Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кафедра Смирнова ГОС (final).docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
28.12.2019
Размер:
311.61 Кб
Скачать

Соц. Гарантии:

Законодательством определены особенности в сфере социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов. Преамбула Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" указывает на то, что данный Закон устанавливает основы правового положения государственных служащих, а особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании указанного Закона. Следовательно, социальное обеспечение сотрудников правоохранительных органов по отношению к социальному обеспечению государственных служащих является специальным и требует более детального правового регулирования.

Отсутствие единого нормативного правового акта, который бы охватывал все вопросы социального обеспечения и защиты сотрудников правоохранительных органов, по нашему мнению, связано с расширением круга субъектов обеспечения, появлением нормативных правовых актов, устанавливающих особенности исчисления выслуги лет, и т.д. Однако приведение к единому знаменателю всех ныне существующих нормативных актов необходимо для устранения возможных противоречий в правовом регулировании социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов.

Еще одна особенность системы социальной защиты заключается в уровне осуществления правового регулирования. Например, пенсионное обеспечение работников правоохранительных структур и членов их семей осуществляют правоохранительные министерства и ведомства, а пенсионное обеспечение гражданских государственных служащих и обычных граждан - территориальные органы Пенсионного фонда РФ. Такой неодинаковый подход объясняется, во-первых, различными источниками финансирования и во-вторых, особенным правовым положением правоохранительных органов, с тем повышенным риском, который присутствует в правоохранительной деятельности.

Ответственность:

Несмотря на снижение количества посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего в 2011 г., их количество было достаточно высоко. В 2011 г. в России было зарегистрировано 438 (-30,4%) преступлений по ст. 317 УК РФ ("Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего"), предварительно расследовано 288 (-4,6%), направлено в суд 40 уголовных дел с обвинительным заключением (+17,6%, удельный вес от числа расследованных дел - 13,9%), приостановлено по ч. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ 147 (-44,7%) <6>, по п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ - 77 (+97,4%), выявлено 515 (+7,5%) лиц <7>. Следует отметить, что, несмотря на снижение, количество приостановленных уголовных дел по ст. 317 УК РФ, по которым лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, достаточно велико (147 дел); т.е. 147 преступлений фактически не раскрыты, много приостановлено дел, по которым подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, или место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (77 дел) <8>.

Несмотря на снижение количества посягательств в 2011 г. по сравнению с 2010 г., степень общественной опасности этих преступлений не уменьшилась, т.к. речь идет о жизни и здоровье сотрудников правопорядка, которые активно и бескомпромиссно боролись с прошедшими хорошую специальную подготовку организованными преступниками, действовавшими внезапно и цинично, из засад. Больше всего посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа и военнослужащего было совершено в субъектах СКФО.

Ранжирование федеральных округов по ст. 317 УК РФ в 2011 г. выглядело так: СКФО - 410 (-28,7%), СФО - 6 (0,0%), ЦФО - 6 (-53,8%), ПФО - 5 (-61,5%), ЮФО - 4 (-33,3%), УФО - 3 (-25,0%), СЗФО - 1 (-75%), ДФО - 0 (-100%). Ранжирование субъектов в СКФО по ст. 317 УК РФ в 2011 г. выглядело следующим образом: Республика Дагестан - 196 (-15,9%), Кабардино-Балкарская Республика - 81 (-22,1%), Чеченская Республика - 78 (-39,1%), Республика Ингушетия - 38 (-63,5%), Карачаево-Черкесская Республика - 8 (+166,7%), Ставропольский край - 5 (+150%), Республика Северная Осетия-Алания - 4 (+300%).

Напряженно работали следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации в субъектах СКФО. Больше всего лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 317 УК РФ, было выявлено в СКФО в Республике Дагестан - 310 (+31,9%).

Ранжирование по выявленным лицам по ст. 317 УК РФ по субъектам в СКФО далее выглядело таким образом: Чеченская Республика - 74 (-39,3%), Кабардино-Балкарская Республика - 52 (+766,7%), Республика Ингушетия - 30 (-60%), Карачаево-Черкесская Республика - 10 (+150%), Республика Северная Осетия-Алания - 6 (-14,3%), Ставропольский край - 4 (-).

В своей докладной записке по итогам 2011 г. руководство Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в СКФО отметило многочисленные факты посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих <9>. Анализ поступающей информации свидетельствует, что тактика совершения нападений участниками незаконных вооруженных формирований не изменилась. Бандиты используют заранее подготовленные засады для подрыва взрывных устройств при прохождении транспортных средств сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, совершают обстрелы автоколонн и дерзкие нападения на мобильные экипажи сотрудников полиции. В целях конспирации боевики перемещаются из одного субъекта Северо-Кавказского региона в другой. В населенных пунктах у них остаются законспирированные информаторы и пособники. Несмотря на принимаемые меры по противодействию преступлениям террористического характера, ситуация не улучшается. Одной из причин этого являются существенные просчеты в организации и проведении оперативно-розыскной деятельности.

По данным газеты "Коммерсант": "...самые тяжелые потери чеченские силовики понесли в августе 2011 года, когда 2 смертника в центре Грозного взорвали и расстреляли 9 полицейских, а еще 24 ранили. После этих случаев чеченские силовики провели ряд успешных операций по ликвидации боевиков и их главарей. Самая результативная операция была проведена в прошлом году в том же Веденском районе, в ее ходе были уничтожены видный полевой командир Майрбек Абдусаламов и семь боевиков из его группы..." <12>.

Правоохранителям следует знать о том, что в связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении уголовных дел о террористическом акте (ст. 205 УК РФ), содействии террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 УК РФ), об организации незаконного вооруженного формирования или участии в нем (ст. 208 УК РФ), и в целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 126 Конституции Российской Федерации, постановил обратить внимание судов на то, что "под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в ст. 205 УК РФ следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом, например устройство аварий на объектах жизнеобеспечения; разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников

В том случае, если лицо совершает посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля либо лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа путем совершения взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, содеянное надлежит квалифицировать по ст. 205 УК РФ.

Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля хотя и совершается указанными способами, но имеет целью прекращение его государственной или политической деятельности либо совершается из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по ст. 277 УК РФ.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по ст. 295 УК РФ или ст. 317 УК РФ <20>.