Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_V_A_Tomsinova2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
27.12.2019
Размер:
12.89 Mб
Скачать

Глава 20. Англо саксы

§ 1. Государственный строй

Происхождение и развитие государства англо-саксов. Бри­тания, как полагает большинство исследователей, была слабо рома­низованной страной по сравнению с Галлией. Романизация косну­лась главным образом верхних слоев населения. С половины III в. н. э. Британия стала подвергаться нападениям германских племен. В начале V в. из Британии были выведены римские войска для защиты Италии от вторжения варварских племен. После этого нападения германцев на Британию усилились. В ожесточенной борьбе коренное население (кельты) частью погибло, частью было оттеснено на север и запад острова. Таким образом, завоеватели не расселились среди покоренного населения, а заняли завоеван­ные части территории Британии сплошными массами.

Длительная борьба с коренным населением содействовала уси­лению королевской власти у вторгшихся племен. По мере того, как отдельные группы завоевателей продвигались в глубь страны, они образовали довольно значительное число небольших государств. В VI в. из них сложилось несколько более крупных государств, а в дальнейшем процессе борьбы между этими государствами обра­зовались три королевства, поглотившие остальные. Среди этих го­сударств постепенно выдвинулось одно — Уэссекс, королевство за­падных саксов, которому в первой половине IX в. удалось объе­динить остальные под своим господством. С конца VIII в. Англия подвергается набегам датчан и норвежцев. При короле Альфреде Великом (871—901 гг.) датчане захватили почти всю территорию Англии. С большим трудом западным саксам, руководимым коро­лем Альфредом Великим, удалось отстоять свою независимость, но северо-восточная часть острова осталась за датчанами. В на­чале XI в. Англия вторично подверглась нашествию датчан. Анг­лией стала управлять датская династия, наиболее выдающимся представителем которой был король Кнут Великий (1017—1035 гг.). После смерти Кнута его государство распалось. В 1042 г. английс­кая корона вновь перешла к англо-саксонской династии (уэссекс-кой) в лице короля Эдуарда Исповедника. После смерти этого ко­роля, в 1066 г., англо-саксонская знать избрала на престол одного из своих представителей — Гарольда. Правление Гарольда про­должалось недолго. В этом же 1066 г. герцог Нормандии Вильгельм вторгся в Англию во главе армии, составленной из выходцев из Нормандии и других французских областей. При Гастингсе армия

Вильгельма, впоследствии получившего наименование Завоевате­ля, одержала победу над англо-саксами. Король Гарольд пал в бит­ве. После этого Вильгельм был провозглашен витенагемотом — советом англо-саксонской знати — королем Англии. Так окончил­ся англо-саксонский период английской истории.

Общественный строй. Насколько можно судить, в эпоху за­воевания Британии англо-саксы жили родовыми общинами. Основ­ным их занятием было земледелие. В дальнейшем господствую­щей формой стала соседская община. Из совокупности земельных имуществ, принадлежавших общине, отдельным семьям выделя­лись наделы, состоявшие сначала во владении этих семей, а за­тем перешедшие в их собственность. Размер этого надела (гайды) колебался в различных местностях, но в среднем составлял 120 акров (50 гектаров) пахотной земли. Кроме этого надела семье при­надлежали дом и двор (усадьба). Что касается лугов, лесов, выпа­сов и т. д., то последние продолжали оставаться собственностью общины, а отдельным семьям принадлежало лишь право участия в пользовании этими угодьями. Однако уже с очень раннего вре­мени наряду с общинами мы встречаем крупные земельные вла­дения, принадлежавшие королю, церкви, а также родовой и слу­жилой знати.

Города в англо-саксонскую эпоху имели второстепенное зна­чение и были населены главным образом земледельцами.

Наиболее многочисленным классом населения Англии были свободные — кэрлы, владевшие в ранний период англо-саксонской эпохи вышеуказанным наделом (гайдой). Кэрлы являлись полноп­равными гражданами: они пользовались правом участия в народ­ных собраниях, правом очистительной присяги и т. д. Обида, на­несенная кэрлу, возмещалась взысканием (штрафом) в его пользу.

Выше кэрлов стоит родовая знать — эрлы, обладавшие не­сколькими земельными наделами (гайдами). В хозяйстве эрла за­няты уже полусвободные и рабы.

Что касается полусвободных (лэтов), то последние находились на чужой земле и платили за нее оброк землевладельцу, от кото­рого они находились в известного рода личной зависимости. Лэты, в случае причинения им обид, имели право на их возмещение, мог­ли приносить очистительную присягу на суде в качестве сопри-сяжников, могли даже состоять в ополчении и т. д.

Рабы с точки зрения права не имели собственной личности. В случае причинения рабу какого-либо ущерба взыскание за это поступало в пользу его господина. За ущерб, причиненный рабом, отвечал его господин на тех же основаниях, как за ущерб, причи­ненный его животными. Состояние раба было наследственным. Сво­бодный человек мог стать рабом, продав себя (а равно и своих де­тей) в рабство, а также за долги. Рабство у англо-саксов было до­вольно развито. Часть рабов находилась на земельных участках,

им отведенных, уплачивая из продуктов своего труда известную долю своему господину. Другие рабы находились при дворе госпо­дина. Раб мог выкупиться на свободу. Церковь оказала смягчаю­щее влияние на положение рабов: была воспрещена работа рабов в воскресные дни (согласно закону уэссекского короля Ини раб, работавший по распоряжению своего господина в воскресный день, становился свободным), за плохое обращение с рабом на господи­на налагалась церковная кара и т. д.

Таково было состояние англо-саксонского общества в ранний период его развития.

В дальнейшем, после укрепления частной собственности на землю, земельные наделы начали дробиться. Положение свобод­ных (кэрлов) стало ухудшаться вследствие ряда причин (разори­тельные войны, различные повинности, штрафы и т. д.). Владель­цы измельчавших земельных наделов не были в состоянии нести военную службу, которая переходит к знати — родовой и служи­лой. В руках этой знати стала сосредоточиваться земля свобод­ных кэрлов. В то же время из среды кэрлов выделился слой за­житочных; в тех случаях, когда их земельные владения достига­ли пяти гайд, они были обязаны нести военную службу, зачисля­ясь в состав королевских дружинников (тенов). В результате ари­стократия, состоявшая из представителей родовой и служилой знати, в том числе выделившейся из среды свободных, образует военное сословие, подчинившее себе известную часть свободного населения. Социальное значение свободных падает.

Процесс возвышения знати сопровождался переходом земли, принадлежавшей ее собственникам по народному праву (фольк-ланд), в руки аристократии и церкви. Насколько можно судить, предметом пожалования служила не только пустопорожняя зем­ля, но и заселенная. Земля, пожалованная во временное, пожиз­ненное и даже наследственное владение, носила название "бок-ланд", т. е. владения, пожалованного по грамоте.

К началу VII в. англо-саксы приняли христианскую веру. По мере принятия этой веры в отдельных королевствах основывались особые епископства. В конце VII в. эти епископства объединились вокруг архиепископа (Кентерберийского). В дальнейшем было об­разовано еще одно архиепископство (Йоркское), но первенствую­щее значение принадлежало первому. Церковное управление ста­ло централизованным. Это было одним из факторов, подготовив­ших политическое объединение Англии. Отдаленность англо-сак­сонской церкви от римских пап содействовала тому, что эта цер­ковь занимала более независимое положение в отношении папской власти, чем церкви романских государств на континенте Европы. Богослужение велось на местном языке. Свои внутренние дела цер­ковь решала самостоятельно. Духовенство собиралось для этого на съезды (синоды). Представители духовенства участвовали в раз­

решении светских дел в собраниях сотен и графств, а также в ви-тенагемоте. Здесь же рассматривались всякого рода судебные дела (кроме чисто церковных, находившихся в ведении епископа) ду­ховных лиц и тяжбы, возникавшие между ними и мирянами. Ду­ховные лица не были изъяты от общегосударственных налогов и повинностей. Церкви принадлежали значительные земельные вла­дения.

Государственное устройство и управление. К IX в. англо-сак­сонское государственное устройство приняло следующий вид.

Низшей единицей было село. На сельском сходе (талимот) ре­шались хозяйственные дела (севооборот, выпас и т. д.), соверша­лись различного рода сделки, разверстывались налоги и т. д. Ис­полнительной властью являлся сельский староста, первоначально избиравшийся сельским сходом, а впоследствии назначавшийся ко­ролем.

Следующей инстанцией была сотня, объединявшая несколь­ко сел. Собрания сотни происходили ежемесячно. На них присут­ствовали крупные землевладельцы сотни и представители сел в лице местного священника, сельского старосты и четырех выбор­ных из числа наиболее состоятельных лиц села. Исполнительным органом сотни был выборный старшина, напоминавший тунгина у франков. По мере усиления королевской власти в сотне появился представитель короля — сотник (герефа). Постепенно он оттеснил на второй план старшину и стал председательствовать в сотен­ном собрании. Сотенное собрание ведало раскладкой налогов между отдельными селами, свидетельствованием различного рода актов и сделок, рассмотрением судебных дел и т. п.

Несколько сотен образовывали графство. Собрания графства происходили два раза в год. На них присутствовали крупные зем­левладельцы, епископ, должностные лица графства, а также пред­ставители сел: местный священник, староста и четверо выборных из числа наиболее состоятельных лиц села. Во главе графства стоял эльдормен (earldorman), представитель родовой знати, назначав­шийся королем совместно с советом знати — витенагемотом. Пред­ставителем королевской власти в графстве был шериф, назначав­шийся королем и напоминавший графа у франков. В руках шери­фа сосредоточивались управление королевскими имениями, сбор штрафов в пользу короля и т. д. Постепенно в ведение шерифа перешла охрана общественного порядка и безопасности. Он так­же сделался председателем собрания графства, оттеснив эльдор-мена. На собраниях графства совершались различные гражданс­кие сделки, производились раскладки налогов, рассматривались вопросы, связанные с обороной страны, отправлялся суд по граж­данским и уголовным делам.

Высшим государственным учреждением являлся витенаге-мот — собрание "мудрых". В его состав входили король (иногда с

женой и сыном), епископы (а к концу англо-саксонского периода и значительное количество аббатов), высшие сановники двора, ко­ролевские дружинники, представители знати. Компетенция вите-нагемота распространялась, в сущности, на все сколько-нибудь важные государственные дела. "По совету и с согласия" витена-гемота король издавал законодательные акты, решал вопросы вой­ны и мира, вводил налоги и т. д. Витенагемот являлся верховным судом. Ему принадлежало право избрания и низложения королей. Несмотря на это, королевская власть осталась довольно сильной до конца англо-саксонского периода.

Финансы. Главнейшим источником покрытия государственных расходов были доходы с земельных владений короля. У англо-сак-сов (как и у франков) не проводилось различия между государ­ственным хозяйством и частным хозяйством короля. Король соби­рал с населения "фирмы", т. е. так называемые "добровольные" приношения. Эти сборы производились с населения, не находив­шеюся на личных владениях короля. Король получал торговые и рыночные пошлины, часть судебных штрафов и т. д. В отличие от королевства франков к концу англо-саксонской эпохи в пользу короля стал поступать прямой налог — так называемые "датские деньги". Этот сбор производился сначала в экстренных случаях для отражения датских набегов, но затем принял регулярный ха­рактер.

Вооруженные силы. Англо-саксонское войско представляло собой, в сущности, народное ополчение, состоявшее из свободных людей, владевших полным земельным наделом (гайдой) и обязан­ных в силу такого владения состоять в ополчении. Для защиты страны от нападений с моря каждое графство было обязано сна­ряжать определенное число кораблей с экипажем.

Развитие феодальных отношений. По мере возрастания мо­гущества знати и понижения социального значения свободного на­селения происходит процесс развития частной власти знати. Внут­ри свободного населения развивается расслоение: наделы дробят­ся, отчуждаются, сосредоточиваются в руках отдельных семейств и т. п. Население разоряется вследствие тяжести различных по­винностей, на него падавших, в частности, отбывания военной службы, уплаты штрафов. Наблюдаются случаи прямого захвата крупными землевладельцами владений мелких путем насилия. Эти обстоятельства, так же как и во Франкском государстве, способ-ству-ют развитию коммендации — отдачи себя под частное по­кровительство социально-сильных элементов. Свободные люди ста­новились держателями земельных владений своих покровителей. Эти последние получили наименование глафордов (или лордов). Между ними и лицами, отдавшимися под их покровительство, ус­тановились отношения личного подчинения. Как и во Франкском государстве, такого рода отношения стали формой управления. Го­

сударственная власть их укрепляла: в одном из памятников пра­ва — правде короля Ательстана (X в.) — мы находим требование, чтобы каждый свободный человек имел лорда. В то же время го­сударственная власть возлагает на глафордов (лордов) обязанно­сти общественного характера, делая их ответственными за пове­дение людей, стоявших под их частным покровительством. Закон короля Эдмунда (около 943 г.) устанавливает, что "каждый чело­век отвечает за своих людей и за всех, которые находятся на его мире и на его земле". Возлагая на лорда ответственность за пове­дение находившихся под его частным покровительством людей, го­сударственная власть, естественно, должна была стать на путь рас­ширения его прав в отношении указанных выше людей, напри­мер, в виде предоставления ему права на получение известной части штрафов, взимаемых с этих людей за совершенные ими пра­вонарушения, и т. п. Постепенно в руки лордов передается ряд публично-правовых полномочий. Королевская власть передает лор­дам право юрисдикции над зависевшим от них населением, т. е. право суда над ним. Право юрисдикции стало передаваться лор­дам в отношении не только зависимого от них населения, но и в отношении населения, не бравшего у них землю, но жившего на определенной территории.

Вместе с этим королевская власть передавала лордам свои права на взимание натуральных или денежных сборов, а также производила через их посредство взыскание сборов (например, "датских денег") в свою пользу.

Королевская власть передавала лордам также права на не­которые личные повинности населения, например, делала их от­ветственными за отбывание воинской повинности населением, про­живавшим на территории, подведомственной лорду.

Передача публично-правовых полномочий неизбежно приво­дила в дальнейшей стадии развития к установлению подчинения экономического характера: свободный был обязан не только яв­ляться в суд лорда в качестве тяжущегося, но и стал рассматри­ваться как платящий подать вассал и вносящий ренту держатель.

В конце концов земельные владения знати оказывались изъя­тыми из ведения королевской власти, замененной властью лордов (иммунитет).

1 Несмотря на то, что одни и те же институты получали разное наи­менование в разных государствах, мы считаем целесообразным пользовать­ся одной терминологией.

В результате двух параллельных процессов — коммендации1 (снизу) и пожалования королевской властью тех или иных прав (сверху), а также предоставления земельных владений в виде бе­нефиция (под условием отбывания военной службы) — значитель­ная часть свободных людей стала зависимой. Ранее свободные села

подчиняются не представителю королевской власти, а лордам. Пос­ледние собирают налоги, требуют исполнения тех или иных по­винностей, отправляют правосудие. Власть лордов развивается далее: они устраивают в селах барские запашки, принуждая сво­бодных жителей сел их обрабатывать. Постепенно из этого разви­вается барщина, оброк. В дальнейшем лорд стал рассматривать все земельные владения села как свою собственность. Так, село пре­вратилось в барское поместье (менор), хотя оно при этом и сохра­нило свое (внутреннее) самоуправление. Менориальная система сло­жилась окончательно в период после норманнского завоевания. Ме-нор представлял собой не только земельное владение (поместье), но и единицу местного управления.