Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Детско-подростковая психиатрия.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
28.12.2019
Размер:
464.85 Кб
Скачать

3.3.2. Синдром навязчивых состояний.

В клинической картине этого невротического синдрома преоб­ладают различные навязчивости — разнообразные фобии, тре­вожные сомнения, «умственная жвачка», хульные мысли, навяз­чивые представления и действия и др., нередко усложненные ри­туалами и эмоциональными нарушениями в виде депрессии или страхов. Несмотря на понимание бессмысленности навязчивостей, больные бессильны в своих попытках преодолеть их. Кроме того, в этот синдром могут входить все вышеописанные симптомы астенического состояния. Интенсивность навязчивостей бывает настоль­ко выраженной, что нарушает адаптацию больных — мешает вы­полнять привычную работу или домашние обязанности и нередко приводит к невозможности адекватно контактировать с окружаю­щими, мешает жить обычной жизнью. В зависимости от характера заболевания синдром навязчивостей также приобретает различ­ные оттенки. Так, например, при шизофрении навязчивости мо­гут носить моносимптоматический характер и сочетаться с пато­логическими телесными ощущениями. Речь идет о возникновении упорных, однообразных по содержанию навязчивых сомнений, опасений и страхов или мыслей о наличии «дефекта внешности» (дисморфофобия). По мнению ряда авторов, навязчиво возника­ющие лицевые дисморфофобии являются существенным диагно­стическим признаком обсессивного синдрома при шизофрении. При психастенической психопатии навязчивые состояния весьма многообразны, лабильны и всегда сопровождаются формирова­нием ритуалов защиты. При некоторых органических заболевани­ях головного мозга навязчивости нередко приобретают характер насильственности.

Для этого синдрома также весьма характерна гиперестезия — непереносимость громких звуков, яркого света, резких запахов.

3.3.3. Ипохондрический синдром.

Утрированная озабоченность своим здоровьем проявляется в значительном преувеличении тяжести или же в переживании за­болевания, которого на самом деле нет. Больные постоянно при­слушиваются к своим внутренним ощущениям, и если появилось где-нибудь какое-то покалывание или иное телесное ощущение (в том числе и сенестопатическое), у больного мгновенно возни­кает версия об очередном смертельном заболевании. Убеждения врачей в отсутствии этого заболевания не достигают цели, а иногда и служат доказательством противного.

Пациенты с ипохондрическими переживаниями постоянно посещают врачей различных специальностей, требуют все новых и новых консультаций и дополнительных обследований, жалуют­ся на врачей, которые не подтверждают их подозрения, обвиняют их в низкой квалификации, нередко преследуют и проявляют аг­рессию к врачам.

Ипохондрические переживания могут носить навязчивый ха­рактер. Больных одолевает сомнение, не страдает ли он тем или иным соматическим заболеванием. Понимая абсурдность этих пе­реживаний, пациент тем не менее избавиться от этих навязчиво­стей усилием воли не может.

Ипохондрические расстройства могут возникать и в структуре депрессий. На фоне пониженного настроения, различных непри­ятных соматических ощущений в теле (что весьма типично для депрессии) у больного постепенно или внезапно по типу озаре­ния формируется убежденность в наличии тяжелого и, как прави­ло, неизлечимого заболевания (СПИД, рак, проказа). Это и слу­жит поводом для «марафона по врачам». Подозрение на наличие у больного психического заболевания возникает у врачей общего профиля очень поздно, лишь после серии многочисленных обсле­дований и анализов, когда контраст между субъективными жало­бами и объективными данными проведенных анализов становит­ся очевидным. При этом всегда обнаруживается линейная корре­ляция между интенсивностью ипохондрических расстройств и вы­раженностью депрессии.