
- •1) Нарушение уголовно-процессуального закона; 2) неправильное применение уголовного закона; 3) несправедливость приговора.[179]
- •1) В назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд; 2) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу (Схема 1.IV.9).
- •1) В назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд. 2) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу (Схема 1.IV.10).
- •1) Характера совершенного преступления; 2) данных о личности подозреваемого, обвиняемого; 3) имущественного положения залогодателя.
- •1) Общаться с определенными лицами; 2) получать и отправлять корреспонденцию; 3) вести переговоры с использованием любых средств связи.[53]
- •1) Повторно обращаться к любому из томов уголовного дела; 2) выписывать любые сведения и в любом объеме; 3) снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств.[207]
- •1) О порядке исследования доказательств; 2) об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства; 3) о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания.[5]
- •1) Осужденному; 2) оправданному; 3) их защитникам и законным представителям; 4) государственному обвинителю или вышестоящему прокурору;[12] 5) потерпевшему и его представителю.
- •1) Если об этом ходатайствует гражданский истец или его представитель; 2) если гражданский иск поддерживает прокурор; 3) если подсудимый полностью согласен с предъявленным гражданским иском.
- •1) Открытие судебного заседания (Схема 3.IX.32); 2) разъяснение прав и ответственности участникам судебного разбирательства (Схема 3.IX.33); 3) разрешение ходатайств (Схема 3.IX.34).
- •1) Не установлено событие преступления; 2) подсудимый не причастен к совершению преступления; 3) в деянии подсудимого отсутствует состав преступления.
- •1) Кто и в каком качестве вызывается; 2) к кому, и по какому адресу; 3) дата и время явки на допрос; 4) последствия неявки без уважительных причин.
- •1) Начало судебного следствия; 2) исследование доказательств; 3) окончание судебного следствия (Схема 3.IX.35).
- •1) Осмотр вещественных доказательств;[88] 2) осмотр местности и помещения;[89] 3) следственный эксперимент;[90] 4) предъявление для опознания;[91] 5) освидетельствование (Схема 3.IX.43).[92]
1) В назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд. 2) иным путем не препятствовать производству по уголовному делу (Схема 1.IV.10).
Как было сказано, избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого, обвиняемого.
Постановление об избрании рассматриваемой меры пресечения направляется командованию воинской части,[42] которому разъясняется существо подозрения или обвинения и его обязанности по исполнению данной меры процессуального принуждения.
В случае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части обязано немедленно сообщить об этом в орган, избравший данную меру пресечения.
Помимо наблюдения командования воинской части, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации названа еще одна мера пресечения, имеющая не менее ограниченную сферу применения, это присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым.
Он состоит в обеспечении его надлежащего поведения родителями,[43] опекунами,[44] попечителями[45] или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения,[46] в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство.
Они обязуются в том, что несовершеннолетний:
1) не будет покидать постоянное место жительства без разрешения дознавателя, следователя или суда; 2) явится в назначенный срок по вызову дознавателя, следователя и в суд; 3) не будет иным путем препятствовать производству по уголовному делу (Схема 1.IV.11).
Очевидно, что это обязательство, имеет полное сходство с обязательством, принимаемым при избрании подписки о невыезде. С той лишь разницей, что в случае отдачи несовершеннолетнего под присмотр его берет на себя не подозреваемый или обвиняемый, а ответственные за него лица, либо специализированное учреждение. Именно им, дознаватель, следователь или суд обязаны разъяснить существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, за невыполнение обязанностей по присмотру.[47]
Следующей мерой пресечения в законе назван залог. Он состоит во внесении подозреваемым или обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей в целях обеспечения явки к следователю, дознавателю или в суд подозреваемого, обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений.[48]
Вид и размер залога определяются судом, с учетом следующих трех факторов:
1) Характера совершенного преступления; 2) данных о личности подозреваемого, обвиняемого; 3) имущественного положения залогодателя.
Залог в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Залог может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. Если внесение залога применяется вместо ранее избранных мер пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, то подозреваемый или обвиняемый остается под стражей или домашним арестом до внесения на депозитный счет суда залога, который был определен судом, избравшим эту меру пресечения. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.
Если залог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то ему разъясняются существо подозрения или обвинения в связи с которым избирается данная мера пресечения, а также связанные с ней обязательства и последствия их невыполнения или нарушения (Схема 1.IV.12).
При вынесении приговора, а также определения, постановления о прекращении уголовного дела, решается вопрос о возвращении или невозвращении залога залогодателю.
В случае невыполнения или нарушения подозреваемым, обвиняемым обязательств, связанных с внесенным за него залогом, залог обращается в доход государства по судебному решению, выносимому в соответствии со статьей 118 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.[49]
Две оставшиеся меры пресечения являются самыми строгими, поскольку предполагают изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества.
Одна из них – домашний[50] арест, существующий в российском уголовном процессе достаточно давно. Так, например, по Уставу уголовного судопроизводства 1864 года, он применялся: «… для воспрепятствования обвиняемому уклоняться от следствия».[51] Возможность его применения предусматривалась и уголовно-процессуальным законодательством РСФСР, действовавшим с 1923 года.[52] Однако следующий Уголовно-процессуальный кодекс, вступивший в силу в 1961 году, данной меры пресечения уже не предусматривал.
После более чем сорокалетнего перерыва, домашний арест был реанимирован и сейчас вновь разрешен к применению. Однако действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает четкий и единообразный процессуальный механизм, регулирующий порядок применения домашнего ареста, не определяет конкретные органы, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений, оставляя этот вопрос на усмотрение суда. Пока не определены способы и методы контроля, полномочия лиц, которые будут его осуществлять. Не урегулированы вопросы, касающиеся жизнедеятельности подозреваемых, обвиняемых при их изоляции в домашних условиях.
Этой мере пресечения посвящена статья 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которой установлено, что домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете: