Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История средних веков 2-2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
745.47 Кб
Скачать

§ 72. Франция при Генрихе Четвёртом.

Несмотря на людские и материальные потери, французское общество вышло из гражданских войн более сплоченным, а королевская власть – с широкой поддержкой.

Стабилизировав политическую ситуацию Нантским эдиктом, новый король занялся хозяйственными проблемами, прежде всего – аграрными. Ведь, несмотря на крупные города, и богатые торгово-финансовые круги, Франция оставалась крестьянской страной. Но за годы войн крестьяне обеднели. С одобрения короля его суперинтендант (министр финансов) Сюлли провел ряд мероприятий по оздоровлению и развитию земледелия: отменил накопившиеся недоимки, несколько сократил налоги и упорядочил их сбор, организовал за счет казны проведение мелиоративных работ, способствовал внедрению новых культур (кукурузы, кормовых трав, свеклы и т.д.). Все это способствовало оздоровлению сельского хозяйства Франции.

Максимилиан Пьер Франсуа де Бетюн, герцог де Сюлли (1560-1641) был давним соратником Генриха по гугенотскому движению, едва не погиб во время Варфоломеевской ночи. Наряду с аграрной стабилизацией деятельность Сюлли способствовала подъему промышленности и торговли. Он, верно, понял роль буржуазии и предпринял протекционистские меры. Был ограничен ввоз иностранных товаров и вывоз сырья. Мануфактуры получили субсидии. Были созданы торговые компании: Ост-Индская и другие. Началась колонизация Северной Америки (будущей Канады).

Самыми опасными врагами себя и Франции Генрих считал Габсбургов – испанских и австрийских, которые не только активно поддерживали французских католиков во время войн, но и после того, как Генрих стал королем. Они не забыли ему гугенотского прошлого. Бороться с Габсбургами Генрих решил в союзе с протестантскими странами. Но в самом начале его внешнеполитических интриг король был убит фанатиком-католиком, Жаном Равальяком в 1610 г. Если о гибели Генриха lll не жалели, то о Генрихе lV скорбили, ведь он – объединитель страны. Впервые после Карла Великого его тоже прозвали Великим.

§ 73. Франция при Людовике Тринадцатом.

Генриху Бурбону наследовал его 9-летний сын Людовик (1610-1643). Регентшей при нем была мать, Мария Медичи, но её больше занимал выбор фаворитов, чем государственные дела. Сюлли был вынужден уйти в отставку, казна расхищалась. Потребность в деньгах привела к созыву Генеральных штатов в 1614 г. Но сословия не пришли ни к какому соглашению и собрание было распущено.

В 1624 г. к власти был привлечен умный, энергичный и целеустремленный кардинал Ришелье, ставший первым министром, он почти неограниченно правил страной. Повзрослевший и ставший самостоятельным король Людовик был настолько умен, что не вмешивался в дела своего первого министра, которому вполне доверял бремя государственных забот. После 1630 г. король оказывал Ришелье неизменную поддержку в самых трудных обстоятельствах.

При Ришелье окончательно оформился французский абсолютизм – королевская власть вышла и из-под дворянского контроля. Под его руководством было завершено построение политической системы, Ришелье становится оплотом и, отчасти, даже теоретиком абсолютизма.

Следует заметить, что тот образ Ришелье, холодного и расчетливого интригана, мрачного и лицемерного деспота, ученые теперь считают необъективным. Он сложился под влиянием отношения к нему аристократии, не любившей кардинала за оттеснения ее от управления страной. Но внимательное изучение многочисленных документов, частично ранее неизвестных, позволяет увидеть в Ришелье искуснейшего дипломата своего времени, умелого и разностороннего администратора, носителя идеи французского национального единства и создателя величия Франции на международной арене. Кардинал сумел прибрать к рукам весь государственный аппарат страны. Все ответственные лица были одновременно его помощниками и лично ему преданными.

Основы своей политики Ришелье изложил в книге "Государственные максимы, или Политическое завещание". Книга была опубликована уже после его смерти, и многие историки оспаривают авторство кардинала. Но едва ли это верно, ибо книга отражает мысли Ришелье, его принципы, которые он в той или иной степени воплотил в своей политической деятельности.

В своей политике Ришелье, в первую очередь, отражал интересы дворянства. Но, укрепляя монархию и страну, он был вынужден развивать промышленность и торговлю, то есть создавать условия для роста буржуазии, к которой он относился с дворянской спесью, понимая, однако, что без ее финансов и ее деятельности сильную страну не создать.

Сильная Франция была не самоцелью. Кардинал продолжил политику Генриха lV: готовил страну к войне с Габсбургами. Для этого было необходимо сломить своеволие знати и самостоятельность гугенотов. Не щадил он и саму церковь, подчинив ее государственным интересам. Он добивался разрушения замков тех, кто не проявлял лояльности властям, в 1628 г. запретил дуэли, подчеркивая, что дворяне должны проливать свою кровь только за короля в борьбе с его врагами, а не в бессмысленных убийствах.

Решение проблемы гугенотов диктовалось тем, что при малолетнем Людовике Хlll они вновь активизировались и стали отделяться от центральной власти. В 1628 г. королевская армия во главе с самим первым министром осадила центр гугенотского сопротивления – крепость Ла-Рошель. Чтобы не допустить помощь с моря, кардинал приказал отделить от него город дамбой, а с суши окружить рвом. И после упорного сопротивления, не выдержав полной блокады, крепость капитулировала.. В результате поражения гугеноты лишились своих крепостей, упразднена была их администрация, суды, уничтожена их политическая организация. Однако религиозной свободы кардинал не тронул, поступив в духе совета Рабле, призывавшего никогда не доводить врага до крайности, ибо отчаяние придает силы. Гугенотам сохранили их религиозный культ особым Эдиктом милости в 1629 г.

Ришелье провел и реформу государственного управления, приспособив власть к нуждам абсолютизма. Были созданы подобия министерств. Государственные секретари со своим аппаратом ведали отдельными отраслями: финансами, промышленностью, торговлей и т.п. Для усиления центральной власти Ришелье ввел институт интендантов – особых чиновников, назначавшихся из центра в провинции. Государственный совет, состоявший из аристократов, потерял в итоге свое значение.

Активная внешняя политика Ришелье требовала больших расходов. Сильно выросла не только армия, разросся и чиновничий аппарат. Это, естественно, привело к увеличению налогов, что вызывало многочисленные восстания. Против увеличения тех или иных налогов и введения новых выступали и крестьяне, и горожане, иногда даже зажиточные. Многие из восстаний были весьма организованными, что относится не только к городским, но и крестьянским выступлениям. Иногда во главе восставших оказывались дворяне, чаще из-за личных обид на администрацию. Восстания оказались столь многочисленными, что власти нередко шли на уступки, отменяя введенный или увеличенный налог в тех местах, где это вызывало наибольшее недовольство. Но при первой же возможности с зачинщиками расправлялись жестоко, в духе времени.

В целом, Ришелье оставил Францию в сложном экономическом положении, принеся страну в жертву амбициозной внешней политике. Кардинал также игнорировал объективно происходивший процесс создания гражданского общества. Он создавал величие абсолютистской Франции только на основе государственной власти и не видел необходимости гармоничного сосуществования государства и нарождавшегося общественного движения.