Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Metodichka_2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
279.55 Кб
Скачать

Тема V. Печать парижской коммуны

18 марта 1871 года в результате восстания в Париже к власти пришла Коммуна – первое в мире рабочее правительство. Семьдесят один день правления Коммуны представляет собой важный этап развития французской журналистики. Коммунары захватили редакцию правительственной «Журналь офисьель», выходившей с 1869 года, и превратили её в главный орган власти, назвав «Journal Officiel de la Commune» («Журналь офисьель де ля Комюн» – «Официальная газета Коммуны»). Здесь помещались документы центрального комитета рабочего правительства, а также городская, французская и зарубежная информация, полемические материалы.

Из популярных городских газет особым успехом пользовались «Кри дю пепль» писателя Жюля Валлеса – её тираж достигал ста тысячи экземпляров; «Pere Duchene» («Пер Дюшен» – «Папаша Дюшен») поэта и журналиста Эмиля Вермеша. «Пьер Дюшен» повторяла название одноимённой газеты Жана Рене Эбера, выходившей в годы Великой французской революции (1789 – 1794). Девиз газеты гласил: «Республика или смерть!». Выходили также газеты «Мамаша Дюшен», «Сын Дюшен».

Отсутствие профессиональных редакторов – одна из особенностей газет Парижской коммуны. Большую часть газет составляли письма читателей. Многие журналисты были из числа читателей. Поскольку коммунары не запретили оппозиционные периодические издания, существовала конкуренция, шла постоянная борьба за читателя. Газеты Коммуны издавались, как и буржуазные, на коммерческой основе, их издатели так же должны были покупать бумагу, краску. Лейтмотивом большинства рабочих газет было недовольство мягкостью Коммуны к своим врагам, требования разоблачения аристократии, Церкви, закрытия храмов.

Но руководство Коммуны ограничивалось лишь предупреждениями в адрес наиболее радикальных газет. В начале апреля были запрещены лишь три газеты: «Journal des Debats», «Paris Journal» и «Constitutionnel», в конце апреля – ещё четыре. И лишь в последние недели правления Коммуны было закрыто двадцать газет. Но большинство из них, поменяв название, буквально через несколько дней возобновили выход.

После поражения Коммуны республиканские газеты были закрыты, оставшиеся в живых журналисты-коммунары репрессированы. Опыт журналистики первого рабочего правительства внимательно изучался в Советском Союзе. Так, Ленин писал в статье «Памяти Коммуны» в 1911 году, что Парижская коммуна потерпела поражение, потому что проявляла милосердие к врагам, не ответив на их террор красным террором и даже не конфисковав предприятия у крупной буржуазии, а также потому, что свободно издавалась буржуазная пресса. Придя к власти в России в 1917 году, Ленин учёл эти и другие ошибки коммунаров и быстро закрыл все оппозиционные периодические издания.

Рекомендуемая литература:

1. Аникеев В.Е. История французской прессы (1830 – 1945). – М., 1999.

Примерные вопросы:

1. Парижская пресса в дни Парижской коммуны.

2. Коммунарская и оппозиционная пресса.

3. Особенности печати Парижской коммуны.

4. Опыт журналистики Парижской коммуны в Советском Союзе.

Тема VI. «золотой век» французской прессы

После 1871 года борьба за восстановление свободы печати перешла в законодательную сферу. Необходимо было подготовить единый закон, поскольку французское законодательство о печати состояло из сорока двух законов, декретов и ордонансов, принятых в различное время и часто друг друга взаимно исключавших. Даже опытные юристы не могли с уверенностью сказать, находится в силе тот или иной закон о прессе или уже отменён. Эта подготовительная работа закончилась после трёхлетней подготовки 29 июля 1881 года, когда был принят долгожданный закон о печати.

Закон состоял из пяти глав. Первые три главы регламентировали типографский промысел и книготорговлю, периодическую печать и торговлю произведениями печати. Четвёртая глава посвящалась преступлениям печати, пятая – процессуальным постановлениям.

Закон отменял цензуру, предварительное разрешение, залог, гербовый сбор и многие другие существовавшие ограничения. Отменялись также наказания за так называемые преступления мнений: выступления против конституции, всеобщего избирательного права, частной собственности, культов, семьи. Отныне для издания газеты достаточно было всего лишь направить письмо прокурору Парижа с указанием названия предполагаемой газеты, имени, адреса издателя и владельца. (Хотя для регулярного издания прессы требовалась обладать огромными деньгами).

Ограничения для журналистов и журналистики состояли из восьми пунктов. Прессе запрещалось: подстрекательство к преступлениям и правонарушениям, прямые или косвенные призывы к бунту и мятежу, тяжкое оскорбление президента, правительства и парламента, а также дипломатов и руководителей других государств, публикация ложных сведений, нарушающих порядок и общественное спокойствие, тяжкое оскорбление нравственности, клевета. Виновность газеты мог устанавливать лишь суд присяжных.

Закон о печати 1881 года оказался одним из самых совершенных в мире. Он действует более 120 лет, до сегодняшнего дня, а возникающие с тех пор проблемы решались и решаются в дополнительных законах, опирающихся на этот фундаментальный законодательный акт. Закон 1881 года стал образцом для соответствующих законодательств многих других стран, в том числе для России.

По мнению многих историков французской прессы, с принятием закона о печати во Франции наступил золотой век прессы. Полученные свободы привели к необычайно бурному росту количества и тиражей газет. Так, в 1881 – 1884 годах число ежедневных газет увеличилось в два раза. В последнее десятилетие XIX века самыми популярными французскими газетами (их называли «большой четвёркой») были «Le Petit Journal», «Le Petit Parisien» («Пти паризьен» – «Маленький парижанин»), «Le Journal» («Журналь» – «Газета») и «Matin» («Матэн» – «Утро»).

Кроме того, на рубеже XIX – XX веков выросла популярность политической прессы. Газета «Eco de Paris» («Эко де Пари» – «Эхо Парижа») представляла интересы правых националистов, её тираж доходил в 1914 году до 120 тысяч экземпляров. С 1904 года и по сей день выходит газета «L’Humanitat» («Юманите» – «Человечество»), основанная известным политиком Жаном Жоресом как орган французской социалистической рабочей партии. К правительству наиболее близкой была уже упоминавшаяся газета «Temps», тираж которой превышал 100 тысяч экземпляров.

В 1883 году появилась ежедневная католическая газета «Lе Сroix» («Круа» – «Крест», тираж 170 тысяч экземпляров), которая быстро завоевала лидирующее место в системе французской католической прессы.

В 1890-е годы окончательно сложилась типология газет: политические партийные (в том числе клерикальные), политические беспартийные, коммерческие (в том числе бульварные). Многие парижские газеты стали выходить тремя тиражами: первый тираж печатался поздним вечером и поездами развозился в дальние провинциальные города, второй тираж печатался ночью и на лошадях (а затем на машинах) распространялся по столичным пригородам, третий – ранним утром и предназначался для Парижа.

В то же время, несмотря на очевидный взлёт журналистики, на «золотой век» приходился и ряд кризисов печати, самый крупный из которых был связан с так называемым делом Дрейфуса. Капитан французского генштаба еврей по национальности Альфред Дрейфус (1859 – 1935) под надуманными предлогами в 1894 году был обвинён в шпионаже в пользу Германии. Состоявшийся над ним суд носил явно тенденциозный характер и имел антисемитскую окраску. Дрейфуса признали виновным и приговорили к пожизненной каторге на острове Дьявола. Показательно, что подавляющее большинство парижских газет встало на сторону обвинения (особенно преуспели в травле Дрейфуса «Эко де Пари», «Эклер», «Пти журналь»).

Спустя некоторое время полковник французского генштаба Жорж Пикар нашёл документы, из которых следовало, что Дрейфус осуждён невинно, а настоящий шпион майор Ф. Эстерхази остался на своём посту. После неудачных попыток оправдать Дрейфуса Пикар обратился за помощью к известному писателю и борцу за права человека Эмилю Золя (1840 1902). Золя написал страстное письмо «Я обвиняю. Письмо президенту Французской республики Феликсу Фору», которое – несмотря на законодательно подтверждённую свободу печати – не решилась опубликовать ни одна парижская газета. Только небольшая газета «L’Aurore» («Орор» – «Заря») 13 января 1898 года поместила на своих страницах «Я обвиняю». Сразу же после этого её тираж резко увеличился, и она превратилась в одну из популярнейших столичных газет.

Золя посвятил делу Дрейфуса еще много статей. За свою деятельность он был приговорён к тюремному заключению, но уехал в Англию, где продолжал борьбу за освобождение своего подопечного. Эта борьба привела к политическому кризису во Франции. Под давлением общественного мнения Дрейфус был в 1899 году помилован, а в 1906 году (уже после смерти Золя) полностью реабилитирован и восстановлен на службе.

Дело Дрейфуса показало, какой силой обладает пресса, как она может взбудоражить всю страну и добиться правды, несмотря ни на какие препятствия.

Рекомендуемая литература:

  1. Аникеев В.Е. История французской прессы (1830 – 1945). – М., 1999.

  2. Саламон Л. Всеобщая история прессы // История печати. – М., 2001.

  3. Смирнов Е. Периодическая печать во Франции (Периодическая печать на Западе) // История печати. – М., 2001. – Т.2.

  4. Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России // История печати. – М., 2001.

Первоисточники:

  1. Золя Э. Истина шествует. – Собрание сочинений в 26 томах. – М., 1967. – Т. 26.

Дополнительная литература:

  1. Мопассан Ги де. Газетные статьи и очерки. – Полн. собр. соч. в 12 томах. – М., 1958. – Т. 11.

Примерные вопросы:

  1. Закон о печати 1881 года и его влияние на дальнейшее развитие журналистики.

  2. Журналистика «золотого века» французской прессы.

  3. Типологические особенности французских газет на рубеже XIX – XX веков.

  4. Пресса и дело Дрейфуса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]