Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История средних веков 2-2.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
745.47 Кб
Скачать

§ 52. Борьба германского императора с князьями после поражения крестьянской войны. Аугсбургский религиозный мир.

Подавление крестьянских выступлений исключительно силами князей их весьма усилило, так же, как и распространение Реформации, подорвавшей авторитет католической церкви. Князья стали присваивать церковные земли и имущества. Некоторые церковные иерархи, чтобы не лишиться богатств и власти, отказывались от сана, осуществляли секуляризацию церковных имуществ, которым пользовались и превращались в светских князей. Так поступил, например, гроссмейстер Тевтонского ордена в Пруссии: отказавшись от своего звания, он превратился в герцога Прусского со столицей в Кенигсберге. Так осуществлялась "княжеская" Реформация.

Но так поступали далеко не все князья. Часть их была настолько напугана происходившими изменениями, Крестьянской войной, что предпочитала сохранить католицизм. На этих князей и решил, наконец, опереться император Карл V в борьбе с князьями-реформаторами. Он долго отсутствовал в Германии, воюя с Францией и Турцией, все еще надеясь осуществить свои великодержавные планы. Но участие князей в Реформации заставила его вернуться. Он опасался, что они, усилившись за счет церкви, станут совершенно независимы от императора.

В 1529 г. император и князья-католики на рейхстаге, потребовали от князей, осуществивших секуляризацию, отказаться от лютеранской ереси. Князей-лютеран там оказалось меньше, и рейхстаг утвердил требования католиков. Впоследствии князья-лютеране опротестовали это решение, считая его несправедливым. С тех пор лютеранская религия и стала называться протестантской.

Карл V решил покончить с протестантами. Но когда он вступил в Германию, протестантские князья уже успели подготовиться к встрече с ним. В 1530 г. они образовали свой, так называемый, Шмалькальденский союз. Началось длительное противостояние с частыми военными столкновениями. Лишь в 1546 г. князья-протестанты были разгромлены Карлом, и он стал повсеместно восстанавливать католицизм и укреплять свою власть. Вот это оказалось не по вкусу всем князьям, даже его союзникам – католикам, которые также не желали усиления императорской власти. Против Карла образовалась широкая коалиция из протестантских и католических князей. В итоге Карл V в 1552 г. был разбит и едва избежал плена.

Видя провал своих планов, из-за которых он воевал почти все свое царствование (целых 25 лет войн), в 1555 г. он отрекся от императорского престола, оставшись лишь испанским королем. Спустя год он умер в Испании. Германию он передал своему брату Фердинанду l, а Испанию с Нидерландами и Италией унаследовал его сын Филипп ll.

Фердинанд l не имел сил бороться с князьями и заключил с ними в 1555 г. так называемый Аугсбургский религиозный мир. Согласно этому соглашению, каждый князь мог выбирать себе веру. Католицизм и протестантизм уравнивались в правах. Но подданные должны были признавать ту веру, которую выбрал их князь. То есть "чья страна, того и вера", как тогда говорили. Большинство северогерманских князей выбрали протестантизм, южногерманские и австрийские – католицизм. Этот мир надолго закрепил раздробленность Германии, к которой теперь добавилась и религиозная.

Новая лютеранская (протестантская) церковь превратилась в орудие власти князей-протестантов. Главой церкви признавался сам князь, учреждалось особое учреждение консистория. Проповедями занимались пасторы, находившиеся на государственной службе и получавшие жалованье. Приходский священник получал право толковать Писание и власть над прихожанами. Церковь была, естественно, отделена от Рима, отменены многие дорогостоящие обряды. Такая церковь одинаково хорошо служила и княжеской власти, и бюргерству городов.

В дальнейшем лютеране-бюргеры отличались пассивным протестом против княжеского абсолютизма. Но Реформация в Германии дала толчок реформационному движению в Европе. У многих европейских народов она стала символом и важным элементом национального пробуждения, роста национального самосознания.