, как нам кажется, они были в основном аналитическими и подводящими итоги. «Механистический взгляд на мир нашел свой идеал в духе Лапласса, т.е. в концепции, со(124/125)гласно которой все феномены являются по существу совокупностью случайных действий элементарных физических единиц» (25, р. 165). Вот что отмечал Эшби:

«Сегодня наука оказалась на распутье. В течение двух столетий она изучала системы, которые были или очень просты, или анализировались как простые. Факт, что такая догма, как «изменять факторы одновременно по одному», была в прошлом признана, показывает, что ученые были сосредоточены на изучении только тех систем, к которым приложим этот метод; но он часто невозможен в изучении сложных систем. Только после появления в 20-х годах работы сэра Рональда Фишера (R. Fisher) с описанием экспериментов, проведенных на сельскохозяйственных землях, стало понятно, что существуют сложные системы, которые при исследовании просто не позволяют изменять только один фактор единовременно — они настолько динамичны и взаимосвязаны, что изменение одного фактора немедленно повлечет за собой изменение других в большом количестве. Еще недавно ученые стремились избегать изучения таких систем, сосредотачиваясь на тех, которые были просты, и допускали подобное упрощение.

Однако при изучении некоторых систем нельзя было полностью избежать сложности. Кора головного мозга живущих организмов, муравейник как функционирующее сообщество и человеческая экономическая система — эти проблемы остались нерешенными, несмотря на их практическую важность и неподатливость в исследовании другими методами. Сегодня мы видим, что психозы не вылечены, общества приходят и упадок, экономические системы спотыкаются, а единственное, на что способны ученые, это констатировать исключительную сложность субъекта, который они изучают. И наука сейчас делает первые шаги в изучении «сложности» как субъекта с собственными правами» (5, р. 5).

4.311. Несводимость к сумме элементов. Несводимость к сумме элементов как естественное следствие понятия целостности предлагает негативный руководящий принцип для определения системы. Система не может (125/126) быть представлена как сумма ее частей; в самом деле, формальный анализ искусственно изолированных сегментов разрушает предмет изучения. Поэтому необходимо пренебречь частями гештальта и заниматься сутью ее сложности, ее организацией. Психологическое понятие гештальта является единственными способом выражения принципа несводимости к сумме элементов; в других областях знания существует огромный интерес к неожиданно появляющемуся качеству, которое возникает во. взаимоотношениях двух или более элементов. Наиболее очевидный пример предлагает химия, где несколько сравнительно известных элементов в химической реакции создают необъятное разнообразие сложных новых субстанций. Другим примером являются так называемые «паттерны Муара» (Moire) — оптические проявления наложения света от двух или более пространственных решеток (114). В обоих случаях результатом является сложность системы, элементы которой, рассмотренные по отдельности, никогда не могут быть объяснены. Более того, очень интересно, что незначительное изменение во взаимодействии между согласующимися частями часто приводило к неожиданному качеству — различные вещества в случае химии и очень различные конфигурации в паттерне Муара. В этом отношении целлюллярная патология Вирхова (Virchowian) в физиологии противопоставлена современному подходу Вайсса (Weiss) (162), а в психологии классические ассоциации - гештальт теории. Таким образом, в изучении человеческой интеракции необходимо сопоставить подходы, по существу ориентированные на личность и коммуникационную теорию. Когда интеракция рассматривается как производная от «свойств» личности — таких как роли, ценности, ожидания и мотивации, — то совокупность двух или более взаимодействующих людей — это суммированное множество, которое может быть разделено на основные единицы. В противоположность этому подходу коммуникационная теория (126/127) рассматривается как коммуникация, а значит, коммуникационная последовательность оказывается неделима; короче говоря, интеракцию нельзя свести к сумме.

4.312. Многосторонность. Теория интеракции, отвергающая принцип целостности, подчеркивает односторонность взаимоотношений между элементами, т.е. А может влиять на В, но не наоборот. Если вспомнить пример с ворчливой женой и замкнутым мужем (2.42), то становится понятно, что, хотя интеракционная последовательность может быть прервана (участниками или наблюдателем), по сути это фактически круговая последовательность, т.е. появление «ответа» является стимулом для следующего события этой взаимозависимой цепочки. Таким образом, утверждать, что поведение Л является причиной поведения В, значит игнорировать эффект влияния В на последующую реакцию А; т.е., фактически, исказить хронологию событий подчеркиванием одних взаимоотношений и игнорируя другие. Если взаимоотношения комплиментарны, такие как лидер—последователь, сильный—слабый, родитель-ребенок, легко потерять целостность интеракции и расформировать ее на независимые, линейно причинные единицы. Об этой ошибке уже говорилось в 2.62 и 2.63, но необходимо сделать так, чтобы это стало ясно в понятиях длительной интеракции.